Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 51 (359), 2018 г.



Екатерина Яковлева. Темные искусства.



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

Книга Екатерины Яковлевой выглядит неомифологичной, нацеленной на сближение реального и инфернального миров. Сложные нравственно-философские вопросы решаются через взаимодействие живой героини и инфернального образа. Она видит себя то укушенной вампиром, то летящей вместе с черной птицей, но практически всегда — ищущей, бегущей, странствующей. Оно и понятно: человек — существо парное. Героине требуется начало могучее, способное объединять и создавать парность:

В слепящей тьме стою безмолвно,
Что приготовила судьба?
Моей руки коснулась мягко
Его горячая рука…

Как частное проявление интереса к сверхъестественному миру, тяга героини Яковлевой к вампирским историям вполне объяснима. Образ вампира стал частью современного сознания человека, компонентом культуры. Причем весьма привлекательным. Из вампиров мужского пола литература и кино лепят таких красавцев, что дух захватывает. Можно понять, отчего героине нравятся антиутопические образы. Как тут устоять, когда

…Он молча войдет,
Не нарушив покой,
Крепко сердце сожмет
Невесомой рукой.

То есть под "соусом" интереса к потустороннему миру — естественное желание женщины быть любимой и не абы кем, а достойным, сильным мужчиной, которому можно довериться. Образ вампира очень многозначен, и, приглядевшись, можно найти в нем не только жажду крови. Он холоден — стало быть, истерики устраивать не станет. Он расчетлив, значит, конкурентоспособен. Возникает вопрос: неужели сильные мужики в стране перевелись? Ну разве нормально мечтать, чтобы юную, горячую девушку укусил вампир? А стихи написаны страстно, увлеченно, в них много нерастраченной женственности. Присутствует и неподчинение обывательскому воззрению, тому самому, "чтобы все было как у людей". Она не хочет быть как все, она свою дорожку торит, пусть эпатажно, пусть не по правилам. Но это ее дорожка, и она свое место старательно защищает. Изгойство, ощущение одиночества, противопоставление своей персоны остальному (то есть — обычному) человечеству вынуждает героиню искать утешения у существ сверхъестественных:

Нет, я не сдамся злейшему врагу,
Не сгину в беспросветном прозябаньи,
Прочь от меня, обыденная жизнь!
Исчезни, жалкое существованье!

Мне кажется, самое страшное для этой героини — признать свою заурядность. Еще А. П. Чехов говорил: "Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека". Потому что обыкновенный человек тяжел на подъем, скучен, безынициативен. Потому что женщине хочется, чтобы жизнь играла всеми цветами радуги, чтобы все было "как в кино", а не как всегда. Но и среднестатистическая женщина — это занудная особа, недовольная собой и судьбой. Все у нее плохо — погода нелетная, ветер северный, дождь мокрый и т. д. От таких дамочек убегают, сверкая пятками, поскольку никто из мужчин не хочет любить ординарность.
Героиня Екатерины Яковлевой это понимает и создает себе особый, царапающий своей инаковостью образ, который не всякий читатель одобрит, но который не останется незамеченным. Желание самоутвердиться уводит героиню в альтернативный мир, в котором зло не порицается, а романтизируется. Что ж, попробуем воспринять это как игру. Хочется думать, что автор все-таки надела красивый, изящно выкроенный, но карнавальный костюм. Ее героиня, яркая, нежная девушка таким необычным образом стремится к любви и пониманию. Очень важно, чтобы он — ее избранник — был нормальным. Образ привлекательного зла скорее сбивает ее с толку, чем помогает приблизиться к цели. Положа руку на сердце, не зла она ищет, а заботы, только почему-то уверена, что в мире живых "хороших кобелей щенками разбирают". Преодолев искушение творить себе кумиров из "преступивших грань", эта динамичная и нежная красавица обязательно встретит любимого мужчину. Самое главное — вера в себя.

Надежда ДРОЗД



Яндекс.Метрика