Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 8 (23), 2012 г.



ОЛЬГА ТАИР
СИЛА ГОСУДАРСТВА: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интересно видеть, как в стихах отражается судьба современного поэта. Вот в одной подборке стихов он мечтатель, во второй — гражданин мира и авангардист, в третьей еще как-то себя представляет… Читать откровения поэтов можно почти как личные дневники, и это по-настоящему увлекательное занятие.
В майском интервью с Евгением Степановым поэт Сергей Арутюнов отметил, что сильных поэтов сейчас в литературных журналах не публикуют — боятся. Редакторы журналов опасаются потерять подписчиков, а всем известные авторы, имена которых на слуху, избегают сравнения. Хорошо еще, что сложилась ситуация, только частично угнетающая современную русскую поэзию. Вполне можно на свой риск издавать сборники стихов, что авторы сейчас и делают. А читатели и литераторы, созерцая общий кризис в современной русской литературе, ждут, когда в России появятся поэты, равные по творческой силе русским литературным гениям. Достаточно ли только ожидания?
Понятно, что растить будущие таланты лучше всего со школьной скамьи, учить стихосложению всех, отбирать через несколько лет в специализированные классы наиболее способных детей. Вместе с обязательным бесплатным музыкальным образованием такое обучение школьников могло бы дать России значительных поэтов и музыкантов. Так воспитывают олимпийских чемпионов в спорте, подобный подход мог бы дать превосходные результаты и в литературе.
В 2012 году школы России начнут активно предлагать школьникам и их родителям платные образовательные услуги. Нравится это нам или нет, но это факт. Что можно сделать в такой ситуации? Нужно признать приоритетную важность литературы и русского языка в школах. С помощью статистических выкладок легко выяснить, что экономия в школе на уроках литературы и русского языка приведет к масштабным потерям уже через несколько лет, когда выпускник школы из-за слабого владения русским языком не сможет создать благополучную семью, не сможет эффективно сохранять собственное здоровье. Всего лишь от устоявшихся безграмотных бытовых словесных формулировок рушатся судьбы людей. К примеру, девиз «дешево и сердито», актуальный в недалеком прошлом страны, сильно повлиял на многие стороны жизни, согласитесь. Сейчас вошло в обиход выражение паразит «как бы», которое лишает людей важного компонента общения — доверия, постепенно разъедает отношения, подобно тому, как ржавчина разъедает металл. Так культура речи и знание языка мешают или помогают людям добиваться результатов в учебе, труде.



НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА — В ШКОЛУ

Конечно, можно сейчас отнять у школы ее главную функцию — обучение детей, превратить ее в муниципальное образование, где продаются услуги. Но что тогда будет для детей святым, если везде — торговля?
Да и смогут ли купить родители дополнительные развивающие часы литературы и русского языка детям, спасая их будущее? Это маловероятно. Пока семьи живут в экономии, а то и в бедности. Одеть бы ребенка в школу, деньги на завтрак дать. Найдутся ли деньги, чтобы оплачивать еще и хорошее образование?
Правительство планирует создавать новые рабочие места. При этом, помочь школьникам строить благополучную жизнь, успешно учиться после окончания школы в институте и работать можно, всего лишь научив молодых людей толково формулировать мысли, правильно общаться в школе, вузе, на производстве. Именно преподавание русского языка и русской литературы сэкономит стране триллионы рублей уже через несколько лет.
Вложение денег в образование, создание новых рабочих мест в школах, повышение зарплат учителям быстро окупятся. Учителя литературы, русского языка, тренеры по личной эффективности — наиважнейшие специалисты! Стране нужны специализированные литературные классы и возможность создать для детей новые факультативы. Продолжить развитие страны концентрацией внимания на главном, на национальном языке — стратегически выгодно.



ВОЗВРАЩЕНИЕ К СМЫСЛАМ

А пока в информационном и образовательном поле нас ожидает дикий рынок.
Среди обилия всевозможной информации понимаешь, что важно не рассеять внимание и фокусировать внимание на смыслах каждого произведения, выбирать то, что помогает видеть и оценивать реальную картину мира, а не уводит мысль читателя в лабиринты и тупики литературы постмодернизма.

