Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 5, 2010 г.



"Дети Ра" в Клубе "Журнальный зал"

2 ноября в Клубе "Журнальный зал" (Москва, Малый Гнездниковский переулок, 9, строение 3) состоялся вечер журнала "Дети Ра". Были представлены новые номера, а также новые книги постоянных авторов журнала – Ольги Голубевой-Сванберг (Хельсинки) и Александра Вепрёва (Сочи). Вел вечер член Президиума МГО СП России и Правления Союза литераторов России, издатель Евгений Степанов.

От имени МГО СП России "за верное служение русской литературе" Евгений Степанов вручил памятную медаль имени А. П. Чехова Ольге Голубевой-Сванберг.

Александр Вепрёв в связи с пятидесятилетием и "за расширение границ поэтического слова" удостоен премии имени А. С. Грибоедова.

Гостья из Финляндии прочитала фрагменты из своей книги "Две осени года", рассказала о своем творческом пути. Александр Вепрёв продекламировал стихи из нового сборника "Пейзаж с железными колесами".

В обсуждении произведений приняли участие Виктор Грушко, Виталий Владимиров, кандидат филологических наук Татьяна Виноградова, кандидат филологических наук из Улья-новска Марина Крошнева.

Затем состоялись поэтические чтения. Стихи читали Ольга Моисеева, Виталий Влади-миров, Юрий Арго (Юрьев), Наталия Рожкова, Татьяна Виноградова и многие другие. Закончился вечер дружеским фуршетом. Предлагаем вашему внимаю краткую стенограмму этого литературного вечера.

Евгений Степанов:

– Дорогие друзья! Холдин-говая компания "Вест-Консалтинг" выпускает в год порядка 100-120 книг, а также несколько журналов и газет: "Дети Ра", "Крещатик", "Зинзивер", "Литературные известия", "Поэтоград", "Знание-сила. Фантастика", "Футурум АРТ", "Илья" и многие другие. Мы сделали уже более 2 тысяч сайтов писателям.

Сегодня мы представляем наших постоянных авторов: Ольгу Голубеву-Сванберг из Хельсинки и Александра Вепрёва из Сочи. Оля, пожалуйста!

Ольга Голубева-Сванберг:

— Я родилась в Петербурге, но уже почти 18 лет по семейным обстоятельствам живу в Финляндии. Я постоянно печатаюсь в журнале "Дети Ра", "Вест-Консалтинг" сделал мне персональный сайт. Я прочитаю вам несколько своих миниатюр и стихи.

ОДА ЖАРЕ

Спасибо лету за притяжение компьютера, вдруг поменявшее свой полюс, превратившись в отталкивание.

Спасибо за безмолвие телефона, когда звонки становятся редкими, как дождевые капли в солнечный день от случайно набежавшей тучи, и можно наслаждаться ими долго и неспешно.

Спасибо за ранние рассветы и протяженность дней, короткий и легкий сон, ослепительность воды и доступность неба.

Спасибо за жару, когда в разморенном ленью воздухе возможно делать лишь самые необходимые движения без излишеств: тело – по направлению дуновения ветра, голова – в ближайшую тень, рука – в открытое окно, нога – к воде.

Все работает вяло, даже интернет.

При температуре больше 30 начинаешь понимать свои истинные ценности, постигать насущные потребности и учишься расставлять приоритеты. Все нежизнеспособные мысли покидают организм вместе с потом. Суета уступает место созерцательности.

Если бы не жара, сколько ненужного и бесполезного породили бы мы в этом мире.

ПЕРВЫЙ РАЗ

Я мечтала о нем почти всю свою сознательную жизнь. Ждала нашей встречи, представляла волнующие объятия и нежные прикосновения. Хотела его осязать и дышать им.

Когда я увидела его впервые, то сразу узнала. Наше сближение было осторожным и стремительным одновременно.

Я захлебнулась нашим первым разом и сразу все поняла о нем и о своей судьбе.

С тех пор я не могу уйти надолго от его ласки и страстного шепота.

Моя любовь так же безгранична, как непознаваем его характер.

Море.

Моя сбывшаяся мечта!

