Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 4 (105), 2014 г.



Евгений Степанов: "Должны быть разные точки зрения на литературу..."

— Евгений, рада приветствовать тебя в Гостиной! То количество проектов, в которых ты непосредственно участвуешь как руководитель и спонсор, просто ошеломляет. В последний раз, когда мы были у тебя дома, звонки не прекращались. Как тебе удается при таком напряженном расписании все выпускать в срок (вопрос риторический)? Под "всем" я подразумеваю и журнал "Дети Ра", и "Зинзивер", и "Поэтоград", и "Литературные известия", и "Футурум АРТ", и "Знание-сила. Фантастика"... Добавлю к этому Союз писателей XXI века, телеканал "Диалог". А чего только стоит проект "Читальный зал". Ты практически сотворил свой литературный мегаполис, охватывающий русскоязычных авторов из разных стран. В связи с этим хочу спросить тебя, как ты видишь развитие своего мегаполиса? По каким направлениям он разрастается? Происходит ли это стихийно или запланированно?

— Вера, спасибо тебе за теплые слова и постоянное дружеское внимание к моей работе. Проектов действительно много. Более того, их становится почему-то все больше и больше. Например, начиная с января, мы будем регулярно проводить в ЦДЛ заседания "Литературной гостиной Союза писателей ХХI века". Об этом мы договорились с руководством ЦДЛ. Я очень горд, что теперь у московских и подмосковных членов "СП XXI века" есть возможность получить бесплатное медицинское обслуживание. Мы стараемся добиться таких преференций и для других региональных отделений. Наш "СП XXI века" постепенно становится истинным профсоюзом писателей. Мы защищаем их интересы, даем возможности для самореализации. Мы создаем новые журналы и ведем переговоры о покупке уже готовых брендов.

— С кем, например, проведены переговоры?

— В свое время я вел переговоры с журналом "Новая Юность", главным редактором Глебом Юрьевичем Шульпя- ковым. К сожалению, коллектив "Новой Юности" отказался. Сейчас идет оформление сделки по покупке одного очень солидного толстого журнала, входящего в престижный портал "Журнальный зал". Надеюсь, в этом году мы завершим оформление сделки. Также в поле зрения моих интересов как инвестора входят и другие толстые журналы. Например, "Новый мир". Если его выставят на продажу, я, несомненно, буду участвовать в тендере на покупку. И за ценой не постою.

— Хорошо, допустим, ты стал владельцем "Нового мира". Какие это сулит перемены для редакции и читателя?

— В корне изменится работа редакции. Главный редактор "Нового мира" (а также редакторы отделов) будет назначаться (а лучше — избираться) на какой-то определенный срок. Допустим, на пять лет. В противном случае, конечно, журнал подвергнется стагнации. Старые национальные бренды должны показывать лучшие достижения литературного процесса, а не узкой группы литераторов и уж, конечно, не поэтическое творчество сотрудников редакции. Я об этом уже много раз говорил и писал.

— Мне все же кажется, что такая частая смена редколлегии может привести к другой крайности. Не станут ли сотрудники относиться к журналу как к перевалочному пункту? С подобным фактом столкнулись в США в корпорациях, где совет директоров избирает президента на несколько лет. Естественно, президент и относился к этому как к временной работе, и все его основные действия были направлены на завязывание контактов на будущее.

— Я думаю, что пять лет — это достаточный период времени, чтобы успеть сделать что-то хорошее. И, конечно, убежден, что ротация кадров, реформы в управлении журналами необходимы.

— А в своих журналах ты проводишь реформы?

— Провожу. И кардинальные. Во-первых, я передал все права главного своего портала "Читальный зал" Союзу писателей XXI века. Просто подарил. В марте 2013 года я принял решение уйти с ряда должностей и делегировать полномочия своим заместителям. Главным редактором журнала "Зинзивер" стал Владимир Шпаков (Санкт-Петербург), главным редактором еженедельной газеты "Поэтоград" — Наталия Лихтенфельд (Берлин), главным редактором журнала визуальной поэзии "Другие" назначен Евгений В. Xаритоновъ (Москва), главным редактором журнала "Персона ПЛЮС" — Василий Манулов (Москва). Заместителем главного редактора журнала "Зинзивер" стала Галина Илюхина (Санкт-Петербург), заместителем главного редактора журнала "Персона ПЛЮС" — Евгений Мелешин. Я понимаю, как я всем надоел со своими специфическими представлениями о литературе. Вот и хорошо. Пусть теперь "порулят" другие. Я оставил себе только журналы "Дети Ра", "Футурум АРТ" и газету "Литературные известия". Должны быть разные точки зрения на литературу и литературный процесс. А для этого необходимо обновлять редакторский корпус.

— А кто будет финансировать все эти издания?

— К великому сожалению, по-прежнему, я. Видимо, это мой крест. Мы не получаем дотации от государства. А может быть, это и хорошо. Мы, слава Богу, никому ничего не должны.

— Расскажи немного об особенностях каждого из твоих изданий. В чем их специфика?

