Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 30 (182), 2015 г.



ПОЭТИЧЕСКОЕ КИНО МИРУ НЕ НУЖНО

Жан-Жак Анно, кинорежиссер, Председатель жюри основного конкурса 37 Московского международного кинофестиваля, лауреат Премии "Оскар" и многочисленных мировых фестивальных наград, специально для газеты "Поэтоград".

— Месье Анно, я представляю газету "Поэтоград", орган Союза писателей XXI века. Это издание посвящено литературным процессам. Питер Гринуэй сказал однажды, что кино предало свою изначальную природу и убежало от братства метафор к рассказыванию бесконечных коммерческих историй. Как Вы думаете, есть ли будущее у поэтического кино, и какой фильм Московского фестиваля был наиболее поэтичным?
— Я не согласен с Питером Гринуэем, потому что в самом-самом начале истории кино, в начале XX столетия, фильмы создавались для ярмарок, они задумывались для очень простой публики. Знаете, кино считалось искусством только в очень немногих странах — России, Франции… Но другие страны всегда рассматривали кино как развлечение (entertainment) для необразованной публики. То, что мы видим сегодня, — это продолжение ярмарки, праздника, карнавала, с новыми, более изощренными формами. Интернет, видеоигры создают конкуренцию для пространства кино. Сфера развлечений стала шире, она охватывает все большую территорию. Но пока глобально кино ничто не угрожает, другие отрасли работают на более слабом уровне.
— Но это же печальный процесс. Или нет? Какой фильм был наиболее поэтичным на этом фестивале?
— На этом фестивале… Извините, но нам нельзя говорить о фильмах, которые мы видели. Это правило для членов жюри. Мы совершенно ни при каких условиях не можем давать ни малейшего намека на наше мнение о том, что мы видели.
— Я же не спрашиваю, кто какое место займет, — а какой фильм поэтичный? Ваша картина "Имя Розы" — один из самых моих любимых фильмов в жизни…
— Спасибо...
— В нем есть философские и поэтические слои. А в Вашей картине "Тотем волка", открывшей Московский кинофестиваль, исследуется природа стадности человека, природа стадности волка. Монгольская степь — это огромная красивая метафора. В Степи живут люди, волки, овцы. Изучив природу стадности, Вам печально смотреть на человека, так же, как на процесс коммерциализации кино?
— Я чувствую, что мы не можем остановить изменение мира. И сегодня, из-за пиратства, мы не можем, или нам очень сложно делать те фильмы, которые мы привыкли делать в предыдущие десятилетия. Потому что фильмы моментально крадутся пиратами. Чтобы сказать миру то, что я хочу, я должен "захватить" зрителя сразу. "Большие" фильмы должны удовлетворять всю публику в мире, в день премьерного показа. Потому что у Вас есть окно примерно в пять дней, перед тем, как пираты украдут Ваш фильм. Это проблема для любого высказывания, для картины любого содержания. Сама природа фильмов, их наполнение были изменены пиратством. Это существеннейшая проблема для творчества.
— Не могли бы Вы подробнее рассказать об этническом конфликте между монголами и китайцами в "Тотеме волка"?
— Знаете, это обычный конфликт между пастухами и земледельцами. Здесь нет ничего специфического для Монголии или Китая. Африканские конфликты похожи на этот, потому что — это два разных взгляда, два отношения к природе. Культура кочевников проявляет гораздо большее уважение к природе, чем земледельческая.
— Есть ли будущее у поэтичного кино и у экранизаций литературы?
— Я думаю, поэтическое кино — это тот тип кино, которое вы видите на фестивалях. Оно не интересует мир, за исключением маленьких аудиторий. И глобальный тренд не обещает ничего хорошего поэтическому кино. Глобальный тренд — к легким, поверхностным историям "бам-бам", визуальным эффектам. И когда мы говорим "история"… Да нет, не история, а очень много действия и "развлекательных" визуальных эффектов. Но никакой глубины.
Спрашивал, беседовал и записывал

Юрий ЖУКОВСКИЙ,
фото Ирины Кудиной



Яндекс.Метрика