СВЯТАЯ ОСЕНЬ

Просто выдалась славная осень,
Просто кончилось краткое лето.
В обрамленье стволов дымка просек,
Жар листвы в деревянных багетах…

Эта осень, такая земная,
Набросала багрянца и злата
Легкомысленно, будто не зная,
Что за все ожидает расплата.

Танец наших следов между сосен,
Разговоры вдвоем до рассвета.
Начинается славная осень,
Завершилось короткое лето.

Бесконечным кольцом листопада,
В песню вечности ноты вплетая,
Обручила нас в ризах заката
Эта осень, такая святая…

Евгений Степанов:

— Спасибо, Ольга. "За верное служение русской литературе" от имени Правления МГО СП России Вы награждаетесь памятной медалью имени А. П. Чехова.

Ольга Голубева-Сванберг:

— Спасибо! Большое спасибо!

Евгений Степанов:

— А теперь мы предоставляем слово нашему постоянному автору из Сочи — Александру Вепрёву, который в издательстве "Вест-Консалтинг" выпустил уже две книги.

Александр Вепрёв:

— Спасибо. Я прочту стихи из своей новой книги. Так получилось, что я не публиковался целых 16 лет. И, возможно, это совсем не совпадение, что печататься начал в 16 лет. Публикация литературного произведения – это поступок, сравнимый с твоим поведением в той или иной ситуации.

Совсем недавно выступал с чтением стихов в финале поэтического турнира имени Даниила Хармса в Санкт-Петербурге. Впереди авторский вечер на малой родине в Кирове (Вятке), который пройдет в Арт-центре государственной научной библиотеки им. А. И. Герцена, и творческий отчет в русской секции Союза писателей Удмуртии в Ижевске.

Сейчас, проживая в Сочи, работаю над новой книгой, которая будет называться "Вепрлибры Вепрёва", где традиционных стихотворений в рифму не будет.

А теперь стихи из новой книги "Пейзаж с железными колесами", которая вышла в издательстве "Вест-Консалтинг" в 2010 году.
ВДОХНОВЕНЬЕ

Жена уехала…
Меня стало посещать вдохновенье!
Вдохновенье приходило сквозь окно,
сидело на подоконнике, болтало ногами…
В синей юбочке с ажурными кружевами…
Вдохновенье приходило сквозь стены,
приходило из ниоткуда,
потому что оно умеет проходить сквозь все на свете,
если вдохновению этого надо…
Уходить в никуда, приходить из ниоткуда…
Лишь оно не приходит, когда жена в моем кабинете,
потому что жена занимает все пространство
моей квартиры…
Потому что жены моей очень много…
И вдохновенью негде даже присесть:
ни на стуле, ни на диване,
ни просто постоять в коридоре…
(Хотя нет дивана в моем кабинете.
И, тем более, нет коридора…)
Так живу:
то жена приходит, то вдохновенье уходит…
Я привык! Жена уходит – приходит вдохновенье!
Но, если вдруг, однажды жена уйдет навсегда
из нашего дома – мне кажется, вдохновенье уйдет
вместе с нею…

НЕБЕСНОЕ МАСЛО

Утром я люблю есть салат, заправленный
подсолнечным маслом, потому что
светит солнце.
Вечером я люблю есть салат,
заправленный майонезом,
потому что солнце не светит.
Однажды вечером я заправил салат
подсолнечным маслом.
Я с удовольствием ел, и мне казалось,
что в каждой дольке
мелко нарезанных помидоров,
огурцов, зелени – светится солнце!
Что вся округа от этого салата
становится светлее,
потому что в моем салате – солнце,
заправленное подсолнечным маслом!
Я решил забраться после ужина
на самое высокое зданье –
поливать сверху вниз округу
подсолнечным маслом,
чтобы вечерние прохожие видели в каждом листике,
цветке и даже на асфальте – солнце!
Чтобы в городе нашем стало светлее…
– Смотрите, люди, кругом отражается солнце!
Льется на вас светлое небесное масло!
Но от жителей в лучшем случае я бы услышал:
– Идиот! Ты зачем поливаешь нас какой-то грязью!..

