ОБОЗРЕНИЕ ГАЗЕТЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ», № 2, 2025
.jpg) …Не святочные ли дни подтолкнули Антона Чехова к формуле выдавливания из себя раба, ставшей знаменитой, могущей дать вектор верной жизни? О святочных рассказах Чехова размышляет профессор Алла Новикова-Строганова, чье эссе открывает 2 номер «Литературных известий». Поздравления Александру Чернову — дипломату, журналисту и редактору — звучат, продолжая номер, предлагающий много вариантов современного русского слова — в его поэтическом аспекте. Обстоятельность эссе, публикуемых газетой, показывает всю неоднозначность жанра рецензии; так, исследуя книгу Андрея Тараканова «Аутисты», Вера Киулина явно выходит за рамки рецензии, часто подразумевающей сиюминутность, и погружается в размышления о глобальных феноменах жизни. …Очень точное понимание поэтической сущности демонстрирует Елена Павлова, чей стих — всегда отчасти великолепно-детский, словно — удивленный богатством всего, предложенного жизнью окрест:
поэт — это ребенок который ловит рифмы как майских жуков кладет их в спичечный коробок всю ночь слушает как они скребутся а утром отпускает в мир…
Красивы эти литые, золотящиеся майские жуки. Краткостишия Андрея Шутова связаны с философским осмыслением яви, и, пропитанные своеобразием метафизики, точные мысли находят в любом образе бытия:
На обломках мечты всегда рождается новая…
Рассказ Евгения Степанова «Альбина Петровна» из цикла «Невыдуманные рассказы» — прекрасный пример прозаической поэтичности, пусть погружение в ретроспекцию всегда несколько элегично… Остро-иронично вспыхивают играющие совершенно всерьез афоризмы Юрия Тубольцева: Короля не бьют во время игры, но могут побить после игры под доской. Александр Дуда, тяготеющий к лаконизму поэтического высказывания, дает глобальное определение самой поэзии, в сущности — включающей в себя все:
Поэзия — это Бог, Поэзия — это Песнь, Поэзия — это Красота, Поэзия — это Молитва, Поэзия — это Мост в Вечность.
От классического корня — красивая и емкая поэзия Натальи Разувакиной, стоические интонации которой свидетельствует о сильном сердце поэта:
А кто-то строил планы на песке. А кто-то жил за каменной стеной. А мир опять висит на волоске. Но волосок, наверное, стальной. Пески размыты. Стены снесены. Финита ля — к гадалке не ходи. Мы выпали в Созвездие Весны Тем солнышком, что носим на груди.
Мультикультурность Константина Кедрова-Челищева подразумевает самые разнообразные повороты интеллектуального лабиринта, в котором причудливо смешиваются история и современность, и разные культурные феномены рассматриваются с неожиданных ракурсов:
Душа летит за мною неведомо куда Хлебнуть бы что иное чем водка и вода Все в суете житейской опробовал давно Лишь в Кане Галилейской не пробовал вино Молекулярной кухни неведомый изыск Вкуси и в бездну рухни под иступленный визг Наш мир нематериальный другой готовит пир Для многих виртуальный а для меня весь мир…
Разнообразно представляя мир, всегда, впрочем — изящно-серебристыми стихами, чья тонкость великолепна, Эльвира Частикова погружается в историю, истолковывая Шекспира блеском созвучий:
Тема обмана терзает Шекспира, Бесит героев, что вместо попыток Поиска правды, ответа и мира, Зло совершают, пьют смертный напиток. Страх обмануться преследует лучших. Нужен все время спектакль для проверки Тех или этих. Прекрасные меркнут Чувства меж тайн и подмен неминучих.
Изящно выгнутый, напоминающий фантастическое животное кроссворд, составленный Ольгой Ефимовой, завершает выпуск газета… Много в нем — праздничного, от пира духа, от кодов красоты; много всего, свидетельствующего о неустанной работе русского духа.
Александр БАЛТИН
|