Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 39 (191), 2015 г.



Валентина Гончарова
Афинская школа
(поэма)


Посвящается моему отцу
Исаеву Ивану Егоровичу



Вступление

Идея! Выше — Идеал!
От прозы книг ведет штурвал,
В свет поэтических зеркал,
Чтоб мысли древний ареал

В них отразился очертаньем новым.
Всегда возвышенна, мудра и не сурова,
Немая этика заговорила словом
Сегодняшнего дня. Его основа

Сокрыта в древнем. Актуальна снова
Идея — Человек — "чело" и "век"…
Умов возвышенных  бесценно ожерелье,
В них восхищает к мудрости доверье.



Глава 1

О, чудо жизни! Силою и знаньем
Ты побеждаешь тьмы вселенской лед.
Таинственны далеких звезд посланья,
Повсюду жизни формула живет.

Под крыльями тишайшего дыханья,
Где дремлют вдохновенье и полет,
И в бархате молчанья мирозданья —
Флуктуаций мир симфонией поет.

Потенциален сердца стук, и знанье
В гармонии иных миров плывет,
И светозарных всполохов посланье
Ростки живого вещества несет…

Рассыпаны планеты, метеоры
И мириады солнц в бескрайней мгле.
Застыли беспредельные просторы —
Жизнь засветилась тайной на Земле!

Какое чудо это означает:
Жизнь озарила маяком светить!
Отныне Разум колыбель качает,
Теплом способный холод растопить…

За жизнь в ответе сокровенный Разум,
Восставший из вопроса: "Быть — не быть?"
И если все — борьба и вдохновенье,
Наш идеал — свет истин защитить.


Нести в потоке времени ученья.
Где Идеал есть Ариадны нить…
Ему труды людей, их сотворенья.
И сердца устремленья посвятить!



Глава 2
 
Гомер, Гесиод, 7 мудрецов.

Итак, коль Разум вышел в свет
И есть средь звезд чело,
На все он должен дать ответ:
И как умерить зло?
Что значит "лучший?"
Как им стать?
И страх ли всем судья?
Как нам унынье побеждать?
Какой он — идеал?

Гомер — древнейший из певцов,
Героем звал того,
Кто за  страну и за отцов
Погибнуть был готов.
Ахилл и Гектор — два врага,
Но оба — высоки!
Разумны, сдержанны всегда
И небесам близки.
.   Един с природой человек
И боги им — вожди.
Они все видят, и от них
Прощения не жди!
Но есть Судьба! Ее Закон
Чтут уровни всех сфер.
Здесь идеал, похоже, в том:
ПОРЯДОК — он для всех!
И в "Одиссее" сам Гомер
Напомнил нам о том,
Что правда лишь одна — пример,
Благой поступок — то,
Что любят боги… Но гневит
Их беззаконье в нас…
И пусть у слов старинный вид —
Они свежи сейчас.

Вот, Гесиод — "Труды и дни",
Пусть назиданий много в них,
Но есть высокая идея,
Что Справедливость одолеют
И Труд — все горести судьбы.
Трудись и будешь справедлив,
И счастлив будешь и красив.
Разумным станешь и богатым,
Клятвой верной, правдой знатным.
И Зевс, увидев мир благой,
Подарит век нам золотой!
Семь мудрецов. Сказал Фалес:
— Подымется тот до небес,
Кто знает правило  святое,
И не простое — золотое
"Не делай то ты никому,
что неприятно самому!"
"И старость чти" — Хилон добавил.
"Не богатей дурным путем",
"Умеренность люби" — из правил,
Что привнесли Питтак, Солон.
А Периандр о наслажденье
Сказал, что  "бренное оно,
И только честь для нас спасенье
И в ней — бессмертие само!"
Здесь — мудрость — высший идеал!
Но  человек таким не стал…
Увы! Старо противоречье:
"Он много знал, но поступал…"

