Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 07 (379), 2020 г.



ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВ: «НАПИСАТЬ ХОТЯ БЫ ОДНО ХОРОШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ…»

Евгений Степанов — поэт, прозаик, публицист, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатался в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Наш современник», «Нева», «Звезда», «Урал», «Арион», «Интерпоэзия», «Юность», «День и Ночь», «Волга» и во многих других изданиях. Автор нескольких книг стихов и прозы, вышедших в России, США, Болгарии, Румынии и других странах.  Живет в Москве и поселке Быково (Московская область). Главный редактор журнала поэзии «Дети Ра» и портала «Читальный зал», Генеральный директор издательства «Вест-Консалтинг» и Президент Союза писателей ХХI века.  Лауреат премии имени А. Дельвига («Литературная газета») и премии журнала «Нева».

Сегодня он отвечает на вопросы Артёма Комарова.

— Евгений Викторович, добрый день! Прочитав 2 тома Вашей антологии о поэтах и поэзии «Они ушли. Они остались», посвященные ушедшим от нас замечательным поэтам, хочу Вас спросить: что для Вас поэзия: мировоззрение? философия? уход от жестокой реальности в мир возвышенный, одухотворенный?

— Добрый день, Артем! Вопрос этот сложный и давний. Наверное, существуют тысячи определений поэзии. И все они имеют право на существование.
Мы привыкли к стереотипам. Нас многие годы (века) приучали к тому, что поэзия — это рифмованный рассказ о ком-то (прежде всего — о себе) или о чем-то.
И приучили.
Если открыть современные журналы — там в большинстве своем именно такие тексты. Иногда складывается впечатление, что стихи Симеона Полоцкого, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Ильи Зданевича, обэриутов, Геннадия Айги, Виктора Сосноры, Алексея Парщикова, Дмитрия Авалиани, дадаистов, Пауля Целана… так и не вошли в наши плоть и кровь.
А рифмованный рассказ — вошел.
Я не знаю, плохо это или хорошо.
Я говорю о своих ощущениях. О том, что есть.
Думаю, что поэзия — это вообще не стихи. Это нечто другое. Поэзия, на мой субъективный взгляд, — это не ум, но безумие. Не логика, но алогичность. Не норма, но отклонение от нормы. Не смысл, но чушь несусветная. Но — музыка. Но звук. Но краски. Но «Цвет граната» Параджанова. Но всепоглощающая материя, которая живет, дышит, будоражит, вызывает радость и гнев, восхищение и омерзение.
Столбики, которые печатаются в журналах, это атрибуты монархии и крепостного права, не отмененные до сих пор.
Поэзия — это свобода.
Поэзия — повторю в тысячный раз — это то, что нельзя пересказать прозой.
В августе 2016 года на своей странице в фейсбук я провел блиц-интервью, где попросил своих коллег и друзей ответить на вопрос, что такое поэзия.
Вот какие ответы я получил.

Софи Матвеева: «Поэзия — это желание красоты в обыденном…»
Наталья Гриник: «Поэзия — это исповедь и молитва, отповедь и проповедь».
Reineke Fuchs: «Поэзия — это облекание того, что у всех на уме, в музыку слов».
Максим Лаврентьев: «Поэзия — это, как все в искусстве, некоторое равновесие с небольшой погрешностью».
Олег Филипенко: «Поэзия — это формотворчество духом».
Александр Поповский: «Поэзия — один из доступных видов терапии и способов самосовершенствования».
Анатолий Вершинский: «Поэзия — это единственные слова в неповторимом порядке».
Александр Петрушкин: «Поэзия — это молитва об отсутствии смерти».
Владимир Шемшученко: «От сердца — сердцу. От любви — к любови./ До самых, самых беззащитных — нас!/ Сквозь жизнь и смерть, сквозь властный голос крови/ В урочный или неурочный час,/ Листвой опавшей, первою травою —/ Нас властно отделяя от других,/ Доходит и хватает за живое…/ И сторонятся мертвые — живых!»
Лидия Волынец: «Поэзия — это миг, запечатленный в вечности».
Yegor Yez Zaitsev: «Поэзия — это диссонанс (конфликт) Души с Прозой Жизни. При гармонии души Поэзия невозможна».
Дмитрий Авраменко: «Поэзия — синтетический сплав слова, музыки и живописи, пытающийся объяснить необъяснимые движения души».
Светлана Ос: «Поэзия — процесс иллюзорного взаимодействия автора с читателем, посредством которого автор получает возможность сказать то, что он хочет сказать, а читатель — возможность услышать то, что он хочет услышать».
Валерий Кожушнян: «Поэзия — камертон души».
Павел Пушкарев: «Поэзия — это заговор от боли».
Любовь Щербинина: «Поэзия — это спасение, самовыражение и утешение!»
Аюна Аюна: «Поэзия — в паузах между строчек…»
Инесса Ильина: «Поэзия — это спасательный круг в обстоятельствах, которые стремятся тебя погубить».
Александр Вепрёв: «Поэзия — это показатель наличия или роста духовной жизни общества, как музыка и живопись. Поэзия — это соприкосновение человеческой души с божественным началом. Поэзия — это радость печали».
Ирина Голубева: «Поэзия — остров ирреальности в реальном мире».
Сергей Тарасов: «На мой взгляд, поэзия — это тот единственный шанс сказать человеку о своих чувствах, когда при личной встрече немеет язык, слова путаются и получается полный бред».
Irena Ssance: «Поэзия — озарение, запечатленное в ритмах символов (или ритмике, музыке слов)».
Тамара Пономаренко: «Поэзия — это отзвук Вечности в сиюминутном».
Veniamin Lensky: «Поэзия — это "Я". Поэзия — это мыльный пузырь после дождя. Пузырь лопается — и жизнь обретает прежние очертания. Поэзия — это чувство, тянущееся к слову, чтобы прорасти из него. Поэзия — это Гомер, ощупывающий во мраке лиру Орфея».
Елена Ткачевская: «Поэзия — как поручение, неотвратимое, нежданное…»
Евгений Морозов: «Поэзия — это невидимая энергия, помноженная на усилие стилевого выражения и деленная на обстоятельства жизни поэта».
Игорь Фунт: «Поэзия — фигня, филигранная няшка».
Эмиль Сокольский: «Поэзия — возможность видеть и ощущать рай на земле».
Олеся Рудягина: «…стихи? — Лекарства из аптечки Бога… Жизнь исполнена поэзии. Просто одни ее видят, слышат, воплощают, а другие — нет».
Ольга Моторина: «Поэзия — это слово Божие, а когда пишущий обращается к поэзии — он молится, когда обращается к прозе — исповедуется, а когда он научился писать — он проповедует. Ибо все мы ученики Его».
Екатерина Горбовская: «Когда слышу умные разговоры "о поэзии", всегда почему-то вспоминаю Беллу Ахмадулину: "…о том, чем им так сладко ведать, о том, чем мне так страшно быть"…»
Владимир Спектор: «Мне нравится определение И. Губермана: "Поэзия — нет дела бесполезней/ в житейской деловитой круговерти./ Но все, что не отмечено поэзией,/ мгновенно исчезает после смерти"».
Елена Былинкина: «Поэзия — это эмоции в созвучии слов, когда слова, как клавиши, рождают чувства».
Елена Павлова: «Поэт стихами пытается совместить два мира — свой и реальный… Иногда это получается».
Нина Краснова: «Поэзия — это всплески души».
Виктор Верин: «Поэзия — это всего лишь образное отражение действительности. А искусство образного выражения мысли — в слове в том числе — и не более…»
Андрей Теддер: «Настоящая поэзия — всегда исповедь».

