Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 16 (273), 2017 г.



Людмила КОЛОДЯЖНАЯ
УРОК ВЫСОКИЙ



Людмила Колодяжная — поэт, литературовед, автор-исполнитель. Родилась, живет и работает в Москве. Окончила 52-ю математическую школу и механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1973 по 1990 год работала в Лаборатории вычислительной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в области компьютерной лексикографии. В 1985 году окончила заочную аспирантуру Института языкознания РАН. В 1987 году защитила диссертацию на степень кандидата филологических наук по специальности "Математическая лингвистика". Диссертация "Структура словарного текста в аспекте машинной лексикографии" была опубликована в издательстве НИВЦ МГУ (1987 год). С 1990 года по 2008 работала в Институте русского языка РАН старшим научным сотрудником. С 1994 по 2011 год работала в проекте В. П. Григорьева "Словарь языка русской поэзии 20 века" — как создатель и ведущий компьютерной базы Словаря, так и в качестве соавтора-составителя статей и члена Редколлегии. Опубликовано 5 томов Словаря (2001–2014 гг.) и книга "Собственное имя в русской поэзии. Словарь личных имен" (2005 год. В соавторстве с В. П. Григорьевым и Л. Л. Шестаковой).
Стихи начали публиковаться в начале 90-х годов — в журналах "Радуга" (Таллинн), "Грани" и т. д. С 1994 года — член Центрального дома ученых Российской Академии наук — секции: "Собеседник" (художественное слово) и Литературное объединение. С 1999 года стихи публикуются в сети Интернет. С 2000 года — член Союза литераторов России. С 2007 года — руководитель Литературного объединения Центрального дома ученых Российской Академии наук (www.lito-cdu.ru). Дипломант премии "Выдающийся деятель культуры" 2009 года. Победитель Международного конкурса "Золотая строфа" — 2011 (Стихи о любви), 2012 (Философская лирика), 2013 (Городская лирика). С 2014 года — член Союза писателей ХХI века. Издано около 20 альбомов песен на стихи Людмилы Колодяжной. Композиторы: Ольга Кузьмичева, Инна Николаева, Александр Долгополов, Александр Матюхин. Официальный сайт: www.likolod-poet.ru



ПОМНИШЬ — КАК БЫЛО РАНЬШЕ?

стихи к Благовещению

Помнишь, как было раньше —
отпускали на волю птиц мы
и не читали дальше
второй, от Луки, страницы.

Слово ловили каждое,
смотрели, как Слово восходит
над далью, куда однажды
Архангел к Марии входит

в плотницкий дом нищий,
где кружева стружек пахнут,
в будущее жилище,
где дверь Небесам распахнута.

В том доме Мария листает
Книгу, где говорится
о Ней — главу от Исайи...
Тень от крыла на страницу

падает, и мгновенно,
словно заговорила
даль — "Благословенна!.." —
летит из уст Гавриила.

И слово летит, как птица,
к тебе, и ко мне, и дальше —
с той, от Луки, страницы...
Помнишь, как было раньше?



КНИГУ ПРОРОКА ДЕВА ЧИТАЕТ

Урок высокий,
минутный тает —
книгу Пророка
Дева читает.

Строка, как древо,
слова раскинет —
"Во чрево Дева
Бога приимет..."

Рука послушно
листы листает,
слова воздушны
во снах Исайи,

слова горячи,
чтоб Весть не стыла,
в устах — летящего
Гавриила,

чтобы — чуть слышно,
листая устало,
Дева услышала
то, что читала...



БЛАГОСЛОВЕННА!

Она дочитала почти до конца
страницу. И тень соскользнула с лица,
как будто бы стертая чьей-то рукою.

Марии душа — возносилась к покою,
как будто бы вдруг совершала полет,
как после молитвы, средь тайных высот

старинного, Богом хранимого храма.
Послышалось — будто бы стукнула рама,
а может быть, это был первый испуг

девичьего сердца. Из сомкнутых рук
огромная Книга так медленно на пол
упала. Марии почудился слабый

небесный ли отблеск, иль шелест крыла?
Но свет возрастал, и рассеялась мгла,
и вот перед Девой — Небесный Гонец

с той ветвью оливы, что словно венец
всей будущей жизни — Ее окружила…
И тихо главу пред Посланцем склонила,

и Он произнес то, что раньше с листа
Мария читала… И стали уста
Архангела — словно устами Вселенной,
когда Он воскликнул: Благословенна…



ПЛЕЧИ ДЕВИЧЬИ ДЕРЖАТ ПРОРОЧЕСТВО

Птицы — круто так воздух месят,
что смещается точка зрения,
все плотней между нами завеса —
из-под крыл уходящего времени.

К марту здешнему прилагается —
влагой вешней израненный ветер...
Так, должно быть, стансы слагаются —
из скитаний, из нитей этих...

Разрывая воздуха сети,
птицы — первые тропки находят,
по которым спускаясь, ветер
превращений — вестью приходит,

той, что вечным лучом согрета,
перед вестью ручьем бегущим —
в руки Девы из Назарета,
этой вести с рожденья ждущей

и неведеньем полоненной —
о конце — ожидания срока,
но до срока робко склоненной
над строкой Исайи-пророка.

Ей неведомо, в одиночестве,
что грядущее — хуже бремени...
Плечи девичьи держат пророчество —
на века, без конца, без времени...



25 МАРТА,
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПО СТАРОМУ

Архангел с веточкой Благою
спешит к Ней. Маленькой рукою
выводит Дева — что покою

ей не дает — большие крылья
Архангела, что без усилья
отражены уже строкою,

давно заряженной Пророком
словами, вросшими в страницу...

Внимает Дева, и крупица
в ней зреет — будущего Бога,

и страх растет... Ведь так неравны —
Младенец, Дева, ведь на карте

стоит вся вечность — в позднем марте,
по старым вехам календарным.

И страх растет... Но без усилья
душа возвращена к покою,

и Дева маленькой рукою
огромные выводит крылья.



Я БУДУ ЖДАТЬ ТАМ,
ГДЕ ЦВЕТЕТ БССМЕРТНИК

Я буду ждать там, где цветет бессмертник —
меж нами снова вечность пролегла —
и ты придешь, уйдет ночная мгла,
расскажешь мне — о жизни и о смерти.

Но даже тишина — меня излечит,
в той тишине рождается апрель,
и утренняя редкая капель,
что в воздухе дрожит — дороже речи...

А за окошком в этот день воркует —
из облака возникший голубок,
и со страниц сдувает ветерок
песок, что мы — у вечности воруем...

И словно Ангел, голубь взглядом ищет
уже не Деву — только Девы тень...
И в Благовещенье, в седьмой апреля день,
икона Девы озарит жилище.

Я буду ждать там, где цветет бессмертник...
Движением замедленным руки
откроешь ты страницу — от Луки,
чтоб прошептать — о жизни и о смерти...



Яндекс.Метрика