|
Родные травинки Евгения Степанова
Окно символично само по себе – оно ассоциируется и со светом, и с выходом в торжественное величье ночи, и…
«Окно» Евгения Степанова, распахнутое в начале подборки, опубликованной в 5 номере «Литературных известий», выводит в природную тишину, проколотую метафизическими шипами человеческой трагедии:
И что-то сосны говорят,
взирая сонно на терраску.
И ландышей большой отряд
шагает грозно по участку.
Смородины пахучий куст
не радует больных ковидом.
Я закажу сорокоуст
по всем замученным, убитым.
Я расскажу сырой земле,
что рассказать боюсь бумаге.
И выпью то, что пить не сле-
дует (первач) из мутной фляги.
Виртуозная рифма на перенос отдает резкой горечью первача, на краткое время позволяющего примириться с действительностью…
(Потом станет хуже, но это – потом…).
…Гудит набатно «Противостояние» – извечностью истории, где, порой кажется, меняется только антураж, а все сущностное остается прежним, в том числе и во взаимоотношениях России и Запада:
Псы-рыцари ползут на Русь,
Веками, по знакомой трассе.
И я ответить не берусь,
Кто их спровадит восвояси.
Псы-рыцари… Их план бесов;
Сулят дары славянам щедро.
Хотя интересуют псов
Лишь наши земли, наши недра.
Лесная глушь, ставшая местом обитания поэта, заставляет во многом и на себя взглянуть иначе, и афористичность степановских строк, их обнаженная жесткость свидетельствует об огромной душевной работе, вершимой автором:
Живу в лесной глуши. Сужу себя все строже.
А перелом души неизлечим, похоже.
Огромные тюки проблем легли на плечи.
А перелом руки я перенес полегче.
Современность ломится в сознание, в том числе всевозможной «интернетчиной», и противопоставление ей тонкости травинок (Родные травинки» называется вся подборка), нашептывающих вариант действия, возникает зиянием правды в пространстве:
То ЖЖ, то Фейсбук, то ВКонтакте…
Алчет власти бездонная сеть.
А травинки нам шепчут:
«Прилягте! Это классно — лежать и глазеть
На красивое синее небо…
«Меньше-больше» – стихотворение (верлибр), качающееся маятником и завершающее подборку философской наблюдательностью, легко одетой в поэтическую плоть:
Чем меньше талант,
Тем выше должность.
Чем меньше талант,
Тем крепче локти.
Чем меньше талант,
Тем сильнее тяга к саморекламе.
Ирония, метафизика… все смешивается в сосуде реальности; и поэзия Евгения Степанова, играя многими красками, заставляет задумываться о многом, окружающем нас, бурлящем в нас…
Александр БАЛТИН
| |