 |
ОБОЗРЕНИЕ ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД», № 2, 2025
.jpg) Речь Юрия Влодова высока и пронизана необычайными ощущениями — присутствия высшего начала в мире; поэт обращается к Богу с той мерой домашней естественности, какая позволяет почувствовать: автор точно знает, что Бог есть.
Стихотворение Юрия Влодова, открывающее 2 номер «Поэтограда», показывает и всю двойственность этого знания, демонстрируя мощную, мускульную манеру Влодова, используя которую, творил поэтические шедевры:
Зло и благо на развес…
Хоры звезд — оспорьем…
Наш Творец крыла разверз
По-над сухоморьем…
Ну так как же? — Ну так что-с? —
Кто там Божий выкрест?! —
Под одним крылом — Христос, —
Под другим — Антихрист?!.
Выступление Юрия Беликова на ТВ-Диалог — программе Евгения Степанова, — прозвучало сочно и колоритно, отзыв о нем Сергея Киулина читатель найдет в газете.
Поэма Валерия Сухова «Иов» живописует следы войны, прорезанные в плоти народной; не случаен ассоциативный ряд, отправляющий к сложнейшему персонажу Ветхого Завета — Иову:
Контужен, обморожен,
И чудо, что живой…
Совсем он обезножил,
Когда везли домой.
Зимой дороги тяжки.
«Дожить бы до весны…» —
Скрипели деревяшки
На двух культях — с войны.
Жестко звучат ритмы Сухова, боль былого принимающего сердцем, с разных ракурсах рассматривая войну — так, будто сам участвовал… Поэт и бытовые феномены-предметы — портянки, каску и т. д. — делает поэтическими объектами, а, погружаясь в бездны душ, переживших войну, дает лапидарные, точные формулы:
А что страшнее смерти?
Когда надежды нет…
Проснулись на рассвете
Калеки в двадцать лет.
Мать входит в дверь палаты.
Стоят кровати в ряд.
Безжалостно распяты —
В бинтах сыны лежат.
Своеобразно — грустной бодростью, стоицизмом пронизанные, звучат изящные строки Эльвиры Частиковой:
Давай с тобой пошутим,
Пока еще — не край,
Дань отдадим минуте
И поводу. Давай!
И наша жизнь продлится
На шаг, веселый шаг…
Не зря все любят лица
С улыбками. Ведь так?
Ветхозаветной скорбью пропитаны строки Евгения Степанова:
Рыба, попавшая в сети,
Заяц, попавший в капкан,
Плачут, как малые дети.
Что ж ты творишь, человек?!
Плачет земля, у которой
Нефть отбирают, как дочь.
Алчной, нахрапистой сворой
Люди идут по земле.
И здесь своеобычно-непривычный рифморяд, словно подчеркивает силу говоримого.
Растерянность пред скоростью жизни, умножаемая на непостижимый вектор движения, — тем не менее, стих нежен:
Я теперь ни здесь, ни там.
Я теперь живу вот так:
Водка, кошка, Мандельштам,
Самогонка, Пастернак.
Голова моя болит.
И душа моя болит,
И куда-то все летит,
И никак не долетит.
В космосе своем причудливо мешает Елена Богатырёва математическую симметрию и определенный алогизм жизни, турбулентным потоком представляя ощущения, оправленные в слова:
не угнаться за ветром, рассеивающим слова и лишающим их прежнего места
я полагало, что оно одно во вселенной может изменить мелодию
гнезда, из которых оно выпорхнуло, ответили ревом междометий и симметрией отката к праисторическим временам, где не было еще ни я, ни гнездования мысли…
Сергей Киулин анализирует выступление Нины Красновой на ТВ-Диалог Евгения Степанова; реклама оповещает о знаковых событиях литературного мира; и литературный кроссворд, составленный Ольгой Ефимовой, изящно завершает газету.
Номер красив — своим наполнением, свидетельствующим о неустанных поисках глобальной русской души, представленной замечательными поэтическими именами.
Александр БАЛТИН
|  |