|
Обзор журнала «Литкультпривет!», № 10, 2022
…Сыплет драгоценными листьями осень, вздымают византийские стяги дерева, ветер закручивает турбулентные потоки… А войны продолжают идти и идти; логично вспомнить Василия Верещагина, чьи холсты, туго показывая чудовищность военного действа, словно предостерегали от бездны оного:
Война когда ж угомонится? Когда поймут и стар и млад:
Кому герой, кому убийца – солдат?..
Война калечит всех рутинно, невинным – в том числе – грозя.
…«Апофеоз войны» – картина, которую забыть нельзя.
Евгений Степанов, подборкой стихотворений которого открывается октябрьский номер журнала «Литкультпривет!», мастер компактных формулировок и острой афористичности строк.
…Портрет современности, изображаемый поэтом, жёсток, но, вчитавшись в суммы строчек, нельзя, скорбно поникнув главой, не согласиться с подобным изображением:
Одни жируют, набивая брюхо.
Другие затянули пояса.
Из всех искусств важнейшие – порнуха,
Искусство лжи, агитки да попса.
Чего-то не хватило нам. Ума ли?
Души? Бредем куда-то наугад…
Неужто это то, о чем мечтали
Мы три десятилетия назад?
Да, ощущение такое: все виноваты – интеллектуалы и простецы; те, кто стремился воплотить благородные замыслы, и те, кто противоречил им, утверждая – рынок всё урегулирует…
Однако на мудреца рынок явно не потянул.
Тем не менее, поэт тонко чувствует единство всех: всех живущих – при гигантском разнообразие всего и вся, поэтому выводы, возникающие в стихах, проходят линиями гармонии, о которой, конечно, скорее мечтается, нежели удаётся соприкоснуться с нею:
Ты не очень-то тверез и опять идешь в пивную.
И воспринимать всерьез не желаешь жизнь земную.
Не припас мошны тугой, почести отдал Морфею…
…Я немножечко другой, но тебя понять сумею.
…Виртуозно меняя ритмику в пределах одного стихотворения, Николай Ерёмин создаёт как будто мистическую картину обыденности – на самом деле отражающую подлинность бытия:
Мы шли во тьме –
Туда, где свет,
Из В – во Вне...
А света нет!
Мы шли сквозь мрак,
Тоннель – вокруг...
Не различить, кто – враг,
Кто – друг...
Все – правдорубы,
Мёртвые души,
Живые трупы –
В объятиях стужи...
И стужа тут – скорее онтологическая, экзистенциальная, пронизывающая до сердца души.
Впрочем, жизнелюбие присуще Николаю Ерёмину в большей степени, нежели тона, присыпанные пеплом, не говоря – отмеченные углем…
Жизнь состоит из мелочей:
Из лунно-солнечных лучей…
Я был ничей…
А ты – ничья…
И вот я твой, а ты моя…
И в этом тайна бытия…
И тайна бытия распускается чудесным световым цветком.
…Необычайная молодая бодрость, перевитая ленточками чуть хулиганского задора, вспыхивает в строках Сергея Прохорова, уверенно ведущего журнал «Литкультпривет!» по издательским морям современности:
Ну, какое это преступление –
По квартире бегать голышом.
Если в доме дали отопление,
Это очень даже хорошо!
Задор заражает; а то, что захочется снова в молодость, так это желание давно известно; там, как известно, и тепло теплее…
Мудрые выводы, вписанные в поэтическое действо Прохорова, подвергают сомнению современную ценностную шкалу – с деньгами на верхушке:
Всё моё состояние
Не в грошах –
Лет моих расстояние
И душа.
Подсчитав, сколько пройдено –
Ну и ну!
А любил я и Родину,
И жену.
Верный вектор восприятия жизни, оперенный краткой точностью виртуозных строк…
Итак – листья осени, её цветы… Именно они провоцируют на классическую ясность и грустную глубину:
В каком саду, в каком году,
Цветами чувств играя,
По тихой осени пройду
От края и до края.
Ступая павшим листьям в след
И нежно душу раня,
Я соберу большой букет
Былых воспоминаний.
Новый поэтический букет «Литкультпривета!»… Так много смысловой красочности в нём, что цветной октябрь взирает благосклонно…
Александр БАЛТИН
| |