|
Ольга Ефимова «Форма света», М: Издательство Евгения Степанова, 2021
Среди книжных новинок прошлого года свежим литературным дебютом, достойным внимания, стал первый авторский сборник стихов молодой московской поэтессы Ольги Ефимовой «Форма света». Книга вышла в серии «Авангранды», что для издательства Евгения Степанова является своего рода знаком качества: не успел еще открыть первую страницу, а уже ожидаешь, что автор окажется одаренным, дерзким, актуальным, не боящимся стихотворных экспериментов. И в этом смысле книга Ольги Ефимовой, что называется, полностью «вписалась в формат». Играя всевозможными оттенками чувства – от хрупкой женственности до почти что мужской жесткости слога, поэтесса легко и непринужденно обращается с формой, переходя от стройного традиционного стихосложения к верлибру, к рифме, поставленной где-то в середине строки, что, на удивление, нисколько не нарушает ритмического звучания стихотворения:
Надежда повисла тряпьем на флагштоке – авось дураки вдруг починят дороги, и барин, прозрев, наконец, остановит дефолт, нищету, коммунальные войны; а может, проскочим сквозь медное сопло, а может, одернем зарвавшийся доллар; и каждому фрику наш вождь хлебосольный по требе раздаст, вопрошая: – Довольно?
Как видим, помимо оригинальной формы, приведенное стихотворение, передающее атмосферу пустых предновогодних надежд населения на фоне общей безысходности, имеет еще и весьма острое социальное содержание – что у других творческих барышень в наши дни встречается отнюдь не часто. Впрочем, недостатка в разнообразии тем здесь нет. Например, следуя традициям постмодернизма, Ольга Ефимова на современный лад обращается к европейскому фольклору, прибегая к образам шотландского горца или королевы Ровенны времен короля Артура и рыцарей круглого стола. Не обходится и без исконной народной мистики:
серому дню отходную простонав, злая вода холодное небо скомкала. …как отразится в зеркале сатана да полюбится паче ясна сокола…
Глаз радуется тому, что живописательные образы природы и окружающего мира у автора живые, не «заезженные». За счет правильно подобранных слов складывается оригинальная настроенческая метафора. Вот еще, например: «Шпиль царапнул сонную синеву, так остер, что/ небо в мурашках звезд, пробудясь, отпрянуло…». То, что автор хорошо умеет играть словами, видно даже из некоторых «цепляющих» заголовков стихотворных разделов сборника: «Головокрушение», «Крымские каникулы», «Экверлибристика». Молодежно и по-современному Ольга Ефимова добавляет каплю собственной творческой индивидуальности в бесконечный мировой поток пейзажной, философской и, разумеется, любовной лирики – куда же без нее:
туман, веранда, сонный полубред – вползает в окна пасмурный рассвет, и я тянусь лениво утром новым в плечо твое уткнуться…
Грамотного стихотворца с подвижным, «незамыленным» воображением вообще приятно цитировать. Ощущается, что за видимой вольностью стиха скрывается тщательная филологическая проработка. Благодаря ответственному подходу к творческому процессу, Ольге Ефимовой удаются и весьма сложные вещи. В качестве такого примера напоследок хочется привести строки стихотворения, в котором считывается влияние Даниила Хармса:
Стихотворения похожи на выстрелы: Каждому поэту – свой залп: Бродский – в спину, из-за угла, концы в воду. Ликвидация инакомыслящих. Есенин – в упор, по пьяной лавочке. Дымящийся обрез. Маяковский – пулеметная очередь… ………………………………… Пушкин – ядерный чемоданчик русской поэзии. И лишь строка графомана – Царь-пушка, что никогда не стреляла.
Следуя остроумной метафоре Ольге Ефимовой, скажем, что ее первый залп смело можно назвать состоявшимся.
Марианна МАРГОВСКАЯ, кандидат философских наук
От редакции «Читального зала»: В полном объеме рецензия Марианны Марговской будет опубликована в газете «Литературные известия», № 5, 2022.
Редакция
| |