Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 9 (15), 2011 г.



Составитель Евгений Степанов
"ОНИ УШЛИ. ОНИ ОСТАЛИСЬ"
Антология ушедших поэтов, том I


— М.: Союз писателей XXI века, журнал "Дети Ра", издательство "Вест-Консалтинг", 2011. — 356 с.

Письмо первое

Дорогой Женя! Получил Антологию "Они ушли. Они остались" и сразу прочел. Поздравляю! Книга прекрасно оформлена. На страницах много воздуха. Хорошие заставки. Отличные (!) поэты. Лидия Алексеева и Игорь Алексеев — имена для меня новые. Ты взял на себя огромный труд написать об ушедших. Дай Бог, чтобы у тебя хватило любви и тепла на всех. Прокошин — пронзительный! На мой взгляд, Валерий Прокошин — самый сильный поэт в этом томе.
Исповедальный тон твоих интервью придает налет интимности в общении с ушедшими поэтами. Эта доверительность подкупает. Через твое "Слово о Поэте" прикасаешься к целой эпохе, к ворованному, по определению Мандельштама, воздуху ушедшей жизни. Правда, прочтенные сразу и подряд эссе оставляют ощущение схемы. С другой стороны, я отдаю себе отчет в том, что и сам бы пошел этим путем.
Как я понимаю, ты сам будешь писать и впредь. Ты отдаешь этому изданию много тепла, любви, участия, но ты и сам знаешь, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Откуда? Оттуда! Я очень надеюсь, что тебя хватит на задуманное. Удачи!!!

Письмо второе

Парадоксальная вещь, для огромного количества наших современников современного корпуса поэтов не существует. Тавтология здесь нарочитая, потому как даже грамотная публика не интересуется современной поэзией.
Всю жизнь, работая на заводе, работая с проектными институтами, с различными государственными структурами, я сталкиваюсь с тем, что вполне интеллигентные люди представления не имеют об отличных современных поэтах.
Но фокус заключается в том, что эти поэты есть! Эти поэты так же реальны в жизни, как законы природы, знаем мы об этих законах или не знаем. Они есть! Мы открываем только то, что существует в природе.
Стихи так же органичны, как воздух, как вода. Они всюду. Их надо открыть! Открыть для себя, и через себя — открыть всем.
Преломление слова, коим занята литература вообще и поэзия в частности — не меньшее чудо, чем преломление хлебов… Слово не экзотика, а насущный хлеб жизни.
Вот прекрасные образцы преломления С-Л-О-В-А Юрием Влодовым:

Вспомните Роберта Фроста! —
Фермер! Крестьянский атлант!..
Все гениальное просто,
Сложным бывает талант!

Народ знает наизусть строчки: "Прошла весна. Настало лето. Спасибо партии за это". Но мало кто из тех, кто цитирует эти строчки, знает, что так преломил С Л О В О, как хлеб, Юрий Влодов. Все гениальное просто!
Гениальность Влодова ярче всего видна в парадоксе:

Окликнешь Христа –
Отзовется Иуда.

Прекрасны стихи Лидии Алексеевой, племянницы Анны Ахматовой. Я не знал этого имени. И не мудрено. Из 80 лет жизни Лидия Алексеева большую часть прожила вне России.

На склоне лес крутой и стройный
Еще стоит, еще живой.
Верхушки шепчутся покойно
Бегущей по ветру листвой.

И бестревожен щебет птичий,
И гнезда крепки и теплы…
Но тронул краскою лесничий
Приговоренные стволы.

Андрей Вознесенский в "Эфирных стансах", посвященных Константину Кедрову, очень точно выразил нашу, российскую, боль:

Не в американских Фивах
философствуя извне
мы сидим в прямом эфире
мы сидим в прямом дерьме

Заканчивая эту рецензию, невозможно не сказать о Валерии Прокошине. Мне стыдно и больно, что я поздно прочел его стихи. Мне уже не сказать ему слов любви и восхищения. Абсолютно честное, бескомпромиссное отношение к своему Дару. К Дару и судьбе Поэта. Вот, написал Дар с большой буквы и тут же вспомнил Давида Яковлевича Дара.
Поэзия и преломление слов — вещь невероятная. Только что написав слово Дар с большой буквы, я соединил двух дорогих мне людей, двух моих современников, и они будут отныне вечно ходить по саду, саду Прокошина:

Вот и бродишь в нем почти умалишенный
С продолжением истории простой:
Сад больничный, сад осенний, сад вишневый –
Гефсиманский, год две тысячи шестой.

Письмо третье

Культура, как феномен, может существовать только тогда, когда она не дискретна. Тогда она единое целое — от Сотворения до наших дней.
Эту целостность культуре дает Память. Провалы в памяти чреваты амнезией и слабоумием. Дабы с человечеством в целом, и с нами в частности, не случилось болезни Альцгеймера, мы должны общаться и знать свою духовную составляющую.

Начавшееся издание Антологии ушедших поэтов "Они ушли. Они остались" позволитпознакомить широкий круг читателей с поэтами, которые есть и будут всегда.
Составитель не возвращает ушедших поэтов читателю. Отнюдь. Составитель приводит читателя в Гефсиманский сад поэзии, который был, есть и будет всегда.

Юлиан ФРУМКИН-РЫБАКОВ



Яндекс.Метрика