Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 48 (99), 2013 г.



Виктор Дьяков
"Золото наших предков"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Книга Виктора Дьякова "Золото наших предков" — одна из ярких, но, к сожалению, практически незамеченных критикой книг уходящего года. Автор создал новый производственный роман, о нехватке которых в последнее время говорилось не раз. В частности, подобное суждение высказывал Захар Прилепин, человек, что называется, находящийся на слуху.
Итак, читательский и даже больше, писательский, запрос есть. И как ответ на него — роман Виктора Дьякова "Золото наших предков". Уместно сказать несколько слов о писателе. Он публикуется в разных по художественным и эстетическим платформам журналах, "Нашем современнике" и "Москве", "Детях Ра" и "Зинзивере". Получается, в его произведениях находятся составные части, удовлетворяющие запросам и условно "патриотической" читательской аудитории (первая пара журналов), и условно "либеральной" (вторая пара журналов) аудитории. Следовательно, автор разносторонен, стиль разнообразен, читательское ожидание велико. Необходимо добавить, что Виктор Дьяков бывший военный, а дисциплина ключевое качество для прозаика. Не требуется больших временных затрат, чтобы написать стихотворение, тем более по вдохновению. Куда большая усидчивость и самоконтроль нужны при создании рассказа, тем более повести или романа.
Нет смысла пересказывать сюжет. Попытка подобного предпринята в рецензии Полины Вайс ("Зинзивер", № 1 / 2013). Да и рецензент — не пересказчик фабулы, читатель всегда прочитывает по-своему, представляя сцены иначе, и чужой взгляд непосредственно на канву сюжета может исказить восприятие. А роман достоин прочтения.
Его герои выписаны автором в период, пожалуй, наиболее тяжелый для страны в последние пятнадцать лет, накануне и во время дефолта 1998 года. Это время сейчас забывается, власть, присвоившая народные богатства, маскирует события самого недавнего прошлого, не давая им прорваться через эшелоны СМИ. Но помнят очевидцы и пенсионеров, загибающихся от голода, не получающих пенсии по полгода, и рост цен, и какую-то неуверенную безнадежность лихих девяностых. Лихими они были для авантюристов, простым людям приходилось труднее. Это был излет Ельцинской эпохи, застой его правления, и дефолт 1998 года одна из ярчайших его точек. Опустевшие прилавки, мгновенно образовавшиеся очереди, рухнувший рынок жилья… Сколько еще элементов времени привести?
Виктор Дьяков выбрал удивительно точно этот период. Его нельзя забывать. И благодаря "Золоту наших предков" не забудут и читатели книги.
Многие увидят на страницах книги то основное, что заключено в ней: не все то золото, что блестит. "Золотой телец", которого выбирает один из героев романа, Сергей Пашков, вступает в противоречие с миром искусства, золотом иного рода. Автор буквально кричит: материальное золото не есть главная ценность нашего мира, все преходяще, но после творца остаются произведения искусства. И они-то и являются настоящим золотом.
Эта позиция преподносится читателю посредством общения Сергея Пашкова с профессором Виктором Матвеевым.
Калина — противоположность Пашкова, два этих образа выведены автором максимально развернуто, они из разного, если можно так выразиться, времени. Пашков — дитя времени продажного, нечестного, где каждый, даже неплохой человек идет вслед за общим стадом, желающим выгадать побольше. Калина же — человек идеи, чести и долга.
Но, тем не менее, виновен ли человек в "малой коррупции"? Профессор Виктор Матвеев сомневается, есть ли надежда на возрождение страны, а его основная мысль состоит, упрощенно, в том, что "вся история человечества — это модернизация рабовладельческого строя" (Полина Вайс). И в этом аспекте оправдывается и "малое воровство". Потому что присутствует общий прогресс общества, развитие его. И профессор верит и в будущее людей, и в будущее страны:
"—…Я уж грешным делом стал думать, что у нас народ весь выродился, ни на что не годен, только пить, да нищету плодить… А вы… — Матвеев засмеялся, — вдохнули в меня нечто вроде уверенности. Может, не пропадем, а? Я ведь в этом направлении благодаря вам стал мыслить, ей-Богу…"

Один из основных моральных вопросов, возникающих при чтении романа — повинен ли человек в моральном падении и может ли сопротивляться ему? Автор не дает прямого ответа, однако показывает на примере своих героев, что можно избрать любой путь, и честный, и менее благородный, но… Эти люди брошены в котел истории, они пытаются отыскать себя, банально выжить. И разумно ли осуждать их инстинкт самосохранения? Но в благом свете оказывается тот, у которого более богатый внутренний мир, Калина.
Книга Виктора Дьякова глубоко моральна, в хорошем смысле духовна. Сравнив себя с героями романа, читатель сделает выбор в жизни и будет либо поклонником "золотого тельца", либо стяжателем мировых культурных ценностей. Третьего не дано. Полина Вайс пишет: "Автором художественно выявлена противоречивость уродливости жизненных условий, заставляющих человека, тянущегося к прекрасному, изо дня в день с чистой совестью совершать преступление". Но ведь у каждого есть выбор, и тут первостепенное значение начинает играть моральная платформа, воспитание, набор культурных ценностей человека.
Остается добавить, что в книге множество примет времени. Автор интерпретирует события, происходящие в стране, дает им, посредством персонажей, свою оценку, показывает всю многообразную палитру жизни человека в крайне неоднозначное для страны время. Исходя из этого, можно сделать вывод, что книга Виктора Дьякова полезна читателю и в качестве памятника своему времени, и в качестве литературного произведения, нового производственного романа, речь в котором куда шире только "производственной" темы.

Евгений МЕЛЕШИН



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru