Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 5 (56), 2013 г.



«Хочешь мира — готовься к войне»

 

Вручение Платоновской премии малой прозы, проходившее в стенах Литературного института имени А. М. Горького в декабре 2012 года — событие, несомненно заслуживающее внимания. В связи с этим вызывает интерес и лауреат премии, поэт, прозаик, историк Александр Орлов, одержавший победу в конкурсе благодаря своему рассказу «Парабеллум», недавно опубликованному в журнале «День и Ночь». Забегая вперед, можно отметить, что «Парабеллум» является частью сборника малой прозы «Кравотынь», еще не изданного, но с нетерпением ожидаемого читателями.
— Играет ли особую роль для Вас получение Платоновской премии, или это лишь поощрение и стимул двигаться дальше?
— Лауреатство — это итог работы, меня более всего радуют отзывы людей, беспрестанно участвующих в литературном процессе: Сергея Арутюнова, Дмитрия Артиса, Сергея Бреля, Амирама Григорова, Арсения Замостьянова, Василия Килякова, Максима Лаврентьева, Дмитрия Мельникова… А что будет дальше? Посмотрим. Все мы живем по воле Создателя.
— Известно, что у каждого писателя тяжелый путь, требующий труда и полной эмоциональной отдачи. С какими препятствиями Вам приходится сталкиваться, что дается сложнее всего?
— Бог даровал мне память, и я помню, что рассказывало мне уходящее великое поколение, что я испытывал ребенком, сравниваю с тем, что я ощущаю сейчас. Писать о времени «военного коммунизма», «великого скачка», «сталинских репрессий», военного и послевоенного периодов, осознавая, что происходило с твоей семьей, нелегко. Меня в момент написания сборника рассказов «Кравотынь» очень поддерживали письма Александра Андреевича Ольшанского и Александра Петровича Торопцева.
— Каким образом в Вашем творческом процессе переплетаются история и литература?
— История и Литература — это родные сестры, если обернуться назад в Древнюю Русь, то мы увидим, что все первые литераторы были историками, и это настоящая традиция нашего общества. Разве Толстой в романе «Война и мир» не отражает историю девятнадцатого века, а Гумилёв в «Записках кавалериста», а Платонов в романе «Чевенгур», а Астафьев в романе «Прокляты и убиты»?
— Какую роль играют современные авторы в общем литературном процессе?
— У каждого автора есть свой читатель, я не особо задумываюсь о современном литературном процессе, я просто работаю, делаю то, что считаю необходимым, ведь еще Гёте писал: «Мои произведения написаны не для масс, а разве что для немногих людей, которые ищут приблизительно того же, что ищу я, и делят со мной мои стремления».
— Олеся Николаева в отзыве на вашу стихотворную книгу «Московский кочевник» писала: «Стихи Александра Орлова пронизаны напряженными духовными поисками, а также отношениями с миром данностей и царством ценностей. В этом смысле они для автора есть способ духовного самоопределения и выживания». Вы продолжили эту традицию в прозе?
— Я по природе традиционалист. Человек всю жизнь должен существовать в духовном поиске, в котором он совершает попытку придерживаться царства ценностей в мире данностей. Мой любимый афоризм — это афоризм Лихтенберга, он звучит так: «Книга — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола».

 

Беседу вела Матрона БОРИСОВА



Яндекс.Метрика