|
Софья Рэм, «Сочинения Рембрандта», М.: «Вест-Консалтинг, 2020
«Сочинения Рембрандта» называется книга Софьи Рэм, которая вышла в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг». Софья Рэм – мастер виртуозной светотени, непревзойденный колорист стиха. Ее поэзия раскрывается таинственностью мерцаний и ступенями мистической лестницы. …Кажется – поэт уведет нас в запредельность, открыв то, что было не ведомо ранее.
Что нищему смиренье? Знает сам, Что он ошметок рубища в болоте. Быть можно много ближе к небесам В пещере, чем летя на самолете. Что нищему смиряться пред людьми? Они и без того недостижимы, Как червяку — огромные вершины, Встающие, как люди б не смогли.
Метафизическая составляющая поэзии Рэм насыщена ощущением полюсов: вершины, как не сможет проявиться человек, – и бездны смирения, постигнутые нищим, принужденным к нищете обстоятельствами… Или?.. …Бывает и добровольный выбор отказа от соблазнов вечно вертящегося мира. Таинственное противопоставление тех, кто адски владеет дрелью, и иных – воздушно владеющих стихом – развернется жесткою панорамой:
Они берут в руки дрель, ставят тебя за дверь, А ты верь и не плюй на пол. Ведь ты не деверь, не дикий зверь, Не зинзивер-лелилелилель, Не знаешь меры, особенно высшей, и носишь шляпу. Каким ты вышел?
Абсурд вплетается в поэтические повествования Рэм той мерой, что определяет порой жизнь, когда не вписываешься, как ни крути, в действительность, предложенную окрест:
Человек! Человек ли? Что с тобой сделали? Надо жалобу… срочно… Но что же? У тебя обе руки — левые. Ты ее подписать не сможешь. Нужно, значит, встать, аккуратно, плавно, Самому в РОВД. Но — Боже прости! — У тебя оба глаза — правые, Так дорогу не перейти.
О, поэт предложит такую сумму портретов, что будешь брести между них мыслью, как в загадочном, увлекающем лабиринте. Цикл «Автопортреты» действительно отдает рембрандтовским изобилием, каких только не делал он, в каком только освещении не расшифровывает собственное «я» Софья Рэм! Интересно выстраиваются поэмы поэта, особенно в полупрозе (так в авторской трактовке). Своеобычно, например, произведение «Самолет Понтия Пилата»… Кто ныне будет читать поэмы, тем более – драмы в стихах, которыми завершается сверкающий камень книги? Поэт не думает об этом, собеседуя со всеми временами, широкими лентами проходящими сквозь недра его сознания. Поэзия Рэм – с хорошим культурологическим бэкграундом. Она продута крепким онтологическим ветром. Ее высота очевидна: поэт стремится в запредельное, поднимаясь по лучу, как по лестнице, и то, как плодоносит оный подъем, ввергает в уверенность – только таким и может быть путь поэта.
Александр БАЛТИН
| |