в моем военном билете записано: рядовой
и в мирной жизни я рядовой
рядовой великой и непобедимой армии —
                         русской поэзии
ее солдат
никаких других званий я не хочу
(«Рядовой», Евгений Степанов, 2012 г.)

В нескольких словах рассказывает Евгений Степанов об актуальной для него жизненной позиции. Такой подход к жизни впервые проявился у поэта во время службы в армии, а с прожитыми годами — только укрепился. Коротко и не сердито. (Альтернатива «дешево и сердито».) Стихотворение вызывает отклик в душе тем, что поэт дает хороший пример реалистичного взгляда на жизнь в социуме.
Сергей Арутюнов видит себя обломком генома через призму времени, грустит об ушедшей матери. Стихи вызывают волну сочувствия, хотя Сергей не жалуется.
Сочувствие свойственно славянам, поэт вправе ожидать поддержку от читателей и коллег даже на расстоянии в трудные периоды жизни. Такое стихотворение пробуждает сильные эмоции в читателе и заставляет думать о важности материнской любви. При внешней простоте в стихотворениях Евгения Степанова и Сергея Арутюнова заключена мудрость образованных писателей, владеющих словом.

Помнишь меня? Не забудешь нигде,
                                   ни с кем
Хлебную крошку, что вмиг со стола
                                  смахнули,
Хрусткий обломок древних геномных схем,
С месяц назад потерявший статус сынули?
(«Проще базарно-сахарного петушка», Сергей Арутюнов, 2012 г.)

Что важней сегодня в русской поэзии — смысл стихов или техника версификации?
Елена Крюкова прозаик, поэт, лауреат премии «Согласование культур», дипломант премии им. М. И. Цветаевой:
«Смыслы, не КАК, а ЧТО — это очень важная вещь.
Конечно, скажут: а как же чудо, прелесть дара, что позволяет автору играть словами и красками, жонглировать образами, вскапывать плодородную почву ассоциаций?
Дар, талант, отличие от других — это немаловажно! Без этого поэту нельзя — потому что поэзия во многом строится на интонации, а она у каждого автора своя; на образно-колористической системе — и она тоже (в идеале) должна быть своя, незаемная.
Что такое возможность? Видимо, это и есть одаренность: хрестоматийная фраза «в каждом ребенке сидит Моцарт» (Экзюпери, «Земля людей») верна, хотя есть люди, что горячо спорят с этим высказыванием мастера.
Давайте подумаем вот над чем: хорошо рифмующих взрослых людей много, десятки, сотни тысяч. Говорить (и писать) в рифму — не так уж сложно. Но поэтами становятся немногие.
Соотношение ремесла и гения в поэзии точно такое же, как в любом другом искусстве (музыке, живописи, танце): превосходное ремесло не заменит свободного дыхания, крепко подогнанные друг к другу строчки не заменят гениального образного ряда, гениальной музыки слова. Но что такое гениальный образ? Что двигало гениальным Блоком, когда он писал «Двенадцать»? Что двигало Моцартом, писавшим «Реквием»?
Способность писать стихи как естественная способность человека мыслящего в гениальном стихотворении никогда не заслоняет то, ради чего оно написано.
Соотношение смысла (ЧТО) и красоты версификации (КАК) — вот подлинная гармония стиха; и таких стихов — и таких авторов — далеко не так много, как кажется читателям и редакторам журналов и издательств. Стране нужны новые великие русские писатели».



О ЛЮБВИ И МИРЕ

В стихах поэта, прозаика, драматурга Виталия Владимирова (1938-2011) первоначальны смысл высказывания, реальность, игра воображения. Поэт внимателен к мелочам повседневной жизни и к переменам в мире. Порой, он приближается к читателям для разговора и в ту же минуту — отдаляется, чтобы невесомыми штрихами набросать полупрозрачную историю. Во всех его стихотворениях видна рука мастера.