Анаксимандр — в глуби веков
Постиг загадку и изрек.
Оставил нам клубочек слов,
Но не распутан тот клубок:
"А из чего все возникаем,
туда же разрешимся все.
Необходимость управляет,
Согласно ей — все в колесе.
И наказанье нечестивость
Несет в пространстве в нужный час,
Возмездие и справедливость
Повсюду настигают нас…"
Нестле и Ницше, Трубецкой,
Нойгойзер, Дитрих, Маковельский,
Рассел и Лосев — ум земной
Не разъяснил сей фразы веской.
Быть может, ты, читатель мой,
Спустя века, тысячелетья,
Прочтешь этический закон
И расшифруешь "апейрон"?!
Анаксимандр идеал
Нам в отношенье показал:
Отдельной части к общей массе
Души отдельной — к Мировой.
Насколько точно в жизни частной
Реализован общий строй.
Необходимость мировая
Диктует нам порядок свой,
Нас через Разум направляет.
Но у гордыни путь иной…



Глава 3
 
Гераклит

В честь Гераклита я хочу
Зажечь особую свечу!
Огонь живой — его идея,
Основа жизни и добра.
Идея мира вечно реет,
Горит и завтра, как вчера.
Сияет Логос мерой дивной.
Он был и есть — святой огонь,
Несотворенный, неизбывный,
Он — Суд и Разум, Свет и Трон,
Он — Бог, и все, что Он — прекрасно,
И Справедливо, и Закон!
И все, что с ним— средь звезд согласно,
Где мудрость — истинна. Смысл в том —
Чтоб через жизнь постичь стремиться
Высокий Логоса закон.
И кто пустился в путь нелегкий,
Направив к кузне светлой шаг,
Постигнет огненные строки
И в ритме звезд начнет дышать.
С природой находясь в согласье,
Он справедливым может стать.
 Жить чтобы в мире безопасном,
Всем надо Логос постигать,
В огне его, как в идеале,
Ответы точные искать.
И горе тем, кто отвернулся:
Остынет разум их и дух,
Погрязнут в распрях и споткнутся
Об алчность, глупость — грешный круг…
Все в цельном Логосе едино,
Оттуда все и все — в него…
А, если кто проходит мимо —
Печальна участь у того…
Гасить велит нам своеволье
Мудрец эфесский — Гераклит.
А посему — Природы волю
Исполнить: с Логосом дружить,
Познать Гармонию пространства,
Чтоб спеси яд свой растворить,
Поскольку Логос — Постоянство
И Разум в тайниках хранит.
В нем — суть, основа для единства
И понимания людей.
Признав природы материнство,
Любовь вкушаем мы детей.
"И вовсе бы не стало лучше,
когда б сбывались все мечты:
живя лишь по закону чувства,
мы не достигнем чистоты".
А, значит, всем нужны законы,
Ведь есть Закон  у Божества.
Им следовать сквозь все препоны
Есть долг народа, естества.
И пусть трудна к добру дорога,
Один, коль лучший, для меня,
И десять тысяч может стоить —
Единый с тайною огня! —
И продолжает древний гений —
И править лучшие должны!
Сотни веков и поколений
Прошло… Господь, но где же мы?
 Открыта правда мизантропства
Всем Гераклита хлестких фраз:
Души неразвитой холопство
И ныне угнетает нас.
Но есть понятье "наилучший"
Средь размышлений мудреца.
Немного их, кто свои души
Сверяют с правдой без конца.
Сияет истина пространства
Избранникам со всех времен,
Их вечной славы постоянство
Влечет, а не безумный сон,
Где преходящее сверкает
Приманкой ложною монет,
Где "аки скот" толпа вкушает
И плоть, и блуд, отринув свет…
Судьба по праву избирает
Средь прочих лучших из людей.
Аристократы духа знают
Нектар возвышенных идей!
И лучший жребий им вручает
Философ волею своей!
У Гераклита воедино,
Как высший принцип бытия,
Дан синтез в Логосе Едином:
Закон плюс Долг, плюс Знания.



Глава 4
 
ПИФАГОР

Античных идеалов море
Безбрежно. И о Пифагоре
Заметим вскользь, когда о нем
Сказать бы можно целый том.
"О воспитанье", "Государство"
И "О природе" он писал.
Искал познанья в древних царствах,
Его звездой был — Идеал.
Он сам пытался идеально
В земной обители прожить,
Общину высокоморальных
Из современников сложить.
Живущим рядом и потомкам
Подать реальный образец,
Что не в блистательном далеко,
А в нас есть Разума венец!
Он с беспредельностью пределы
Души обыденной скрестил,
В мир воплощений вторгся смело
И слушал музыку светил.
Он славил Солнце в Высшей сфере,
И там Гармонию искал,
А Землю вместе с атмосферой
Он к низшей сфере отсылал.
Венец творенья, человека,
Он на две части разделял:
Где тело, бренное от века,
И духа вечного астрал…
И полон был он тайной веры,
Что человек, избранник звезд,
Есть синтез высшей с низшей сферой —
Так безразделен его рост!
Раскинулся во все пространства,
Он — перекресток мировой,
В нем смертно тело, все, что страстно,
Но вечен юный дух златой.
Он есть единство тлена с жизнью,
Живой и мертвою водой,
Он воскрешает мир старинный
И созидает новый, свой.
"Разумное одно бессмертно,
А остальное — тлен и прах",
И станут зло и глупость пеплом,
А суд хранит возмездья страх.

Он ввел число в основу мира,
В нем — справедливость и закон!
Гармонией в земную лиру
Через число был посвящен…
Он первый исчислил, что счастье,
Есть добродетельная жизнь,
В ней — лад, здоровье, друг — участник
Пиров духовных, грустных тризн…

 Познал души перерожденье,
Учил спасать ее скорей,
Чтобы высокое стремленье
Присуще было только ей!
Его слова, что: "Жизнь — игрища:
На состязанье в ней одни,
Другой, торгуя смыслы, ищет,
Но счастливы ведь не они…
Его вкушают только третьи,-
Те, кто глядят на остальных…
Они беспечны, точно дети,
Но и разумней всех они.
Как будто им открылась тайна,
Что где-то Истины чертог,
И сколько душ в просторах дальних,
Тропинок столько к ней, дорог.
И тут не важно, что ты делал,
Главнее, как творил добро.
И был ли справедливым, смелым
В борьбе нещадной с личным злом.
У Пифагора свой итог:
Где светит Истина, там Бог!
Да, идеал там обитает,
Где совести родник питает!



Глава 5
 
СОФИСТЫ

Звучит сегодняшним укор
В словах, что молвил Протагор.
Четыре сотни лет назад
До эры нашей он сказал:
"Всему есть мера — человек:
Вещей, событий, гор и рек.
Его душа и мысль его —
Начало и конец всего.
Способен разум лишь учесть:
Что существует — значит есть,
А коль не видно существо,
То значит нету ничего!
Примат над Космосом с тех пор
Дал человеку Протагор.
Он революцию свершил:
Венец природы возложил
На голову его дитя,
Творца в нем видя… И хотя
Всеобщего он только часть,
Пророк увидел мысли страсть!
Ее универсальный дух,
В том, чтобы Космос не потух.
И силу знаний не тая,
Нашел ту меру бытия,
Где соразмерно все, логично,
Где норма то, что гармонично.
Софисты жили в идеале,
Они высоты познавали
Далеких истин… И для нас
Для веры той не пробил час.
Сама реальность — Человек,
Стал мудрецом в далекий век…
Но лишь особая реальность,
Которая не часть, не вещь,
А ключ священный, идеальный
В пути познанья и исканий,
В трудах и днях веков и дней.
Ключ, открывавший мир бескрайний,
Мир окружающих вещей.
И он не просто постигает
Закон Природы, тайный смысл.
Не только в мир его внедряет,
Но сам рождает смело мысль.
Законы правды объективной,
Сам, субъективный, он несет.
И там, где мир лежит старинный,
Он свой, культурный создает.
Творец умом универсальным
Он у софистов заслужил
Мерилом стать планеты дальней
И предводителем светил…
И на ландшафтах дивных, вечных,
Природой созданной самой,
Он воздвигает человечий,
Затейливый культурный слой.
И вот уже Второй Природой
Он приближает Идеал.
Здесь торжествуют Ум, Свобода —
Их ставит он на пьедестал!

Античный свет! Певцы науки,
Вы Этику нашли во мгле.
И обучали ей без скуки:
Искали Небо на Земле!
И до сих пор все о культуре,
Что нам оставил Протагор,
(забытый в книгах и в натуре),
Поныне привлекает взор!
В нем мир живейший отражен.
Но человек, подобно Богу,
От прочих тварей отделен!
Он мыслит, говорит и строит,
Огнем божественным силен.
Отныне он творит природу,
Культура — имя той сестры.
Совсем иной она породы,
Она  от мыслей, что остры
И возникают в человеке!
И пусть придуман тот закон,
Он от сознания зависит.
И много есть лазеек в нем.
Но Стыд и Правда укрепляют
Культуру внутренним огнем.
Законы эти направляют
Святые Боги в каждый дом.
Иначе — будет мир порушен
Культурный, новый мир идей,
И одичают наши души,
И рухнет Идеал людей!

Какие вечные идеи,
В них веры пристань и добра!
Идея равенства людей,
Что Гиппий указал вчера.
Идея, что культуре учат,
И мудрость нам преподают,
А Идеал лишь там получат,
Где Стыд и Правду стерегут!



Глава 6
 
ДЕМОКРИТ

"Для всех людей одно и то же благо,
Одна и та же истина для всех!"
Но щедрому приятно то, что скряга
Скорей осудит и отдаст на смех.
Мы — разные! Но всех объединяет
Стремленье к удовольствиям во всем!" —
Так Демокрит о человеке рассуждает,
Раскрыть пытаясь идеалы в нем…
"Ведь удовольствие граничит с пользой, славой!
Неудовольствие — ошибок беспредел" —
И эта мысль явилась самой главной
Из множества, что он сказать успел…
"А славу составляет долг, гражданство,
Когда забота общая у всех:
Что выше интересы государства
Средь прочих дел, событий и утех.
И чтоб оно разумно управлялось,
А не стенало в происках глупца,
И чтобы благо всех предпочиталось
Бесстыдной пользе личной без конца…
И лишь хороший кормчий в государстве
Есть блага общего соборность и оплот,
В нем сила всех, и радость, и единство,
А без него — мир рушится, гниет!"
Его пленит Гармонии идея,
Где соразмерны мир и человек.
Разумный там ключом святым владеет
От сфер, где счастье охраняет век.
Всех выше воспевал он справедливость,
Наказывал бежать от дел худых,
Где результат всегда — несправедливость:
Счастливей жертва из таких двоих,
Страдающего жребий выше,
Несчастней тот, кто зло приносит нам!
Сократ, за ним Платон его услышат
И повторят сей постулат векам!

Стремленье к счастью окрыляет будни,
Оно — мотор, движение само.
Да, к удовольствию настроены все люди,
Не мы, а нас в пути встречает зло!
И Демокрит пытается законы
Природы вечной чутко уловить,
Чтобы найти сокрытые препоны,
Мешающие счастье укрепить.
Сказал, что — зло в миру, что — благо,
И нравственность сумел определить
Как то, чему учить скорее надо:
Культурна нравственности суть.
Он в этике свой ясный путь составил,
Что "Демокрита Линией" зовут.
В ней "эвтюмию" в центр поставил,
Где ровность духа высшим благом чтут!
Цель жизни — тишина, невозмутимость,
И безмятежность, и благой настрой,
       Доверчивая, детская наивность
И трон бесстрашия, где помещен герой.
Живет душа спокойно и неспешно,
Не подчиняясь глупости людской,
Не возмущенная ни страхом, ни успехом,
Она светла, как волны в штиль морской!
Не сотен душ! — Покой одной и благо —
Основа справедливости страны,
 Когда в домах ответна радость —
Правители в деяниях верны!
О, Демокрит! Основы гуманизма
Ты в демократию Эллады заложил.
Ни капитал, ни опыт коммунизма,
Людей в такой простор не выводил!
Здесь блага индивида выше прочих,
Лишь надо научиться различать


Границу удовольствий, где средь прочих —
Неудовольствие должны  предвосхищать.

Однако мир иллюзий и желаний
Многообразен, ярок и силен.
Встает задача меры и сознанья,
И то, что есть над-личностный закон.
И разделил философ наслажденья
На радость духа и телесный рай,
Сказав при этом, что "души влеченья,
Капризам тела ты предпочитай!"
Достоинство не формах рук и талий,
А в направлении характера, идей.
Все, что душа — Бог  предоставил,
А остальное — заблуждения людей!

