Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 45 (96), 2013 г.



Евгений Степанов:
"Литература переходит в интернет"

На вопросы отвечает главный редактор журнала "Дети Ра" Евгений Степанов.

— Как и когда возник Ваш журнал? Кто стоял у его истоков? Писатели, сделавшие имя журналу?
— Журнал возник в 2004 году в Саратове.
С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века (сайт www.writer21.ru). У истоков журнала стояли Евгений Степанов, Элана, Андрей Сокульский, Игорь Алексеев (1959— 2008). И писатели делают имя журналу, и журнал — писателям. Если говорить о знаковых для русской и даже западной культуры авторах, появившихся на страницах "Детей Ра", — это: Максим Амелин, Геннадий Айги, Владимир Алейников, Сергей Арутюнов, Татьяна Бек, Юрий Беликов, Сергей Есин, Елена Кацюба, Константин Кедров, Анатолий Кобенков, Кирилл Ковальджи, Марина Кудимова, Вячеслав Куприянов, Юрий Орлицкий, Марина Саввиных, Виктор Соснора, Тумас Транстремер, Умберто Эко и многие другие.
— Какова художественная и политическая идеология журнала? Чем Ваш журнал отличается от множества других?
— "Дети Ра" — единственный в России ежемесячный толстый литературный журнал, посвященный поэзии. Большинство ключевых, "брендовых" отечественных поэтов появлялось на его страницах. При этом журнал не идеологичен — на его страницах соседствуют и традиционные силлабо-тонические стихотворения, и верлибры. Мы открыты для всех.
— Творческое кредо главного редактора?
— Пусть растут все цветы.
— Главные проблемы русской публицистики и литературы сегодня?
— Отсутствие читателя в широком смысле этого слова и отсутствие знаковых писателей, которые готовы и, главное, могут повести за собой. Публицистика часто служит одному из "лагерей", обслуживая местечковые интересы определенной группы.
— Три лучших (на Ваш взгляд) автора, напечатавшихся в Вашем журнале?
— Марина Кудимова, Сергей Бирюков, Тумас Транстремер.
— По каким признакам отдается предпочтение авторам, публикуемым у Вас?
— Мы публикуем авторов, входящих в Союз писателей XXI века. Рукописи авторов не из Союза не рассматриваются. Исключения делаются редко — по решению редакционного совета. В первую очередь важен талант. Остальное приложится.
— В каких регионах России читатели знают Ваш журнал?
— Отличительная черта журнала "Дети Ра" — поэзия регионов. В течение десяти лет с момента основания журнала мы публиковали авторов, представляющих тот или иной регион России. И, разумеется, выход каждого номера журнала вызывал немалый резонанс — и в столице, которая могла познакомиться с поэтами глубинки, и в самих регионах — поскольку творчество их представителей замечалось профессиональным изданием. Вышли номера, посвященные Саратову, Тамбову, Самаре, Костроме, Красноярску, Новосибирску, Липецку, Иркутску, Перми, Твери, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Москве, Нальчику, Нижнему Новгороду, Ставрополью, Удмуртии, русским литературным диаспорам Австралии, Берлина, Днепропетровска, Киева, Нью-Йорка, Парижа, Харькова, Хельсинки, русской поэзии Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Израиля, Ирландии, Швеции и многих других стран и т. д.
— Источники финансирования (степень экономической самостоятельности)?
— Исключительно самофинансирование. Помощи от государства мы не получаем, но выживать удается.
— Каково отношение к журналу (и к авторам, и литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-то поддержка?
— К сожалению, государственная политика такова, что поддерживается только часть толстых литературных журналов — так называемых "традиционных". Остальные должны выживать и находить средства на издание самостоятельно.
— Только ли финансовые проблемы мешают "журнальной литературе", существуют ли проблемы подписки и распространения? Ощущается ли падение интереса чтению? Или наоборот — есть ощущение возрождения интереса к чтению?
— Сегодня поэзия читается преимущественно самими авторами и критиками. Профессиональных читателей очень мало. Судите сами — когда-то у знаменитой "Юности" был тираж в 3 миллиона экземпляров, сегодня это, в лучшем случае, несколько тысяч. Читательская аудитория редеет.
— Есть ли у журнала интернет-версия; если есть, каково процентное соотношение читателей — какую версию (бумажную или электронную) читает большее количество читателей?
— Интернет-пространство постепенно становится основным. Крупные площадки, такие, как "Журнальный зал", "Читальный зал" и "Мегалит", собирают тысячи читателей ежедневно. Профессиональная литература, журнальная периодика переходят в Интернет. И это нормально — закон времени. Вместе с тем, бумажные версии журналов будут необходимы всегда — остаются и верные читатели с советских лет (новых-то мало прирастает), и сами авторы приобретают экземпляры — себе и на сувениры.
— А что может сделать власть для улучшения положения литературных журналов? От нее что-то зависит?
— От власти очень многое зависит. Во‑первых, она не должна мешать. И обязана создать для всех журналов единые правила существования. А сейчас одним изданиям оказывают государственную поддержку, другим не оказывают. Нужно помочь литературным журналам с распространением — чтобы они были в печатных киосках. И самое главное, государство может дать больше денег библиотекам, чтобы они выписывали литературные журналы. И все наладится.

(Вопросы подготовлены в рамках проекта "Журнальная Россия")

 



Яндекс.Метрика