Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 2 (8), 2011 г.



Олег Ёлшин
"Столик на троих"

М.: Вест-Консалтинг, 2011

Если определять жанр "Столика на троих", то это роман-катастрофа.

После ядерного взрыва остается в живых один человек, русский инженер Виктор, который проектировал для военных бомбоубежище. Вот в нем-то он и остается наедине со своим одиночеством. Как выжить? Как не сойти с ума в такой ситуации? Виктор находит способ. Он старается постоянно себя чем-то занимать. Много читает, занимается физкультурой и спортом, выращивает овощи и зелень, разводит цветы, смотрит сохранившиеся в фильмотеке фильмы и даже проводит собственный кинофестиваль, просматривая оскароносные картины и картины-лауреаты Каннского кинофорума.

Фактически герой романа напоминает героев Жюль Верна ("Необитаемый остров") или Даниеля Дэфо ("Робинзон Крузо"). Есть только одна существенная разница — Виктор остается совсем один. Общаться он может только сам с собой или с роботом, который помогает ему по хозяйству. Но даже в этих условиях Виктор остается человеком, он переосмысливает жизнь, обретает себя подлинного, становится добрее и человечнее, чем он был в прошлой жизни.

Другие действующие персонажи первой части романа — это мужчина в белом (аллегория Спасителя) и мужчина в черном (аллегория сатаны). Они наблюдают за главным героем, обсуждают его поступки, заключают на него пари — что с ним будет, выживет ли он или сойдет с ума.

Отсюда, собственно, и название книги — "Столик на троих". Все мы одиноки в этом мире, и только высшие силы добра и зла постоянно интересуются нами.

В бомбоубежище Виктор проводит несколько лет. Одиночество мучает его, он обнаруживает в бункере летательный аппарат и, воспользовавшись им, делает отчаянный и, казалось бы, безумный поступок — взлетает на этом аппарате ввысь, высоко-высоко в горы. И, о чудо, там тоже, оказывается, сохранилась жизнь. Радиация не дошла до горных вершин.

Виктор стучится в первый встреченный на его пути дом. Ему открывает женщина лет тридцати, Бетти (Беатрис), которая живет вместе с маленькой немой дочкой Сильвией. Виктор остается с ними. И уже другой столик на троих предстает перед читателем — столик для Виктора, Бетти и Сильвии.

Бетти и Сильвия тоже чудом уцелели от ядерной катастрофы, равно как и другие жители поселка. В этом поселке жизнь начинается фактически с нуля, как в первобытнообщинном строе. И вот здесь происходит самое интересное, потому что люди начинают проявлять себя совершенно по-разному. Если Виктор стремится всем помочь и раздать раздобытые продукты, то Давид, бывший близкий знакомый Бетти, стремится все продать, захватить власть и настроить тюрьмы, если Виктор старается обойтись без оружия, даже когда встречается с волками, то Давид без оружия не может ступить и шагу. Кто-то в этом нарождающемся обществе рисует картины, а кто-то — деньги. Постепенно роман-катастрофа трансформируется в назидательный роман, свойственный скорее эпохе Просвещения. Именно во второй части писатель Ёлшин наиболее четко выражает свою авторскую позицию, возмущаясь как художник миром чистогана, барыша и бездуховности.

И здесь появляется излюбленный стилистический прием писателя — несобственно прямая речь. Когда слова главного героя можно одновременно отнести к авторской речи.

Важный персонаж в романе — художник Лео, человек, постоянно находящийся в поиске, ищущий и не всегда находящий. Он нередко продает свой данный Богом талант, отдает его на потребу дельцам, но в один момент все-таки решает посвятить себе только искусству. И только тогда обретает подлинное счастье и гармонию.

Как всегда в своих книгах, Олег Ёлшин (см. сайт писателя http://o-elshin.ru) призывает человечество измениться, умерить свои потребительские аппетиты, говоря словами классика, остановиться, оглянуться. Иначе — катастрофы неизбежны.

Фёдор МАЛЬЦЕВ



Яндекс.Метрика