Условие второе называет
Нам Демокрит для благости души:
Где мера надлежащая блистает.
Законы ее духу хороши.
Излишек тот покоя нас лишает,
А недостаток — повод для тревог…
Совет толковый нам он предлагает:
"Сравни удел свой с теми, кто убог,
И помолись, что милость проявляет
Господь, коль не лишил нас рук и ног…
Живи без зависти к тому, кто побогаче,
Всяк избегай сравнения, вражды.
Уравновешенность мудра, а это значит,
В соперничестве вовсе нет нужды!

Но как добиться меры духа стройной,
И в удовольствиях себя остановить?
Для Демокрита рассудительность пристойна,
Лишь сильный побеждает чувства прыть!

Глупцы не могут жизнью наслаждаться,
Пусть даже долгий им подарен век.
И радость — высшее духовное богатство,
Не испытает глупый человек!
Лишь Разум задает страстям всем меру,
Обуздывает их, распознает,
И отделяет вечное, во-первых.
От временных утех, где боль живет.
А, во-вторых, сам разум — наслажденье,
И к идеалу созерцания влечет.
Он принимает верное решенье,
Приносит радость, утешенье и почет.
Он в Идеал имеет разрешенье,
Сам весь — покой и удовлетворенье —
Разумность нас к спасению ведет!

И пусть Прекрасное всегда далеко,
И путь к нему, что тропка среди скал,
Ценой усилий, муки одинокой,
Мы приближаем совершенства идеал.
Легко зато дурное и простое,
Нас Демокрит о том предупреждал:
Учить высокому пусть дорогого стоит,
Чтобы дурным бесплатно сын не стал!
Ученье человека лепит, строит,
Природу перестраивает вновь,
Чтоб мир искал, что на добре настоян.
Зло — от невежества. И только ум — Любовь!
И Боги доброе дают все людям,
Но безрассудство, слепота ума,
Уводит многих к злобе, пересудам —
Порочна невоспитанность сама.
Он Стыд за Протагором выделяет,
Учил стыдиться самого себя!
Здесь долг как регулятор выступает
Поступков верных! Только долг любя,
По Демокриту, личность побеждает!
Он в трех искусствах личность видит всю,
Три дела делать хорошо нас призывает:
Во-первых, мыслить хорошо,
А во-вторых, сказать ту мысль умело.
Тот к идеалу ближе подошел.
Кто завершает все хорошим делом!
О, Демокрит, отрадно в час безумный
Понять: нетленна Истина, живет!
И ныне только лишь разумный
И мужеством, и прямотой слывет.
В нем сила убеждения сильней,
Фальшивых договоров средь людей!
Сознанье долга, сила убежденья
Удерживают слепо зло творить.
Они надежней высших принуждений
Естественно велят законы чтить!
Он повторил, что Стыд — продукт культуры,
И с ранних лет призвал ему учить.
И через музыку, гимнастику в натуре
К стыду и к долгу граждан приводить.
Он придавал огромное значенье
Стыду и Долгу в круговерти дней —
Мосту между общественным рассудком
И сердцем собственных и чувственных страстей.
Но жизни идеальной, наконец,
Достоин все ж избранник средь людей.
К таким относится лишь праведный мудрец:
Законы носит он в душе своей!
Он выше государства, его норм,
Поскольку сам он — житель высших зон,
И для него мораль —  привычный дом,
Естественно закон прописан в нем!
Здесь, говоря словами Демокрита,
Законы призваны лишь нечисть обуздать;
Мудрец, он знает: все пути открыты,
Тому, кто ведает, как радость познавать!
Такому все условности излишни,
Как повзрослевшему опека от родных,
Они на сферы справедливых вышли,
А там законы — строже всех земных!
Какие современные слова!
И Демокрита этика права.
Правее права, где глухи слова,
И выше нрава, где слепа глава…
Был убежден он в тот далекий век,
Что стержень мира — только человек,
Основа — он! Общество — потом!
Свой идеал он видит в том,
Что из дилеммы — "Я" и "Род людской" —
Важнее личность и ее покой,
А общество — это уже второе!
Мораль здесь не дубовый идол,
А утвержденье индивида!
Того, кто чтит закон и справедливость,
Хранит спокойная и светлая душа.
Там крепок сон и утро — тайны диво,
 Тот в Эвтюмии радость посвящен…
Но горе всем, вне долга кто и чести,
 Кто не хранит моральности закон.
Тот пребывает в страхе, злобе, мести…
Увы! Не ведает покоя он!
Здесь идеально — счастье индивида,
Его покой, путь мира, не коррида
Военная. А чтоб покой царил,
Надо, чтоб строй демократичным был!



Глава7
 
СОКРАТ

Сократ, твой философский взгляд
Ведет людей тысячелетья
И пусть уже не те созвездья
Нас восхищают и манят,
Что знало древних поднебесье —
Высоких мыслей звездопад
Каскадом до сих пор летят!
Спустились небеса на Землю,
Стал ясным для простых людей
Божественный простор Вселенной
И суть возвышенных идей.
Мудрейшим среди всех живущих,
Сократ означен в Дельфах был,
Поскольку интеллект могучий
В божественных пределах жил…
Из всех идей о мирозданье
Он человека выделял —
Природы высшее сознанье —
 Его он апогеем звал…
Уже тогда он понимал,
Что суть Природы и накал
Ее энергий, отражений,
 Ее начала и конца,
И главный замысел Творца —
Сосредоточены все в нем!
Разумном, вздорном, добром, злом,
Но средь существ совсем особом:
Себя и мир познать способном,
Смеяться, мыслить и страдать…

О, Человек! Себя познать
Призвал впервые ум высокий!
Сократа голос одинокий
Поныне актуальней всех.
Да, в человеке Человек
Не найден в двадцать первый век.
И в мысли гений актуален,
 Что человек — продукт морали,
И пуповиною своей
Он в Вечности привязан к ней.
Философ мира, моралист,
Взял человека чистый лист,
 Его исследовал он норов,
            В известных диалогах, спорах,
Природы главный пьедестал
Он Человеку передал,
Его морали как основе,
Культуре, что приходит внове
В благих деяниях людей,
И беспредельности идей.
Он убежден был в силе правил,
Духовных прежде… Их восславил,
Как способ улучшать людей.
Смысл добродетельности всей
Он в этике высокой видел,
Ей обучал, ее предвидел
Основой жизни и добра.
Не жизнь — лишь Истина права!

Идей своих он не писал,
Свое ученье рассказал
Он современникам своим.
Платон поведал их другим.
Так жил Сократ, как проповедал.
Он человечеству поведал
Урок этических высот.
По чистоте его поймет,
От Бога праведный народ.
 Судьба его есть идеал,
Ее этический накал
Реальным подвигом предстал.
"Превыше всех людей — закон!" —
Учил своих сограждан он —
И час пришел, и пред судом
Он снова поддержал закон.
Пусть речь пошла о нем самом,
Но сам себе — судья и брат,
Он смело выбирает яд.
Нечестен был афинский суд —
Мудрейшие законы чтут,
Даже когда они лукаво,
Под стать чинам продажным, лгут.
Нет! Не наивны, не смешны,
Такие подвиги нужны,
Дабы возвысить род людской
Поступка чистой красотой!
Велик Учитель среди нас:
Ценою жизни Право спас!
Не только право, но и правду,
Что жертвенна меж нас подчас.
И пусть клеветники хулят.
Он уходил, не осуждая…
Мудрейший лучше прочих знает,
Что дух важней телесных благ,
И что Закона общий флаг
Важней флажка любого дома.
Чтобы не впасть в раздора омут,
Законы чтить обязан всяк
И уважать Единый флаг!

Началом истинных начал
С античной ясностью считал
Сократ связь блага и добра:
"Лишь благо украшает жизнь —
Ты к удовольствию стремись,
И помни: зло ведет к страданью,
Порождено оно незнаньем.
Но разным — разное приятно,
Иных страданье непонятно…
А, значит, выбор все решает.
И здесь искусство выступает
В потоке истину узнать
И ей усердно обучать".
Отсюда тезис основной
Мудрец оставил нам с тобой: —
"Добродетель  — это знанье,
Путь ученья, труд исканья.
А Мораль  — пути Сознанья,
Размышленья. Ее суть —
Духом крепость мирозданья
Беспредельного скреплять…"

