 |
Обзор газеты «Литературные известия», № 9, 2022
.jpg) Начало сентября – грустная пора: лето сгорело, как всегда за секунду, осень делает небо слоистым, и до торжественно-византийского раскраса листвы еще далеко. Холодно. Душа согреется стихами. Сентябрьский номер «Литературных известий» открывается поэзией Анны Ахматовой. Раскатывается щедрый звук, и сдержанная властность поэтической речи завораживает, как туго надутые ветром паруса старинного галеона.
Когда человек умирает, Изменяются его портреты. По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой. Я заметила это, вернувшись С похорон одного поэта. И с тех пор проверяла часто, И моя догадка подтвердилась.
Тяжела подтвержденная догадка, гнетет она, так почему же от стихотворения исходят сгустки света? Тонкие, вибрирующие нежно лучи? Не потому ли, что смерть условна, хоть условий бытования в ней мы до поры не ведаем? Кажется, сия тайна была открыта Анной Ахматовой, чьи стихи облагораживают душу, заставляя ее стремиться вверх, по световой вертикали. Номер газеты насыщен чрезвычайно плотно: эссе и рецензии, чередуясь и переплетаясь тонкими смысловыми нитями, играя, но совершенно всерьез, представляют современный литературный калейдоскоп интересно и богато. Потом – открывается вход в поэтический сад Любови Берёзкиной:
Будет — так будет, сколько пред ним ни юли, травное, птичье, бузинное, горевое, с ангелом, улетающим от земли, что-то глубинное, главное, горловое, перышком белым небу ладонь щекотать, спать у воды, с головой накрываясь тенью, прядь отводить, прозрачную трогать гладь, жаться во тьме к ночнику, мотыльку, растенью, петь, шелестеть, упрашивать, лепетать.
Звук захлестывает, волхвует, словно нет ничего – один тотальный звуко-свет, льющийся в мир. Нет, содержание стихотворений Берёзкиной, конечно, совершенно конкретно, и куст бузины раскрывается волшебством:
Куст бузины раскрылся, как ясный глаз в нежно-зеленом взгляде, Господних веках, ветках, ветрах, чем-то еще до нас, что и не вспомнит смертного человека…
Очень характерные стихи – цветущие, ароматные, душистые. Пробуждающие многие ассоциации, заставляющие интенсивнее работать душу – которая нередко дремлет у большинства современников, замороченных материальной гонкой. Борис Колымагин неожиданно, находя интересные ракурсы, исследует механизм памяти, тайный и сложный, работающий не на шестеренках, а на бликах и полутонах:
Память уносит меня от меня и дразнит солнечным зайчиком ледоходом на Волге лет тридцать тому назад проталиной и березой в сугробе сверкающие сугробы марта лыжня
Интересное поэтическое исследование, разворачивающееся ассоциативной цепочкой, заставляет сопоставлять предложенное с собственным опытом. Легкие мазки строчек Колымагина отдают импрессионизмом, и нежность соплетается с неустанно работающей мыслью, что и определяет характер поэзии поэта:
Прошлое имеет углы царапает натирает до крови нет пускай все заметает метель зимняя сага пух все было не так а так или вообще не было снег идет
Разумеется, завершает номер занятный зигзаг литературного кроссворда. Итак, начало осени, забинтованное небо, ощущение грусти. Но – огни «Литературных известий» зажжены ярко, не стоит унывать!
Александр БАЛТИН
|  |