Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 23 (74), 2013 г.



От изотемной концептологии к эпитемной антропологии

1. Мы исходим из того, что физический мир — качество, результат соотношений физических постоянных, ментальный — качество, результат соотношений постоянных ментального мира, соотношений констант культуры. Человек, наблюдатель — объединяющее начало двух миров; мир человека и сам человек — качественный результат соотношений констант физического мира и констант культуры. Константы, соотношения констант физического мира существовали и до появления наблюдателя, человек лишь осознал и частично выявил их.
2. Другими словами, при исчезновении человека прекрасное "растворяется" в объективно существовавшей и до появления наблюдателя Вселенной. Для человека наблюдающего и мыслящего, а иным он и быть не может, на наш взгляд, существует однозначное соответствие: гибнет наш мир — гибнет красота, и наоборот. Эволюционно-материальные, физические факторы, сформировавшие тело человека, — свет, земное тяготение, потребность восполнять энергию — являются оптимальными и целесообразными. Таким же оптимальным и важным для выживания, несмотря на кажущуюся бесполезность, является и прекрасное: прекрасное неотделимо от человека. Речь идет не только об эстетических, но и этических ориентирах.
3. Части целого, взаимосвязанные ранее не существовавшими связями, — генерируют новые качества целого.
4. Обобщая существующие результативные попытки приложения естественно-научных знаний, методологий естественных наук в изучении произведений искусства и создании художественных произведений, мы наблюдаем, что при различных подходах — симметрологическом, эстетическом, информационном, синергетическом и т. д. — в объединяющей их основе, обнаруживаются две характерные составляющие — все углубляющееся восприятие, понимание и анализ художественных моделей мира по линии развития взаимодействия знаков и различных знаковых систем и взаимопроникновение контекстов в поле взаимодействующих констант культуры (науки и искусства). Открытые интерактивные междисциплинарные системы — научные гипотезы, художественные произведения, — созданные и существующие в междисциплинарной области, хранят, воспроизводят, передают не только информацию, но и эмоции.
5. В частном случае любое произведение изобразительного искусства, литературы воспринимается и прочитывается, сознательно или бессознательно, как сложно организованный знак или как система знаков. В основе принадлежность к тому или иному виду искусства, течению, жанру, стилистике предопределяет соотношение, интенсивность, направленность прямых и обратных связей между составляющими знака по Фреге — предмета, изображения (имени) и его смысла. Графически простейший знак и идеальные связи между тремя его составляющими принято изображать в виде равностороннего треугольника. На деле любой знак имеет свои особенности, позволяющие отличать его от других. Соответственно, и стороны треугольника связи могут быть различными по величине, и в ряде случаев даже отсутствовать.
6. Картины, литературное произведения рассматриваются не только как носители "изотем" — воображаемых линий, отражающих существующие связи между понятиями, терминами из различных областей гуманитарной науки (изотема тот же концепт), но и как носители "эпитем" — ментальных точек пересечения изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, концептами науки, техники, искусства, бизнеса, политики (формулировка моя. — Н. Г.). Концепт (изотема) — частный случай эпитемы. Одно из возможных определений культуры — интертекстуальное, контекстное существование эпитем. В семиотико-культурологическом значении необходимость возникновения и область приложения термина "эпитема" обоснована автором данного текста в статье "Наука. Культура. Опыт моделирования".
7. Важные качества части носителей эпитемных связей — самоорганизация, самоподобие. Эпитемные связи не только выявляются и описываются, но и моделируются. Модель по выявлению существующих и возможных эпитемных связей субъективна. Вместе с тем, при определенных установках, она может быть и прогностической. Эпитемные связи и их носители в своем большинстве визуализируются.
8. Не менее важен "масштаб" действительных и ментальных пространств, действительные и реальные "расстояния" до знаков. Действительность — пространство, в котором возможна реальная смерть наблюдателя. Ментальная реальность — то, что в случае смерти наблюдателя исчезает вместе с ним.
9. Степень воздействия произведения искусства на зрителя (читателя) в немалой степени зависит от качества и широты восприятия им эпитемных связей значимых для культуры в целом. Визуальная составляющая произведения искусства при необходимости способна и должна существовать самостоятельно, быть самоценной даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов. Произведение искусства воспринимается зрителем в целостной полноте, одномоментно, либо эмоциональному отклику предшествует фаза осмысления и анализа.
10. Предмет нашего рассмотрения — мыслящие, читающие, воспринимающие, творящие наблюдатели, а также знаки, понятия, термины, концепты, эпитемы; их взаимодействие и взаимовлияние.
11. Наш подход применим как в литературе, так и в области визуального искусства.

Николай ГРИЦАНЧУК



Яндекс.Метрика