— Все наши журналы разные, хотя большинство из них посвящено поэзии. "Дети Ра" — поэзии регионов, "Зинзивер" —
Петербургу, "Футурум АРТ" — авангарду, а "Другие" —
визуальной поэзии. Еженедельная газета "Поэтоград" показывает все направления развития русского стиха — от наивного до классического. То есть в итоге мы стараемся не повторяться. Все наши журналы и газеты — это инструменты по сбору информации для готовящейся в издательстве "Вест-Консалтинг" 3-х томной "Антологии современной русской поэзии". Первый том выйдет уже в этом году. Сейчас я вычитываю очередную корректуру. Помогает мне мой заместитель, поэт и литературовед Владимир Коркунов. Он уже нашел десяток ошибок и опечаток.

— Расскажи о своей книгопечатной деятельности. Каково реальное положение дел с изданиями книг поэзии и прозы в России? Что пользуется спросом у современного читателя? Каковы шансы у новых авторов обратить на себя внимание читательской аудитории?

— Издательство "Вест-Консалтинг", в котором я учредитель и генеральный директор, работает на российском рынке 11 лет. Сейчас это известный в России и за рубежом вертикально интегрированный медиа-издательский холдинг. Он состоит из ООО "Вест-Консалтинг", издательского комплекса, типографии, РR и WЕВ-подразделений, Агентства по распространению книг, сети книжных интернет-магазинов. Самый известный из них — www.litlavka.ru. Совместно с Союзом писателей XXI века мы издаем литературно-художественные журналы и газеты (о них я уже рассказывал). Компания выпускает книги (более 300 наименований в год), делает буклеты, выполняет все виды типографских работ, предоставляет широкий спектр консалтинговых, рекламных и РR-услуг, создает и обслуживает WЕВ-сайты (создано более 1000 сайтов и WЕВ-страниц). "Вест-Консалтинг" — член АСКИ (Ассоциации книгоиздателей России), лауреат премии "Московский счет". Это я рассказал о наших успехах. Теперь о грустном. Книга в настоящее время становится сувениром. Тиражи микроскопические. Стихи не покупают. Прозу покупают, но в основном плохую. Детективы, триллеры и т. д. Спросом пользуется прикладная литература, литература о чем-то. Например, мои книги интервью "Диалоги о поэзии" и "Знаковые имена русской прозы и публицистики" стали бестселлерами крупнейшего магазина "Москва". А мои стихи, да и стихи других авторов никто не покупает. Что касается шансов у новых авторов обратить на себя внимание читательской аудитории, то они, увы, невелики. Продвижение писателя на книжном рынке — это сейчас главная и очень непростая профессия. Издать книгу не сложно. А что дальше? В какие магазины она попадет? Кто о ней напишет? В каких изданиях? Эти вопросы возникают в настоящее время практически у любого автора. Издательство "Вест-Консалтинг" помогает писателю — хорошему писателю! — решить все эти проблемы.

— Какие современные журналы близки тебе по духу, концепции?

— Мне нравится "Журнал ПОэтов", который издают мои друзья Константин Кедров и Елена Кацюба. Я горжусь, что печатаюсь почти в каждом номере этого издания. Мне симпатичен "Арион", старейший в России журнал поэзии. Имею честь быть автором и этого издания. Очень уважаю журнал "День и Ночь", он выходит в Красноярске. На мой взгляд, главный редактор и поэт Марина Саввиных сделала один из лучших толстых литературных журналов в России. Да много хороших журналов в нашей стране и за рубежом. Сейчас есть, где печататься. Поливариативный литературный русскоязычный мир все-таки создан. Осталось дело за малым — найти читателей.

— В чем ты видишь специфику современного литературного и издательского процесса, и как это сказывается на функционировании твоих изданий?

— Литературный процесс сейчас — это вещь в себе. Мы читаем друг друга. Тиражи крошечные, массовому читателю поэзия не нужна. Я не говорю, что это плохо. Это то, что есть. Для нас очень важны социальные сети. И не случайно у всех наших изданий есть своя страничка в фейсбуке.

— У тебя публикуются авторы ближнего и дальнего зарубежья. Это касается и журнальных публикаций, и книг. Для тебя это единая литература или есть разница между авторами, проживающими в России и за рубежом?

— Конечно, это единая литература.

— Твое издательство "Вест- Консалтинг" сотрудничает с американским издательством Charles Schlacks Jr Publisher. Расскажи немного о совместных проектах с этим издательством.

— Да, "Вест-Консалтинг" работает и для заграничного читателя. Мы выпустили книги на американский книжный рынок, на румынский... Очень рад, что мы начали сотрудничать с авторитетным американским издательством Charles Schlacks Jr Publisher. Мы выпустили две книги — очень сложную, полную аллюзий поэтическую прозу Бориса Левита- Броуна из Италии и реалистичную прозу Эдуарда Просецкого из Москвы. Книги оказались востребованы, и для нас это большая честь и радость.

— Благодарю, Евгений, за интересное интервью и желаю удач от "Гостиной" и ОРЛИТы!
Интервью вела
Вера ЗУБАРЕВА, журнал "Гостиная"
(Редакция газеты "Интеллигент.Санкт-Петербург" благодарит Веру Зубареву и журнал "Гостиная" за разрешение на публикацию интервью)



Яндекс.Метрика