Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 36 (51), 2012 г.



Наталья Никулина
Не живи безмолвно

"...Но в той дали, пустующей века, / Ты ничего не сыщешь, ни единой / Опоры, чтоб на ней покоить взор, / Один сквозной беспочвенный простор".
Этими строками из трагедии И. В. Гёте "Фауст" обнинская писательница Вера Чижевская открывает свой десятый по счету поэтический сборник. И в названии книги, как отраженное эхо, звучит страх невозможности опереться даже мысленно на что-либо в этом мире.

Вера Чижевская, "На фоне сквозняка" (Обнинск, 2012. ООО "Графика").

Возможно, пугающий автора сквозняк возникает оттого, что этот мир покинули многие дорогие ее сердцу люди. А возможно — это печальная дань собственному опыту: интеллектуальному, философскому, поэтическому... Причины не вполне ясны, но он дует этот сквозняк, от которого не спрятаться, потому что раны не зарастают, на месте ушедших зияют пустоты, и нет замены в этой жизни никому на свете...
Во всяком случае, внимательно прочитав книгу Веры Августовны, понимаешь, что создавалась она с единственной целью рассказать о тех, кого любила и продолжает любить, несмотря на то, что ответа... оттуда так и не дождалась: "Так значит ты жив! Не рассыпался в прах! / И я задохнусь от возможного чуда, / и руки к тебе протяну второпях, / забыв, что никто не приходит ОТТУДА".
Цикл стихов "Круги на воде" с удивительной нежностью и бесконечной горечью повествует о главной боли автора. "За то, что так скупо любила тебя, / за то, что так жадно себя я любила...".
Сожаление, покаяние и одновременно непонимание происходящего с ней. А, скорее, неприятие случившегося, вопреки чаяниям автора, наполняют книгу горестными раздумьями и огромным разочарованием. И это чувство распространяется естественным образом и на восприятие небытия, от которого Вера Чижевская, в общем-то, ничего хорошего не ждет. Не ждет, но пока живет — ищет и надеется. Это замечательно показано в стихотворении "Сцилла и Харибда":

...Станут в прятки играть с человеком и нощно и денно:
то исчезнет надежда, то вера растает, как дым.
Две сестры над проливом любви в карауле бессменном...
Да не будет застигнут их местью храбрец —
ну хотя бы один!

Среди сотни произведений в сборнике, к счастью, встречаются стихи, окрашенные и тонким юмором, и мягкой иронией, и просто веселые строки. Это дает надежду, что не все так плохо у автора, не все так безнадежно. И жизнь она любит, и даже увлечена отдельными ее сюжетами.
Книга не поделена на главы, и силлабо-тонические произведения мягко переходят в стихи свободной формы. На мой взгляд, самые яркие и запоминающиеся стихотворения этой формы — "Электронный мессия, или неудачная репетиция" и "Герману Гессе — Магистру Игры". Нельзя не отдать должное автору в интересной и неожиданной трактовке темы, даже в столь спорных вопросах, как размышления о репетиции Второго пришествия или сверхвозможностях Магистра Игры.
А сколько поэзии в верлибре, посвященном переводчице японской поэзии Вере Марковой: "И мне захотелось вырастить / декоративную вишню — сакуру, / чтобы привязать к ее ветке записку / и послать ее с посыльным / к своему возлюбленному..."
И все же программное произведение автора — "Космический сквозняк", которое, конечно же, является центром всего "любовного" цикла, наиболее полно выражает скрытую доселе от читательского глаза часть огромного космического пространства поэзии Чижевской:

Летучим облаком проплыви за моим окном
или оборотись птицей и покачай крылом:
и я узнаю повадки и воздух твоей души,
что ушла безвозвратно, безжалостно...
Поспешил...

Или стань камешком, о который легко споткнусь,
положу в карман его и домой робко вернусь.
Буду ждать облако, птицу... Потом растворю окно,
бережно разглажу взглядом небесное полотно:
может, ты померцаешь за звездною глубиной —
попытаешься возобновить разговор со мной?

О себе расскажи на потустороннем языке!
…Не живи безмолвно на космическом сквозняке!

Следует сказать, что в сборник включены, в основном, стихи, написанные в 2009-2012 годах. А это лишний раз доказывает, что Вера Августовна, работавшая еще в 90-х годах прошлого века с начинающими поэтами, не растеряла того, что тоже дает пищу поэзии — интереса к самому процессу. А потому в книге встречаются и стихи, с так сказать, "исторической нагрузкой", возможно, полезные той части молодого поколения, для которого многие имена и исторические события, связанные с ними, лишь бледные призраки прошлого: Гёте, Наполеон, Дантес, Цветаева, Окуджава, Пушкин, Чехов, Че Гевара, Вагнер, Ницше и даже... Вольтер. И этот "список кораблей", думается мне, Вера Чижевская со временем еще продолжит.



Яндекс.Метрика