Возможно, поэтому я предпочитаю по вечерам
салат, заправленный майонезом…

НОВАЯ ЮНОСТЬ

пицца кола барбекю
жизнь как жизнь
свежа как жвачка
как раскосая казачка
что надела мини-ю-бку
ночью вышла в свет
беспокойный как макдональдс
и в глазах девчонки бонус
от рекламы сигарет
светит словно интернет

2010
Сочи

НА КРЫШЕ

Мы стояли на крыше….
Рядом пролетали птицы.
Мне казалось,
что птицы пролетали сквозь тебя,
сквозь твои рыжие волосы,
вьющиеся в небе…
Сквозь солнце.
Сквозь облака…
Все было призрачно и божественно
в тот день.
Даже теплый ветер, который тоже
пролетал сквозь тебя…
Сквозь твои волосы.
Сквозь облака,
сквозь солнце…
Сквозь рыжую крышу
насквозь проржавевшую…
Так начиналась любовь.

1982
Вятка

* * *

Николаю Рубцову

Угаснет пир твоих ночей...
Последняя затухнет спичка.
Ты мчишься вологодской электричкой
с единственной поклажею своей,

со светлою печалью о своем,
о родине далекой, деревянной,
где облака над речкою стеклянной,
в небесный превратились водоем.

А на полях – зеленые цветы,
на русских на полях, на Куликовых…
на Вожеговых, Вепревых… Которых
не счесть по всей земле и не пройти…

На родине в разгаре – новый пир,
по вечерам дерутся там и плачут…
А ты уснул, читая "Новый мир",
на полустанке купленный на сдачу.

Но вновь железный выдох или пых
тебя толкнет, разбудит и погонит
в вагонный ресторан, где пляшут кони
на занавесках бело-озорных.

За окнами горит, мелькает свет,
горит, горит поземкой голубою...
Нас отделяет слишком много лет,
чтобы я смог угнаться за тобою.

Я тоже мчусь! Я скопище пиров
не вспоминаю, как бы по привычке.
И стук колес в железной перекличке
напоминает стуки стаканов…

Лети ж мой, собутыльник дорогой,
допив Агдам дрожащею рукою,
лети ж, лети дорогою мирской…
И нет тебе – ни счастья, ни покоя.

Евгений Степанов:

– От имени Правления МГО СП России Александр Вепрёв в связи с пятидесятилетием награждается памятной медалью имени А. С. Грибоедова – "за расширение возможностей поэтического слова".

Александр Вепрёв:

– Спасибо большое. Мне эта награда очень дорога.

Евгений Степанов:

– Кто хочет высказаться?

Прозаик, кандидат технических наук, лауреат Государствен-ной премии Виктор Грушко:

– Дорогие коллеги, друзья! Cсегодня мы встретились для того, чтобы послушать и обсудить стихи замечательных поэтов: Александра Вепрёва и Ольги Голубевой-Сванберг. Так как я не поэт, я могу высказать свое мнение лишь как читатель. Все, что я услышал сегодня, мне понравилось тем, что если одной из задач художественной литературы является "познание себя", то поэзия – кратчайший путь в этом направлении, и все прозвучавшее сегодня только подтверждает это мнение. Мы слышали стихи, где присутствует тонкая лирика женской поэзии, очень личные впечатления, воспринимаемые мною как пронизанные солнечными лучами осенние листья деревьев. В этих лучах отражается осенняя красота и многообразие цветов уходящего лета, а в гладкой стихотворной форме мы видим и глубину чувств, и радость жизни, мысли и переживания героев этих стихотворений. Стихи Александра также вызывают ассоциации с природой, картинами осеннего леса. Это вполне объяснимо, памятуя о том, что Александр художник. И рисует он большими крупными мазками. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать стихотворение "Пейзаж с железными колесами". Красные кусты, трава, крапива, солнце и... колеса. Из железа! Это ли не столь привычная картина Природы? Можно перевести тонны бумаги в защиту Природы, в том числе и человеческой, но только поэт четырнадцатью строками своего стихотворения способен вызвать столь сильное внутреннее противление безжалостному угнетению и истреблению ее. И недаром в этой книге Александр нарисовал в урбанистическом стиле картину, которая подвигнула его сочинить эти четырнадцать строк. В то же время Александр и лирик, тонко чувствующий и способный уловить мгновения зарождения чувства любви и передать это читателю. Эти ощущения не лежат на поверхности, надо вчитаться в прочитанное, и тогда восприимчивый читатель поймет чувства и мысли поэта. (Выступающий зачитывает стихотворение "На крыше".)

