Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 32 (47), 2012 г.



Очень грустная история

 

Привет, Евгений!
Наконец добралась до твоего романа «Секс в маленьком московском офисе». Прочла на одном дыхании. Очень грустная история.
Так как веет автобиографичностью и искренностью, смею предположить, ты написал это о себе. У меня двоякое отношение к тому, нужно ли в произведениях, да и в жизни, быть таким открытым.
С одной стороны, это дает козыри всяким недоброжелателям. Они при случае могут вспомнить неблаговидный факт из биографии или неудобное высказывание из дневников (а твой роман и получился вырванным из дневника куском) и использовать против тебя, когда ты захочешь стать еще каким-нибудь президентом.
Я всегда считала, что проще раздеться для «Плейбоя», чем обнажить свою душу. А ты открываешь читателю в своей душе такие уголки, что весь остаешься почти без тайн: и беззащитным, и любящим, и подлым, и доверчивым. Очень разным! А в результате каким-то слишком настоящим. Просматриваешься весь, как на ладошке. Представила, насколько тяжело было читать этот роман твоим близким.
С другой стороны, самое подкупающее для меня в жизни и в произведениях искусства — именно эта искренность, которая, будучи мастерски поданной, воздействует на эмоции. Так вот, затронуть чувства этим романом у тебя получилось.
Откровенно говоря, у тебя вышло произведение о том, как не нужно строить отношения «мужчина-женщина». И герой, и его девушка пытаются что-то друг другу доказать, но никто из них не любит. Лично мне не жалко, что они расстаются.
Мне не понравились в романе ненужные офисные подробности, затянутые описания интриг девушки, когда она пытается бороться за превосходство над мужчинами. Это два параллельных мира, и так как женщины не хуже, а мужчины не лучше, априори здесь не может быть никаких побед. Мне кажется, девочка, влюбленная и любящая, должна была создавать в жизни героя и в том же офисе некую гармонию, а не сеять склоки, передавать сплетни и т. д. Я все недоумевала: простите, а кого здесь вообще любят? Или даже хотят?
Несколько слов хочется сказать о заглавии. Задумалась, почему не «Любовь в маленьком московском офисе», а «Секс…»? Все непросто и с исправлением на «Секс…» красивого и претенциозного старого названия «Лю…».
А ответ, Женя, нашла в вечной книге: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Поэтому твое произведение получилось не про правильную любовь.
И поэтому новое заглавие с кликабельным словом «секс»— не только грамотный маркетинговый ход, а что-то свыше.
При всем этом в романе можно накопать много умных мыслей. Точные и емкие короткие фразы хочется растащить на цитаты…
Думаю, что это произведение когда-то просто выполнило психотерапевтическую функцию. То, что ты описываешь — не любовь. Налицо все признаки зависимости. Определить все очень просто. Любовь делает людей счастливыми, аддикция — несчастными.
Женя, тебе бы тогда к специалисту обратиться или прочесть книжки Ялома, а ты выкарабкивался сам. Хотя такие самостоятельные попытки борьбы с собой закаляют, увы, нет гарантии, что не заболеешь любовью опять. Но ты ведь уже знаешь верное лекарство?
«Секс в маленьком московском офисе» — это вам не «Страдания юного Вертера», после которого началась волна самоубийств обезумевших влюбленных.
Обожаю искусство ради искусства. Но прагматизм мне тоже присущ. Я за то, чтобы литература «работала», направляя жизнь читателя в нужное русло. Мне кажется, твой роман — в каком-то роде рецепт тем творческим людям, которые чувствуют тоньше других и в случае влюбленности готовы умереть от обуревающих их чувств.
Ты, Женя, как будто говоришь им: «Не надо тонуть в любовных зависимостях, сходить с ума, приставлять к виску пистолет, искать веревку и мыло. Ну-ка вместо страданий займитесь делом. Сублимируйте свои “траблы” в творчество. Садитесь и пишите, как когда-то делал я!».
Ха, почему бы и нет? В этом есть свой резон. Одним сумасшедшим или мертвым будет меньше, одним стихотворением или романом — больше! Вот так Степанов своим «Сексом в маленьком московском офисе» трудится на благо творчества.
Не смогла обойтись без некоторой иронии.
Спасибо за доставленное удовольствие от прочтения романа.

 

Варвара ЧЕРКОВСКАЯ,
Беларусь




Яндекс.Метрика