Но у каждого — свой путь,
Свой итог, свои пространства,
Значит, мнение свое
От толпы непостоянства
Надо четко отделять.
Предпочесть всему его
Нам Сократ совет дает,
Потому что с давних пор:
"Спор с собою — худший спор!"
(Все обычно хотят
Получать лишь добро,
Но отдать самому —
Здесь простому уму
Сто дистанций шагать
До поступка — отдать"
И лишь шаг до того,
Чтоб отнять у кого…)
 Сократ признавал:
Лишь мудрейший узнал
Добродетель и стал
Добродетельным сам.
Мир огромен, широк,
Путь в просторы далек.
И его только Бог
Может растолковать.
Человек есть окно —
Золотое звено,
И, себя познавая,
Станет мир постигать…
Для Сократа Мораль
Посильнее Судьбы,
Она сила и сталь,
Она — мускул борьбы…
По культуре ценил
Человека Сократ,
Где не чин важен был,
А моральный собрат.
Не от денег добрей
Можем стать и светлей,
А скорей — от добра
К нам приходит пора —
Богатеть, встретить славу
По моральному праву!
Правит Нравственный Разум
Всей Природой, людьми.
И разумный обязан
Обуздать свои дни,
Чтобы мудрой частицей
Общий ритм созидать,
Чтобы к знанью стремиться,
Чтоб счастливее стать!
Мысли ширь постигая,
Он сумел разгадать:
"Сколько б ни узнавали,
Больше будем не знать!"
И мудрец, постигая
Бездны круг, душу в нем.
Наконец, заключает:
"Знаю только о том,
Что не знаю, не знаю
Ничего обо всем!"
Горизонт убегает:
Так велик окоем.
Черпай! Не исчерпаешь
Звезды только умом.
Идеал — это Чудо!
Все великое в нем.



Киренаики

Был независим Аристипп,
Науку Радости вести
Он взялся в этике античной.
Все в ней сегодня необычно:
Нова позиция, язык
(Хоть он Сократа ученик).
Считал мудрец, что ощущенья
Лишь прибавляют нам ума.
А Человек — все тот же город,
Который вечно осажден:
Он знает, что внутри, но ворог,
Как неизвестный мир кругом.
Считал, что без законов мира
Нам к Истине не подойти.
Хозяин внутренней квартиры
Способен вглубь себя идти,
И там, в потоках ощущений.
Доступный встретится ответ.
"Познай себя из ощущений!" —
Сократу вторит он вослед.
Разумный, в радостных событьях
Свой опыт станет собирать,
Через приятные открытья
Мир вечный можно объяснять.
Не важен в чувствах способ счастья,
Все — благо, если сладок миг.
Во всем дозволено участье.
И жертвы вопиющий крик,
Мир постигая сладострастьем,
Нам тело полнотою власти
Миг удовольствия дарит…
А дух — абстрактное участье
В конкретном опыте хранит.
И не зовет философ счастьем,
Что в прошлое ушло, в мечту.
Лишь настоящий день всевластен,
И розы свежестью влекут!
А мир богат противоречьем:
И мудрый путь не значит — рай,
Часто  глупец бывает встречен
Удачей, бьющей через край…
Учиться звал он с  наслажденьем.
И узел бед не разрубал…
Изящно все его ученье.
У Аристиппа Идеал
Далек от сложных восхождений —
Великому он уступал…
Но миру важен Аристипп
Своею верой в человека,
Волею вольною в пути,
И вольность выбора от века.
Его доступен Идеал —
Душе и телу — наслажденье!
Он чувств восславил капитал
И путь познанья в ощущеньях.
Считал, что и в пути ученья
Быть наслаждение должно.



КИНИКИ

За Аристиппом Антисфен
В другую крайность нас уводит.
Изнеженность изгнав совсем
Он в аскетизме смысл находит.
Сократа верный ученик,
За ним он твердо уверяет:
"Кто добродетели постиг,
Тот счастье в жизни обретает.
Не рассуждения в словах,
А лишь поступки убеждают.
И только в правильных делах
Мы благородство обретаем.
И сборищ шумных избегает
Мудрец, который точно знает:
"Что есть у всех, то скрыто в нем",
Сумей лишь волю обуздать
И действиями управлять.
Беседовать с самим собою
И не зависеть от других.
Дано возвышенным душою.
Свободна мудрость всякий миг!"
Добро красиво и едино,
Оно распахнуто для всех.
Но безобразна зла лавина.
И берегись ее потех!