Увидеть в простом изображении, нехитром поступке "явление" и интересно рассказать об этом – вот в чем заключается талант писателя и поэта, что и подтверждает своим творчеством Александр Вепрёв.

Хотелось бы отметить, что выступавшие поэты прекрасно зачитали свои произведения, что способствовало их проникновенному восприятию, и доставило мне и, надеюсь, всем присутствующим большое удовольствие.

Евгений Степанов:

– Спасибо, Виктор Евгенье-вич. А теперь выступит Виталий Александрович Владимиров.

Член Союза писателей России, кавалер Золотой Есенинской медали Виталий Владимиров:

– Какое замечательное инакомыслие мы сейчас услышали! Еще две звездочки засияли на небосклоне издательства "Вест-Консалтинг", два имени. Ольга Голубева и Александр Вепрёв. Финляндия и Россия. Столь разные поэты едины в главном – им родина страна Поэзия. Каждый подданный этой державы поет на свой лад.

Поэт Юрий Перфильев определяет поэзию как инакомыслие. Пишущие стихи говорят на ином, отличном от обыденного, языке. И реализуют свой талант инако друг от друга.

Стихи Ольги Голубевой-Сванберг похожи на акварели. Такие же легкие, такие же прозрачные. И не претендуют на живописное полотно в масляных красках. В них есть иное достоинство – искренность и напевность. Особо следует отметить многокрасочные иллюстрации.

Александр Вепрёв – вятский по происхождению. Бродит по России, по стране Поэзия и говорит, как дышит, и пишет, как дышит. Пейзажи. Книга его (кстати, четвертая) так и назвалась "Пейзаж с железными колесами". Для Вепрёва тесны рамки рифмы, его поэтические образы рождаются, как рассказ об увиденном, как беседа с читателем, как монолог, приглашающий к диалогу. Женщина уходит – приходит вдохновение – являются стихи – женщина возвращается… И читатель видит мир глазами поэта. Мир, переиначенный поэтическим взглядом, и есть открытие этого мира. Рискну сказать своими словами про этот процесс.

Бумагу аж протер до дыр. / Как хорошо бы дописать свою "Войну и мир" – / Но Гамлет мой никак не хочет умирать – / По-прежнему ревнует свою мать. / Отелло мой в походах все воюет, / Жена его, недушена, все с лейтенантами флиртует... / Моя Джульетта бегает к Ромео на свиданье – / Нет в этом мире совершенства мирозданья! / О, как рука моя писать устала! / Но нет финала… Нет финала. / А знаю, если я закончу строчку, / И жирную поставлю точку – / Не может быть последним слово! / И завтра же начну я книгу новую. / Пусть правит бал / всепожирающий технический прогресс, / Пусть я конечен – / бесконечен творческий процесс! / Ликует вечно… Светит ало… / И без финала. Без финала!

Евгений Степанов:

– Спасибо, Виталий Александрович! Слово имеет Юрий Алексеевич Арго.

Кандидат техиических наук, член Союза писателей России Юрий Арго (Алексей Юрьев):

– Отмечаю полезность временного отключения поэтов от злободневности – уединение позволяет сосредоточить силы на творчестве. Вынужденное молчание и Ольги Голубевой-Сванберг, и Александра Вепрёва благополучно разрешилось новыми публикациями и книгами. Особо отмечаю прекрасное графическое оформление книги Ольги (художник Андрей Геннадиев). Судя по их выступлениям, следует ждать продолжения. Желаю успеха.

Евгений Степанов:

– Спасибо, Юрий Алексеевич, спасибо, дорогие друзья! Наш вечер завершен. До новых встреч в Клубе "Журнальный зал".

Стенограмму подготовил Фёдор МАЛЬЦЕВ




Яндекс.Метрика