Все ответы — очень интересные.
Дело — за «малым». Написать хорошее стихотворение. Хотя бы одно…

— Мы живем во времена литературного и поэтического безвременья, когда девальвировалось значение поэзии. Кого из ныне живущих российских поэтов Вы могли бы выделить?

— Я редактор журналов и газет уже много лет. Никого не хочу выделять особенно. Если кого-то печатаю, тот уже мне дорог. А напечатал я множество авторов.

— А как быть со стихами в эпоху Интернета, когда расплодилось большое количество графоманов и площадок вроде «Стихи.ру»?

— Я бы не хотел называть никаких авторов графоманами. Все нужны. Каждый пишет так, как может. Выкладывается с полной самоотдачей. Кому какие Господь способности дал, тем и надо радоваться.

— Ваше отношение к современным литературным премиям?

— Премии нужны. Чем их больше, тем лучше. Впрочем, и переоценивать их не надо. Главная премия поэта — это его дар. Дар и судьба.

— Алексей Хвостенко, у которого Вы брали интервью, сказал, что он, прежде всего, художник. А Вы сами себя считаете, по преимуществу, — художником?

— Я, прежде всего, издатель, предприниматель, организатор. Да, еще пишу немного, в свободное от работы время.

— Издательство, которое издавало антологию, «Вест-Консалтинг», принадлежит Вам. На счету этого издательства большое количество замечательных поэтических (и не только) книг. Как обстоит дело с издательством сегодня?

— Тяжелые сейчас времена. Для всех. Но мы сохранили коллектив, никого не уволили. Выходят наши журналы, газеты, книги. Надеюсь, что к лету все окончательно нормализуется.

— Планируете ли Вы издавать третий том антологии и, если да, то кого планируете поместить под обложкой следующего тома?

— Да, третий том уже готовится. Про авторов пока умолчу.

— В первом томе речь идет, в том числе, об известном саратовском поэте — Игоре Алексееве, ныне ушедшем от нас. Вы его знали лично?

— Да, мы с Игорем много и дружески общались. Он называл меня своим другом. Даже жил однажды у меня в Москве, на Есенинском бульваре. Очень горько, что он так рано ушел из жизни.

— Какие связи-«ниточки» соединяют Вас с Саратовом сегодня?

— В Саратове живет очень близкий мне человек — Элана, она поэт и автор-исполнитель, художница, очень талантливая женщина. Мы с ней соучредители журнала поэзии «Дети Ра». Мы с Эланой всегда понимали и понимаем друг друга. Это моя родная душа. Много и других замечательных людей в Саратове, с которыми я связан дружескими нитями.

— Когда Вы были в Саратове в последний раз?

— Лет пять назад. Но хочу еще раз приехать.

— Какой бы совет Вы дали молодым поэтам?

— Кто бы мне дал какой совет! Я еще сам молодой поэт.

Беседувел Артём КОМАРОВ



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru