|
Евгений Степанов, «Аэропорт», М.: «Вест-Консалтинг», 2015
Аэропорт – помимо красивой конкретики, представляет собой хороший символ: воздушного движения, соединения таких непохожих мест, для кого-то – счастья, а порою и горя; множественный, тугим цветком скрученный символ. А вот стихотворение Евгения Степанова из книги «Аэропорт», услышанное на Сицилии, окрашено трагическими тонами, сквозь которые прорывается молитва, но… подумается вдруг… что если мальчик, изображенный в начале стихотворения, вырастет замечательным человеком?
Запада плоть измочалена. Желтый сгущается цвет. Мальчик, похожий на Сталина, Пишет автопортрет. Бес улыбается тщетно. Видно, что это бандит. Так притворяется Этна — Мол, утомленная, спит. Кроткий стою, как ягненок, Вижу наш мир без прикрас. Господи, дай нам силенок Выстоять в тяжкий час.
Рифмованные стихи Степанова часто даются формулами строчек: столь они компактны, остро огранены, и сверкают смыслами, множащимися на различные ассоциации. Тяжесть предчувствия давит: будто атмосфера сгущается, нет сил выносить ее, и пахнет, пахнет войной:
и снова брат идет на брата горят степные ковыли душа персоною нон грата летит с обугленной земли хандрит Майдан скорбит Мтацминда и новый рок берет разбег и улыбается ехидно какой-то странный имярек
И… странный имярек – не персона ли из потустороннего мира, о котором как знали мало, так мало и знаем? Или какая-то третья реальная заинтересованная сторона (страна)? Черная улыбка ехидства располосовывает плоть реальности. Точны картины расейской реальности. Ох, точны, не позавидуешь нам:
воры воревичи псы озверевичи там в верхах а дело — швах кому — откаты кому — заплаты
Но возникает – «Надежда». Она, связанная с разными ощущениями, распускается богатством ассоциаций, и цветовое это, смысловое богатство словно ставит заслон унынию:
И бьет поклоны богомолец, И сам себе твердит: «Не трусь!». И защищает Юнна Мориц От недругов Святую Русь. И новоявленный Рогожин, Из книги вышедший на свет, Р ы д а е т — мир небезнадежен. Хотя в нем слишком много бед.
Гражданский нерв сильно бьется в этой книге Евгения Степанова: сильно, кроваво, напряженно, становясь – в конце концов – символом-одностишием, дающим портрет эпохи:
и зло тягается со злом
(Кстати говоря, об этом одностроке в свое время положительно отозвался легендарный поэт Геннадий Айги.) Иное – фейерверк стихов о любви. Тут все иначе: и строго, и нежно, и безмятежно, и зыбко, и реально, и почти фантасмагорично:
Ты меня ругаешь — да не строго. Не желаю женщины иной. Ты — я знаю — заместитель Бога, Женщина, которая со мной. Ты меня и холишь, и лелеешь, Сырники готовишь и рагу. Ты меня и любишь, и жалеешь. Без тебя я точно не смогу.
Раздел внутри книги «Женщина, которая со мной» согрет необыкновенно: и строки – словно светящиеся изнутри розоватым перламутром раковины, и каждое слово гудит океанической силой чувства. А последний раздел книги составлен из верлибров. С серебристых ветвей осыпаются иголочки инея-смысла; ирония иных столь домашне-легка, что снова – никакого негатива:
я человек космический я человек комический я че и ты че
Поэт тонко чувствует, где рифма необходима, где – будет пустой побрякушкой. С «Аэропорта» Евгения Степанова можно улететь в самые разные края, познать горечь, испытать радость (есть и с такими названьями города или даже страны), и данный «Аэропорт» предлагает богато различные варианты интеллектуальных путешествий.
Александр БАЛТИН
| |