Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 12 (63), 2013 г.



Александр Карпенко
Духовное завещание поэта Юрия Потатушкина.
«Ангелы, слетающие с неба...»



*   *   *

 

Был однажды я в краю, где все жители поют,
Смотрят в мир легко и удивленно.
Там повсюду — чудеса, и уносят в небеса
Голоса любовью опаленных.

А за лесом, за горой, появляются порой
Облака седые, цвета снега,
И преданья говорят: это там, вверху, парят
Ангелы, слетающие с неба.

Я немало повидал, а такого не встречал,
Чтобы люди пели в разговоре!
«Мы поэтому поем, что давно уже живем
Вволю: в боли, в радости и в горе».

Я спросил: «Ну как же так — вы всегда поете в такт,
Я не знаю, быль это иль небыль?»
Отвечают: «Не спеши, есть в запасниках души
И у вас слетающие с неба».

«Просто потеряли вы шелест трав и шум листвы —
Все, что вам даровано природой.
Дорожите тем, что есть, берегите вашу честь:
Одного мы племени и рода!

Ну а если кто стихи пишет на свои грехи
И живет, как мы, вином и хлебом…
Сами в них стихи поют, может, в них-то и живут
Ангелы, слетающие с неба».

 

Несколько лет тому назад трагически погиб замечательный поэт и бард Юрий Потатушкин. Он ушел из жизни, как говорят, «на взлете», не успев, как следует, реализовать свой огромный потенциал. И, может быть, его творчество было бы так же забыто, как легко забываем мы то, что по каким-то причинам вовремя до нас не достучалось… Но группа энтузиастов во главе с поэтом Татьяной Сергеевой, руководителем литобъединения «Свеча», не позволила творчеству этого самобытного человека уйти в небытие, организовав фестиваль его имени. И для творчества Юрия Потатушкина наступила «жизнь после жизни». И была среди его песен одна, которая сразу стала сенсацией московских литературных салонов. «Ангелы, слетающие с неба».

Наверное, если бы Юрий успел написать одну только эту песню, все равно его жизнь можно было бы считать прожитой не зря. В ней поэт отобразил извечную тоску человечества по гармонии и бессмертию. Человек занимает «промежуточное» положение между низшей и высшей жизнью, и эта несвершенность порой ему нестерпима. Он вдруг вспоминает, что когда-то, в одной их прошлых жизней, был равен ангелам небесным.

Юрий Потатушкин виртуозно ведет свою двухголосную фугу: он говорит и за людей, и за ангелов. Точнее, ангелами выступают в его песне люди из страны будущего. Или из страны прошлого — как вам больше угодно. Песня рассказывает о старом, как мир, конфликте между природой и цивилизацией. Современный человек далеко ушел от природы, но цивилизация грозит отнять у него индивидуальность, подчинив интересам общества. Впрочем, у Потатушкина человек и общество не конфликтуют. В своем мистическом видении герой попадает в идеальную, утопическую страну, «где все жители поют», как в хорошей опере. Все мы — немножко перфекционисты, и нам хочется жить в лучшем обществе. Поэт Потатушкина — духовный ориентир для других людей: он острее переживает действительность, и в минуты озарения «напрямую» общается с ангелами.

Вне всякого сомнения, поэт, одаренный экстрасенсорными способностями — духовный вождь своего народа. Ведь только он является связующим звеном между «ушедшими вперед» и «оставшимися позади». Поэт — живой мост между цивилизациями. Конечно, «оперный коммунизм» Потатушкина наивен, с философской точки зрения. Однако Пушкин считал, что поэзия и не должна быть слишком заумной, главное, чтобы было понятно, о чем говорит человек. А говорит герой Потатушкина о принципиально новых взаимоотношениях между людьми. И еще — о том, что к такого рода взаимоотношениям нужно стремиться. Это и придает ценность его балладе об ангелах, слетающих с неба.

Один отдельно взятый человек, живущий светло и благородно — это не редкость. Но мы тоскуем по целому обществу, которое бы жило по законам света. И выясняется, что сложнее всего «подтянуть» общество до уровня лучших людей. Поэтому цивилизация Потатушкина, «где все жители поют», изумляет и захватывает. Это уже не «ангелы, слетающие с неба», а люди, равные ангелам, в переносном смысле. «Сверхчеловеки», как выразился Ницше, но — без сверхусилий, а, наоборот, все делающие «светло и удивленно». Для Юрия Потатушкина очевидно, что цивилизация будущего должна… пойти вспять, против течения прогресса, — и «вернуться к природе», как предлагал Жан-Жак Руссо. Конечно, трудно двигаться, подобно мифической амфисбене, одновременно и вперед, и назад, но, похоже, у человечества попросту нет иного выбора. Во‑первых, нельзя остановить научные изыскания — иначе у нас не останется источников энергии. Во‑вторых, нельзя уничтожать природу и отрываться от нее все дальше и дальше. Значит, надо попытаться двигаться в двух направлениях одновременно! Жить масштабной и полнокровной жизнью — «вволю — в боли, в радости и в горе». Где пение — вовсе не знак легкости! Пение — знак того, что жизнь «спорится» и полнится смыслом. Только такую жизнь поэт считает настоящей. Он и сам жил именно так. И, может быть, поэтому так рано от нас ушел.

Есть некая загадка — действительно ли поэту приходилось бывать в обществе столь «продвинутых» людей — или это он пережил как мистический опыт, выйдя из физического тела? Интересно, что восхищение и подражание вызывают у поэта не сверхчеловеки Ницше, а вполне обычные, с нашей точки зрения, люди. Просто у них иной способ существования. Достижимо ли это в принципе? Наверное, подобное «государство в государстве» можно создать — например, как духовное сообщество… «Ангелы, слетающие с неба» — это «воспоминание о будущем», песня-утопия, побуждающая слушателей глубже заглянуть в себя и строже спрашивать с окружающих — по самому высокому «гамбургскому» счету.



Яндекс.Метрика