Средь киников мы Диогена
Достопочтенного найдем.
И образ жизни, несомненно,
В стихах по-новому прочтем.
Он говорил, что тоном выше
Приходиться порою брать,
Чтоб ученик его услышал
И верно стал бы подпевать.
Весь смысл — телесную потребность
Свести на минимум вещей,
К духовному умножить ревность,
Став Гражданином Всех Идей!
Сам Император Всего Мира
В беседе с ним был поражен
Стал Диоген ему кумиром
(О Македонском речь ведем…)

Он в разговоре с мудрецом
Признался, будто бы смущен,
Что стать мечтал бы Диогеном,
Не будь суровый царский трон…
Философ — Царь всей Ойкумены.
Империи идей, мечты —
Без войн. Трагедий неизменных,
Врагов, вещей и суеты.
Империя, где нет порока,
Без жертв условностей, борьбы,
Где правит всем сама Природа,
А люди лишь ее рабы,
Прямы, чисты и аскетичны,
И в массе общей все — равны!"
Фонарь возжег философ века,
Искал средь дня, во тьме ночей,
Искал усердно Человека,
Но не нашел… Мрак средь людей —
Он тело видел, только тело,
Гримасу смеха без лица…
Шутом прослыть стало уделом
Непонятого мудреца!
Идея внутренней свободы
Венчает киника мечту.
Бежать из городов в Природу,
Чтоб духа множить  красоту.
Но бегство — это не свобода,
Оно — для слабого народа.
Жить правильно, скорее значит,
Как человек! Не по-собачьи.
Достойным и разумным быть
И крайности все исключить.
По киринаику вся радость —
Несметных ощущений сладость,
Но многие в конце пути
В стремленье от себя уйти,
Став к жизни сладкой равнодушны,
Желали смерть принять послушно.
И уходили друг за другом
Кружа по чувств слепому кругу…
У киренаика — иное:
Став удовольствию изгоем,
Он к низкой приходил натуре.
Считал презрение к культуре
Отныне нормой утвердить
И по-собачьи скудно жить…

Удел один у крайних взглядов —
Оригинальное им надо
В копилке знаний обрести
И до абсурда довести…

Итак, античность, пятый век.
Здесь суеверный человек
В умах великих возникает.
Достоин счастья он. И сам
Его в законе обретает.
Законны — этика, мораль,
Всей нравственности магистраль
Проложена по тем законам.
Но люди в разные вагоны
Попали в современный век,
В античности берет разбег.
Среди мыслителей  высоких,
В ученьях редкой глубины.
По сути, нам они даны
На все эпохи, времена,
Там истина обретена,
Неуловима и вольна…
Она в трудах растворена
Пытливых пионеров духа.
Через познание друг друга
На ощупь к истине мы шли,
Но даровалось озаренье
Иль вдохновенное прозренье
Особо зорким мудрецам.
И философии отцам
Обязаны мы, без сомненья,
Культуры общей достиженьям.
А негативное — вне знанья,
Продукт незрелого сознанья.
Мир отвечает бескультурьем.
Прав Демокрит: "Не учат дури,
Она всегда и без труда
Царит в пространствах и туда
Готовы все попасть, в натуре,
Коль некому учить культуре".
Забыли нравственность для всех,
Науку обратили в смех.
И боле некуда нам падать:
Погибнуть нам, или всем надо
Встать! И через прошлый лабиринт
Найти спасительную нить!
Разнонаправленные силы
Терзают путь нам  до могилы.
Цель общества и человека —
Все время разные они —

В далекие и наши дни.

Дух — синтез воли, разуменья,
Частного, общего веленья,
Чужого блага, cвоего,
И чтобы не было того,
Что значится противоречьем…
А выбор — Богом ли отмечен?
Вопрос поставлен столько раз!
Но — нет ответа и сейчас!

Окончание в следующем номере "Поэтограда"



Яндекс.Метрика