Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 43 (248), 2016 г.



Людмила КОЛОДЯЖНАЯ
ИДУ МОСКВОЙ. МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ

 



Людмила Колодяжная — поэт, литературовед, автор-исполнитель. Родилась, живет и работает в Москве. Окончила 52-ю математическую школу и механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1973 по 1990 год работала в Лаборатории вычислительной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в области компьютерной лексикографии. В 1985 году окончила заочную аспирантуру Института языкознания РАН. В 1987 году защитила диссертацию на степень кандидата филологических наук по специальности "Математическая лингвистика". Диссертация "Структура словарного текста в аспекте машинной лексикографии" была опубликована в издательстве НИВЦ МГУ (1987 год). С 1990 года по 2008 работала в Институте русского языка РАН старшим научным сотрудником. С 1994 по 2011 год работала в проекте В. П. Григорьева "Словарь языка русской поэзии 20 века" — как создатель и ведущий компьютерной базы Словаря, так и в качестве соавтора-составителя статей и члена Редколлегии. Опубликовано 5 томов Словаря (2001–2014 гг.) и книга "Собственное имя в русской поэзии. Словарь личных имен" (2005 год. В соавторстве с В. П. Григорьевым и Л. Л. Шестаковой).
Стихи начали публиковаться в начале 90-х годов — в журналах "Радуга" (Таллинн), "Грани" и т. д. С 1994 года — член Центрального дома ученых Российской Академии наук — секции: "Собеседник" (художественное слово) и Литературное объединение. С 1999 года стихи публикуются в сети Интернет. С 2000 года — член Союза литераторов России. С 2007 года — руководитель Литературного объединения Центрального дома ученых Российской Академии наук (www.lito-cdu.ru. сайт: Лито на Пречистенке). Дипломант премии "Выдающийся деятель культуры" 2009 года. Победитель Международного конкурса "Золотая строфа" — 2011 (Стихи о любви), 2012 (Философская лирика), 2013 (Городская лирика). С 2014 года — член Союза писателей ХХI века. Издано около 20 альбомов песен на стихи Людмилы Колодяжной. Композиторы: Ольга Кузьмичева, Инна Николаева, Александр Долгополов, Александр Матюхин. Официальный сайт: www.likolod-poet.ru



ИДУ МОСКВОЙ

Как на призыв забытый твой —
как в забытьи — иду Москвой,
когда высок над головой
звук предпасхальный, колокольный.

А я не знаю, как сберечь —
как тайну таящую — речь, —
как путь твой строгий пересечь
моей тропинкою окольной...

Пусть не сейчас — когда-нибудь,
когда пройду твой тайный путь —
шагами постигая суть —
судьбы изгибы, повороты.

Когда над головой плывут
колокола — когда зовут
не в наш покинутый приют —
в небес распахнутых ворота...



ТВОЙ ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ НЕ ЧИСЛИТСЯ В МОСКОВСКИХ РЕЙСАХ

"Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон..."
            Николай Гумилёв

Твой Заблудившийся трамвай
не числится в московских рейсах,
но ты мне шепчешь: "Не срывай
цветов, пока идешь по рельсам,

запутавшимся в тишине —
пути кончаются обрывом —
покуда ты идешь ко мне,
пусть длится жизни тот отрывок,

написанный твоей рукой
когда-то мне — неровен почерк —
пока стоишь ты над рекой,
но, пусть она сверкнет, как прочерк,

пока стоишь на крутизне
паломником воздушных рейсов,
покуда ты идешь ко мне
по травам, спутанным, как рельсы".

Ты шепчешь мне: "Не забывай,
тебя по свету ангел водит...
Мой Заблудившийся трамвай
тебя из тупиков выводит..."



ПО ПЕРЕУЛКАМ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ

"Вольно я выбрала дивный град..."
            Анна Ахматова

Средь влажных лип в перелесках темных,
в лад тополиной гонимой метели,
дай мне расслышать мотив бездомных,
скрип растущих мачт корабельных –

песню последнюю, ту, что выше
древних лип в перелесках влажных,
дай мне мотив бесприютных расслышать –
с него начинается повесть каждая.

Чтобы сердцу казалась отрадой
песня, подслушанная невольно,
словно прошли незнакомым Градом,
по переулкам Первопрестольной,

до окраин Новодевичьих,
чтоб с каждым шагом ясней казалось,
нам приют — в этом граде величья,
там где песня — бездомной осталась,

там где расстались мы с колыбельным,
снежным мотивом метелью гонимых,
в лад растущим стволам корабельным,
влажным, липовым, тополиным...



