|
ОБЗОР «ПОЭТОГРАДА», № 12, 2023
…Коли «Поэтоград», то и новогоднее поздравление подразумевается со стихами; и вспыхивает, помимо прозаических строк, огонь стихотворения Евгения Степанова — огонь, играющий задорно и оптимистично, что бы там ни было:
Пусть все идет не так, как надо,
И озверел пришедший хам.
Но я как мэр Поэтограда
Повелеваю: — Быть стихам!
Стихи прекрасны, а не войны.
В стихах — Вселенной торжество.
А хамы, сволочи достойны,
Вы сами знаете, чего.
Итак, двенадцатый номер «Поэтограда», запечатленный в современности, уходит в вечность; к вечности же скорее апеллировали и участники Гостиной Союза писателей XXI века, состоявшейся в ЦДЛ, о чем пишет Николай Фонарёв.
Туго сплетаются волокна стихотворения Сергея Каратова, и золотисто мелькающая нить осмысления первоочередности слова в лавине бытия перетягивается нитями реальности, столь противоречащей слову в художественном его исполнении:
Дела стоят, где дела нет до Слова,
Что жизнь обезопасило б от слома,
От умысла уберегло бы
Злого.
Но пониманья не встречаю снова.
Где правда ходит,
Плача и стеная,
Там точно враг коварный затаен…
«Чужбина мне страна моя родная» —
Писал когда-то Франсуа Вийон.
…Веревочно закрутится скорбный стих Владимира Лебедева, свидетельствующий — отчасти с недоумением — о нелепости нынешнего миропорядка, построенного на том, что противоречит подлинным ценностям:
Почему труд,
Что был честен,
Оказался
Ни при чем?
В мутном времени
Уместен,
Стал ловкач
Ловчей,
Чем черт.
Стихотворения Евгения Степанова взяты из готовящейся книги «Преодоление»…
Вот портрет Есенина в последний его год; портрет, исполненный в резких, зигзагообразных тонах, словно вмешивается абсурд в жизнь, кривя ее:
Есенин — двадцать пятый год.
По строкам, между строк идет
Смерть — кровожадною походкой.
И — бьет и бьет прямой наводкой.
Есенин — двадцать пятый год.
Формулы выводов поэта точны, и, выраженные с виртуозной краткостью, дают хорошие рецепты жизни:
Безжалостны года,
Прет время напролом.
Мы все идем туда,
Откуда не придем.
А все хотим стращать
Друг друга и губить.
А надо бы прощать,
А надо бы любить.
Тютчевский Овстуг прочувствован и продуман Валерием Суховым, отмечающим 65-летие, с бесконечной нежностью, но и — той мерой горечи, которая подчеркивает долговременность поэзии: ничего же не меняется в человеческом обиходе бытия, улучшений не видно:
Декабрьский Овстуг.
Дуба остов.
И вороны молчат
На сучьях.
Ток мысли
Оголенно-острой
Стал от страданий
Только тютче.
Полны сарказма
Силлогизмы.
Вселенской вьюги
Слышен свист.
Предсказывая
Катаклизмы,
Был сумрачен поэт,
Как Сфинкс.
Яркая звукопись поэта подчеркивает смысловые конструкции стихов.
Вера Киулина вдумчиво анализирует стихи Екатерины Яковлевой: см. рецензию на книгу «Пепел Луны», выпущенную издательством «Вест-Консалтинг».
…Есть и краткие материалы рекламного характера — как же без них!
Литературный кроссворд, составленный Ольги Ефимовой, отличается изысканным изяществом.
Год закончен… почти закончен, что, в сущности, учитывая моментальность времени, одно и то же.
И 12 номер «Поэтограда» подводит хороший итог.
Александр БАЛТИН
| |