Меня просила ты не раз —
О чем задумался, мой милый?
Ты на кого меня покинул?
Какой Памир, какой Кавказ,
Увлек тебя с неведомою силой?..
Родная, я всегда с тобой
И не суди мою задумчивость
Так строго…
Идем! Беру тебя в дорогу.
(«Грезы любви», Виталий Владимиров, 2005 г.)

Владимиров показывает, что его философские или озорные стихи могут быть о чем угодно, при условии, что слова и строчки переплетены с любовью, вниманием к друзьям и близким людям. Почти на каждой странице книги новая тема — словно открытие.
Можно ли представить что-то более неожиданное, чем сравнение жизни с выстрелом, или будничный подарок мужчине в виде пирата? Пират был не настоящий, но достоверно, кто знает? Писатель так превосходно владеет словом, что в его силах — не отнять у читателя воображаемые приключения.

Я ходил когда-то на яхте,
Пел под парусом молодой,
Капитан подарил мне пирата
Одноглазого и с трубой.
(«Я ходил когда-то на яхте», 2006 г.)

В другом стихотворении поэт сравнивает себя с колоколом, объясняя смысл собственного существования, прощаясь и говоря о важности прощения. В нескольких строках переплетено столько чувств, идей, сколько иной прозаик 21 века в рассказе не сумеет (или не захочет) изложить. Стихи позволяют передавать в небольшом произведении множество важных идей.

Неумолим исход, запущена праща,
И я лечу навстречу смерти…
Прости меня, моя Земля!
Прости…
Прощай…
Я жил…
А, главное, любил, поверьте!
(«Когда живу свой век», 2006 г.)

У Виталия Владимирова слова из стихотворений (короткие или длинные рифмованные строки) — отпечаток его дней и ночей, или даже печать. Очень личная. По этой печати становится ясно, что делает автор, если он хочет любить.

Снизошла. Оказала милость.
Целовалась. Сказала слова.
И в душе моей поселилась.
И тобой полна голова.
Так живи, отдыхай и здравствуй.
Получая свой кайф, и меня награди.
Полнокровно и страстно властвуй.
И владей! Только не уходи…
(«Снизошла. Оказала милость», 2004 г.)

Стихи поэта дышат, играют с читателем, шутят, хотя автора уже нет среди живых. Книга стихов и прозы Виталия Владимирова «Лучший день жизни» (изд. «Вест-Консалтинг», 2011 г.) — свиток из недавнего прошлого, свидетельство искренней любви нашего современника.

Все помню — переписки аромат
и первые улыбки и признанья,
и женщину, идущую в снегах
поэзии и образа созданье…

Как ярко то, что было прежде,
ужель любви свернулось знамя?
Нет! Льщу себя надеждой —
из искры снова возгорится пламя!
(«Пускай мой друг не рядом», 2001 г.)

С таким великим уважением к нашим национальным традициям мог написать стихи только русский поэт. Виталий Владимиров сделал в жизни то, о чем мечтал. Ему посчастливилось учиться во времена, когда старшее поколение, действительно, все лучшее старалось дать детям. Поэт родился в 1938 году, перед началом войны.
Рос и учился в самые тяжелые для страны годы. Стал достойным человеком, смог реализовать все свои способности, благодаря поддержке государства во время учебы!
Писатель воспитывался в любви и заботе, поэтому для него любить и заботится — естественная потребность. Какой опыт приобретут наши дети, если у школы забирают возможность учить без оплаты, а родителям надо выбирать: покупать детям хлеб, молоко или покупать уроки русского языка и литературы? Вспомните, даже после войны образование давалось бесплатно.
Придется ли родителям и литераторам доказывать государству, что русская литература, русский язык бесконечно важны и влияют на уровень благосостояния в стране? Будем ли мы иметь возможность эффективно сотрудничать с государством, воспитывая и обучая детей? Посмотрим.



Яндекс.Метрика