Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 38 (243), 2016 г.



ПОЭЗИЯ КАК УСПЕХ

Обилие талантливых людей и осознание их полной невостребованности в "реальном мире" —  2 главных тезиса, которые приходится воспринять, окунувшись в литературную среду. В моем случае это произошло в 24 года —  за плечами были экономическое образование и профессия маркетолога, за душой —  пара неплохих стихотворений и желание показать себя. В силу своих занятий (маркетолог —  это в первую очередь человек, который ищет пути развития, приводящие к рыночному успеху) я попытался найти причины сложившегося положения и варианты выхода из него.



о причинах

Всем хорошо известно, что литература в советское время была передовой культурной сферой, которая пользовалась наибольшей поддержкой государства. Это означает, что писатели и критики, работавшие в этот период, могли, не задумываясь о конкурентной борьбе литературы и других культурных сфер за внимание людей, спокойно заниматься своим творческим делом, получая в большинстве случаев справедливое вознаграждение. Таким образом, ввиду популярности литературы и избытка внутренних ресурсов внутри нее, люди заботились лишь о том, как перераспределить их в свою пользу, но не о расширении общей ресурсной базы путем рыночной экспансии (борьбы за рыночную долю других культурных сфер). Поскольку такое положение дел было характерно для литературы на протяжении десятков лет, данные правила игры последовательно переняли несколько поколений писателей, что сделало их базовыми и общепринятыми. Нет ничего удивительного в том, что моментально лишившись государственной поддержки, литераторы не смогли быстро перестроиться в режим конкуренции за внимание аудитории в условиях нехватки ресурсов. В результате тиражи литературных журналов упали в сотни раз, литература в целом ушла из неспециализированных изданий, а драгоценное внимание аудитории переключилось на что-то другое. Иными словами, мы оказались полностью вытесненными с рынка.
Необходимо отметить, что похожие события в этот период происходили и в большинстве отраслей российской промышленности (позволю себе сделать это нестандартное сравнение), но с одним существенным отличием. Для индустрии необходим спрос на продукцию, который обеспечивает работу заводов (закупку материалов, ЗП рабочих, аренду помещений и т. д.). Поэтому у производителя товаров в кризисное время оставалось всего 2 варианта поведения —  либо адаптироваться к условиям новой экономики и, выдержав рыночную конкуренцию, продолжить свою работу с прибылью, либо объявить себя банкротом и продать активы. Для литературы в силу нетребовательности к ресурсам (что нужно поэту для творчества? — бумага и ручка) и фанатичной преданности делу ее адептов (поэт готов писать стихи без вознаграждения, ведь это его призвание) стал возможен третий вариант — создание литературных произведений без всякого вознаграждения и поддержка литературного процесса силами энтузиастов. Славу же литераторам заменило ее ожидание в будущем (я бы назвал это явление "идеей отложенной славы"), которое подкреплялось памятью о былой популярности и уважении к писателям. Увы, каких-либо выводов о причинах неуспеха литературы сделано не было. Каждое новое поколение литераторов перенимало старую, давно уже не актуальную установку на приводимую выше борьбу за внутренние литературные ресурсы (которые свелись к возможности печататься в журналах и выступать на мероприятиях, аудитория которых сократилась с многомиллионной армии любителей до узкого круга специалистов) при полном отсутствии борьбы за глобальный рынок. И до сих пор современный поэт не видит в нелитературных сферах (таких, как поп-музыка, рок, рэп, театр, разговорные жанры и т. д.) конкурентов, у которых можно было бы отвоевать часть аудитории.



Варианты развития

Основная проблема состоит в том, что именно на перечисленные нелитературные сферы и направлено все внимание людей. Свободной аудитории, согласно базовым принципам рыночной экономики, на рынке не существует, а, значит, появление долгожданного интереса к поэзии невозможно без включения поэтов в конкурентную борьбу с представителями иных культурных сфер за внимание к себе. И если сейчас главными конкурентами поэта могут быть сосед по общежитию любимого мною Литературного института, или известный в узких кругах литературный мэтр, то в будущем ими должны стать такие люди, как Дима Билан, Баста или Сергей Безруков. Столь глобальное изменение наших целевых установок в полной мере обосновано текущей ситуацией. Согласно моим наблюдениям, в писательской среде уже начался процесс разочарования в "идее отложенной славы". Поэты постепенно начинают осознавать, что, если ситуация с интересом к литературе не изменилась за прошедшие 25 лет (а это как раз время смены поколения), то надежда на ее улучшение, например, в последующие 25 лет, крайне мала. Думаю, что в конечном итоге этот процесс вызовет отток талантливой молодежи из поэзии, и по мере смены поколений, заставших советскую литературу, на тех, кто всю свою жизнь писал в условиях отсутствия интереса к своим произведениям, этот процесс будет только усиливаться. И так, положение современной поэзии я считаю критическим, и выход из него вижу в начале конкурентной борьбы за аудиторию с другими сферами культуры и шоу-бизнесом.
Далее будет логично поговорить о наших возможностях начать и достойно вести эту борьбу.
Я лично знаю немало людей, которые написание прекрасных стихов совмещают с работой на достаточно значимых должностях. Среди поэтов, например, встречаются популярные теле- и радио ведущие, крупные ученые и журналисты, организаторы массовых мероприятий, политики и т. д. Общей чертой практически всех этих успешных и уважаемых людей в настоящее время является то, что они избегают публично позиционировать себя в качестве поэтов. Кроме того, они, как правило, не используют собственные профессиональные возможности и ресурсы для продвижения поэзии (поэт, который профессионально занимается организацией массовых мероприятий, вряд ли включит в свои проекты литературную часть, даже если она вполне в них вписывается; поэт, связанный с политической властью, не станет лоббировать среди чиновников интересы современной литературы; поэт, являющийся ведущим на популярном радио или телеканале, вряд ли предложит запустить передачу о современных литераторах в эфир своего СМИ). Можно сказать, что поэзия для этих людей (с учетом того, что пишут они превосходно и считают литературу делом своей жизни) является некой почти подпольной деятельностью, которую не принято широко афишировать и развивать, используя служебное положение и личные связи. Безусловно, если этот подход изменится, и каждый поэт в сфере своей нелитературной деятельности и в силу своих возможностей начнет лоббировать интересы родной поэзии, то это будет достойным первым шагом в деле привлечения долгожданных читателей.
Не стоит забывать и о сотрудничестве с другими культурными направлениями —  совместные проекты с представителями любой достойной культурной сферы способны привлечь к поэзии дополнительную аудиторию (которая в данном случае будет считаться не отвоеванной у другого жанра в конкурентной борьбе, а общей, или, другими словами, пересекающейся). Потенциально успешным мне видится чтение стихов под живую классическую музыку и постановка поэтических спектаклей в театре.
Большие надежды я возлагаю и на использование современных технологий. В первую очередь, это касается съемки и продвижения поэтических видео, а также создания и развития видеоканалов, посвященных современной литературе.



Вечные вопросы, ставшие мотивацией

На вопрос о том, зачем мы пишем стихи, мы можем ответить "для себя" и не покривить душой. Но что если задаться вопросом о том, зачем нам дана возможность это делать? Неужели вся красота и энергия нашей поэзии предназначена только лишь для нас самих? Всегда ли нам нравится то, что смотрят, читают и слушают окружающие? Способно ли наше творчество обогатить культурный контекст, в котором живут люди? Можно ли с его помощью изменить общество?
Я думаю, что настал момент, когда необходимо поставить перед собой все эти вопросы и, ответив на них, начать действовать.  Возможно, тогда наша борьба друг с другом за вещи, ценность которых убывает с каждым годом, сменится на общую сплоченность в достижении одной действительно великой цели.

Александр БУЛАНОВ



Яндекс.Метрика