Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 45 (302), 2017 г.



По законам гармонии и красоты
 
Евгений Степанов.
"Империи"



М.: "Издательство Евгения Степанова", 2017

В книжной серии "Авангранды" вышла новая книга поэта, литературного критика, издателя, истинного подвижника Евгения Степанова "Империи". В ней собраны стихи, написанные в разные годы. Поэтический сборник поражает многомерностью миров автора. Читателя сразу завораживает энергетика лирического героя, его жизненный и творческий опыт. Герой предстает в разных образах — растерянного юноши, зрелого мужчины, мудреца-философа. И это все он, его множественные alter ego составляют целостность его личности и неповторимой харизмы. Символичны строки из стихотворения "Портрет":

ты разный ты и стар и млад
стрелок-мишень в извечном тире
тебе сегодня пятьдесят
а завтра может быть четыре

С первых стихотворений подкупает простота, искренность, отсутствие позы. Глубочайшие мысли даются в афористической форме. О жизни и смерти, о любви и чести, о добре и зле написано исповедально и проникновенно.
Одна из центральных тем — Россия. Это и боль за родную страну, и гордость. Образ России многогранен:

Россия — сила Божия
И жар, и холода.
И дурь, и бездорожие…
И счастье, и беда
(из стихотворения "Восемь строк")

Или вот пример из стихотворения "Памяти Тютчева":

и страшна и грешна и — пригожа
и не нужно какой-то иной
это родина это надежда
а надежда навеки со мной

Написано стихотворение без знаков (как, впрочем, и многие другие стихи в сборнике — таков авторский стиль), в едином порыве и на едином дыхании.
В этой книге много посвящений и другим городам — Венеции, Парижу, Берлину… Но автор все время возвращается на Родину, в дорогое сердцу Быково, которое становится и отдохновением, и вдохновением, и прообразом "потерянного рая". Кажется, именно здесь живет душа автора, здесь ему хорошо и думается, и печалится: "жизнь это сосны в поселке Быково".
А что же такое жизнь? В чем ее смысл? Ища ответ на этот вопрос, Евгений Степанов создает яркие, самобытные образы и метафоры. Жизнь в его поэтической системе координат — это и "дежавю", и "горчащий перекур в курилке". Интересно раскрывается и тема смерти: "а смерть — точь-в-точь синица — / стучится в лед окна". Такой вот необычный, совсем не страшный, но очень запоминающийся образ.
Кажется, и лирического героя не пугает уход, ибо он верует в вечное возвращение, цикличность бытия:

Из нечто двигаясь в ничто —
И вновь (надеюсь) — в нечто

Или другой пример:

по кругу по кругу как стрелка часов
нельзя и песчинку закрыть на засов

А строки "топ-топ любовь и жизнь и смерть / и смерть и жизнь и все сначала" и вовсе навевают блоковское "умрешь — начнешь опять сначала / и повторится все, как встарь…".
Смерть не страшна, потому что вечна душа и сильна вера в воскрешение, идеи Фёдорова и великих космистов:

Жизнь это жизнь схватка духа и тела
Жизнь это Фёдоров общее дело

С одной стороны, время мимолетно, неудержимо, с другой — в этой мимолетности, "невыносимой легкости бытия" своя особая прелесть. Автору удается внутренним зрением запечатлеть самые важные моменты. Как, например, в стихотворении "Жили-были":

Время идет на убыль,
Быль превращая в пыль.

Отсюда рождается и мотив вариативности всего на свете, перетекаемости материи из одного состояния в другое, и мотив двойственности человеческой природы, ведь все может поменяться в один миг:

Эта грань точно краска размыта.
И богат иногда нищеброд.
И в герое — замашки бандита.
А бывает и наоборот.

Сталкивая разные жизненные позиции в стихотворении "Ночной разговор", автор лаконично, всего в нескольких строках показывает бездну, разделяющую двух людей. Но прелесть этих стихов в том, что у автора нет правых и неправых. Это жизнь, и совершенно разные точки зрения имеют право на существование. Просто каждому свое. Каждый приходит к своей истине в свое время. Такая открытость автора, его внутренняя свобода располагают.
Лирический герой склонен к созерцанию, наблюдению и рефлексии. Ведь иногда "слова только мешают понимать друг друга", как говорил Лис из "Маленького Принца". В сборнике затрагивается важнейшая для русской поэзии тема молчания. "Что наш язык земной пред дивною природой?", — вопрошает В. А. Жуковский, "Молчи, скрывайся и таи", — пишет Ф. И. Тютчев, "о silentium чистая и безгрешная тишина", — вторит великим поэтам Евгений Степанов.
Исконные вопросы бытия сочетаются в сборнике с современными, злободневными темами, такими как интернет и социальные сети. Интересно обыгрывается строка Б. Л. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и плакать!". "Ну что достать нэтбук и плакать?", — задает риторический вопрос лирический герой Евгения Степанова. Здесь чувствуется и усталость от медийного пространства: "Шагу не ступишь теперь — сразу же фотки в фейсбуке", и горькая ирония:

в мире остался один поэт
его фамилия Фейсбукович
в мире остался один читатель
его фамилия Фейсбукович

Однако погружение в виртуальную реальность практически неизбежно. Остается только время от времени устраивать себе разгрузку, осознавая вечность духовных ценностей и красоты мира, которую автор так точно подмечает "…а кустики малины ценнее чем бабло". Появляется мотив отшельничества. Поражают строки одного из ключевых стихотворений сборника "Сад-монастырь":

Я забуду о медиа-рынке,
Я забуду поточную гнусь.
И восторженно каждой травинке,
Каждой грядке своей поклонюсь.

И мы понимаем, что сила — в природе, красоте, космосе, гармонии, в истинных чувствах, которые пронизывают весь сборник Евгения Степанова.

Алина БУРМИСТРОВА



Яндекс.Метрика