ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ», № 7, 2024
Великолепный — провидческий и не ветшающий — Иван Крылов исследуется в эссе доктора филолологических наук Аллы Новиковой-Строгановой, которым открывается июльский номер «Литературных известий»; и эссе, приуроченное к юбилею баснописца, играя красками, рассматривает своеобразно-алхимическую сущность-сердцевину крыловского бесконечного дара.
Она же — Новикова-Строганова — на примере Николая Лескова, и конкретно: таинственно-иконописного «Запечатлённого ангела», рассматривает, как работало духовное слово — в пасхально-художественной своей ипостаси.
Ольга Михайлова выступает с рассказом «Доброе утро!» — поэтически-природным, нежно-мелодичным…
Ольга Ефимова пишет о романе Ильи Муромцева «Она того стоит». С точки зрения критика — этот роман вполне способен собрать обширную и пеструю аудиторию.
…Колоритно прокатится «Велосипед Циолковского» — мечтателя и провидца, ученого и поэта космоса — именно так наименованное стихотворение Константина Кедрова-Челищева речет о бесконечности любви, вместе с тем — оно богато вписано в культурологический контекст. Стихотворение играет ритмом так, будто используя его бесконечные музыкальные возможности, можно отменить смерть:
Конечно, всем заранее отмерено
Умеренно умеренно умеренно
Я Смотритель дистанционный
Бесконечно в Елену влюбленный
Улыбнись мне оттуда Елена
Улыбнись и исчезни мгновенно
Улыбнись и опять появись
Как внезапно возникшая мысль…
Три поэтических произведения Евгения Степанова вспыхивают огнями постижения реальности:
Был он бабник, выпивоха,
Балабол и рифмоплет.
Но прошедшая эпоха
В этих строчках, сбитых плохо,
Что сложил поэт, живет.
Интересно строится игра… вокруг Маршака: с использованием его строк, но с… как бы перевернутым, если вспомнить классика, смыслом:
Шел — юнец зеленый — в горку,
А пришел — старик — в каморку.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Шел — в руках была жар-птица,
А пришлось со всем проститься.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Жаль… жар-птицу бытия… ведь не узнаешь до срока, что будет взамен.
Совсем необычно Валерий Сухов — поэт и филолог — трактует роман Михаила Лермонтова «Вадим», насыщенный столь мощными квантами евангельского света, что световая основа произведения, хоть и несколько зашифрованная, становится очевидной.
С репортажами выступает Николай Фонарёв; один посвящен празднику литературы в доме творчества Союза писателей ХХI века «Сосновый Пегас», другой — юбилейному вечеру Евгения Степанова.
Символически-индивидуальный поэтический язык Александра Поповского завораживает; компактно сделанные стихотворения переливаются гранями смыслов, и грустная власть обстоятельств становится яснее: что не отменяет эстетики поэтических строк:
Решился спор без разбирательств,
Как ни крути, но в деньгах сила.
Кривое дуло обстоятельств
Висок немного холодило.
Стрижи неслись над головами.
И было абсолютно ясно —
Играть красивыми словами
В известной степени опасно.
Зигзаг литературного кроссворда, составленного Ольги Ефимовой завершает газету, как всегда — плотно-организованную и богато наполненную светом современной литературы.
Александр БАЛТИН
|