ДОМ МАРИНЫ В БОРИСО-ГЛЕБСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

"Забудешь ты... — чердак-каюту,
Моих бумаг Божественную смуту..."
   Марина Цветаева

Ты возьми на память мой свиточек —
о прогулке — в Москве огромной...
Переулочка тонкая ниточка
привела нас к старому дому.

Переулок тот отзывался
эхом... Ветвями густыми
был укрыт, и путь назывался
именами князей — святыми.

И смотрела на дом старинный —
с пустыря, где небо просторней,
легендарный поэт — Марина,
в камне вставшая, в свете горнем.

И три тополя были рядом,
будто стражи судьбы ее трудной,
в память тех, стоявших оградой
перед домом другим — в Трехпрудном.

А лучи фонарей, чуть блеклых,
освещали чердак-каюту —
сквозь прорезы узкие окон —
освещали бумаг ее смуту,

что была для поэта — Божественна,
(взгляд иначе видит с Голгофы)...

Как нам здесь прозвучали торжественно
ее самые горькие строфы!



МОСКОВСКИЙ ДОЖДИК

"...Он подает куда как скупо
Свой воробьиный холодок…"
            Осип Мандельштам,  1931

"Как пройти", — меня спроси,
как на улице прохожий —
в этот день, где моросит
надо мной московский дождик.

Пусть твой кружится вопрос
в западне души, как эхо,
как внезапная прореха
неба — в ворохе берез.

Ведь, скучая по речам
голосов, лишь мне известных,
я прошу, чтоб твой звучал,
приучая к благовестной

ноте той, что на века,
как невидимая свая,
держит звуком облака,
к узам с высью призывая.

"Как найти", — спроси меня,
как на улице прохожий –
путь, ведущий в кущи дня,
так на райские похожие.

Мой ответ падет, как тень,
что — с твоей — в тот час сойдется:
"Есть тропинка в этот день,
но она сквозь ночи вьется,

ночи, где затерян след
голоса, на твой похожий,
где тебя со мною нет,
мой случайный, мой прохожий..."



МЫ УЖЕ НЕ ВСТРЕТИМСЯ В НЕСКУЧНОМ

"Он тоже — сад. В нем тоже — скучен
Набор уставших цвесть пород.
Он тоже, как и сад, — Нескучен
От набережной до ворот..."
            Борис Пастернак

Мы уже не встретимся в Нескучном,
в лучшем, запорошенном Саду –
снегом, что летел с небес, из тучи...
И я знала, что с тобой иду

в этот день, как будто в день последний,
потому что  шел последний снег,
потому что  шли с тобой по следу
всех, кто расставался здесь навек.

А над нами спутанные кроны
ткали черно-белый свой узор —
призрачную сеть седым воронам,
а вдали тянулся в высь собор —

монастырь послушника Андрея
облачался, словно в ризы, в снег...
Шли. И ты словам моим не верил,
знал, что расстаемся мы навек,

разлетимся по московским клеткам —
будет сниться нам Нескучный Сад,
словно Райский, тот, в Завете Ветхом,
потому что — нет пути назад.



МЫ ПРОХОДИЛИ ДВОРОМ-ШКАТУЛКОЙ

"Дворов открытые шкатулки
хранят следы небытия..."
            Иосиф Бродский

Мы проходили двором-шкатулкой
с небесной крышей над головой,
и бесконечной казалась прогулка —
шли окраиной, ставшей — Москвой.

Казалось, что никого нет кроме
нас, уходящих в осенний сад...
А мы вспоминали о старом доме,
покинув его два часа назад.

Средь стен  тянулась мелодии лента,
потом наступала прощанья пора...
Короткое счастье — лишь просто лепта,
чтоб возводился воздушный храм —

без потолка, только с небом синим,
чтобы прозрачной была стена,
чтоб мы покидали его — иными,
сменяя старые имена...



ПРОСТОРЫ ГОРОДСКИХ ОКРАИН

"Эти окраины
Были оправлены
Вышками вырезными,
Кружевными кранами..."
            Новелла Матвеева

Пусть — жизнь уходит в переулки,
цветущих лип темны стволы,
дворов открытые шкатулки
щедры на прежние дары.

Просторы городских окраин
царящей на холмах Москвы,
где мы тропинки выбираем,
чтобы укрыться от молвы.

Что делать? Вечные скитальцы,
нам незнаком иной закон...
Для нас — закат распят на пяльцах
чуть вечереющих окон.

Любуемся — подъемным краном,
что одиноким журавлем
стоит — пред облачным экраном
и охраняет блочный дом.

И нить любого переулка
в такую даль всегда ведет,
туда, где кончится прогулка —
где горизонт чертой растет.



Яндекс.Метрика