Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
Видео
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 13 (114), 2014 г.



Евгений Степанов
«Женщина в соседней комнате»

 

М.: «Вест-Консалтинг», 2014

Евгений Степанов назвал свои заметки «очень короткими рассказами». А мог бы — «дневником писателя». Или — «верлибрами», записав свои тексты в столбик. Я думаю, само определение жанра здесь второстепенно. Главное — интересное, нестандартное мышление автора. И еще — привычка мыслить повседневно и повсеместно. Этим своим качеством Степанов напоминает мне замечательного русского писателя Василия Розанова, автора «Опавших листьев» и «Уединенного».
Маленькие рассказы Евгения Степанова полны неожиданных наблюдений и «сердца горестных замет». И еще: у Евгения есть замечательное чувство юмора. Поэтому чтение его прозаической лирики дарит читателю хорошее настроение. А форма… она такова, как автору удобно мыслить. У меня, например, она — другая. «Всегда я рад заметить разность между Евгением и мной». Евгений Степанов в «коротких рассказах» почти не скрывается за маской «лирического героя». А где и скрывается, видно, что это — тоже его собственный лирический дневник, только написанный от имени «другого» лица.
Художественное мышление Евгения Степанова — гибридное. Это, по выражению художника Михаила Шемякина, «полистилистика». С одной стороны, в творчестве Евгения, вследствие юношеских занятий в студии знаменитого Сергея Бирюкова, основателя и президента Международной Академии Зауми, порой проскакивают авангардные фигуры речи. Как, например, в новелле «Хвост кометы». С другой стороны, писатель не хочет нарочито усложнять и без того сложный мир. Это «две традиции», как определяет в одной из предыдущих книг свой стиль сам автор. В конечном итоге, сложность и простота у писателя повенчались друг с другом. Но доминирует в этом странном семействе, как мне кажется, все-таки простота. Поскольку сложность тоже начинает стремиться к простоте. Почему это происходит? Простота, насытившись смыслом, попадает прямо в душу. А не каким-либо иным, околичным путем.
Что касается композиции книги Степанова, то она вызывает у меня двоякое чувство: с одной стороны, можно было пожертвовать менее значимыми фрагментами, оставив только самые-самые сильные, с точки зрения воздействия на читателя. С другой стороны, я думаю, Евгений Степанов строит свою книгу как энциклопедию жизни, как вселенную с неоднородными обитателями. И, с этой точки зрения, он все делает правильно. Пусть «отбор» будет естественным, как в природе, и пусть читатель сам выберет для себя наиболее значимое и актуальное. Пусть сравнение выделит из разного — лучшее!
А больше всего книга Евгения Степанова напоминает мне собрание анекдотов. Только не выдуманных автором, а взятых прямо из его жизни. Самый «оголтелый» реализм! Но юмористическая составляющая рассказов очень сильна! На мой взгляд, юмор книги, усиленный нестандартным видением мира, и является тем самым «паровозиком», который обеспечивает ей читательский интерес. Я думаю, эта книга смогла бы выдержать и больший тираж.

Александр КАРПЕНКО



Яндекс.Метрика