Александр Балтин о поэзии Константина Кедрова
(к 80-летию поэта)
1
Фантазия, закрученная лабиринтами, отраженная в зеркалах созвучий, пересекается с конкретикой мира, вечно предлагающего материальное звучание – чему противостоит, будучи настроен на возвышенный лад, поэт:
Я – дирижер тишины
Оркестр – звуковая рама
Ноты – запретные плоды на древе познания
Все инструменты – варианты скрипичного ключа
Нотный стан – звуковая клетка для птиц
Птицы – ускользающие ноты
Симфония – стая птиц
Опера – готика голосов
Константин Кедров одновременно тяготеет к готике, и – современности: современности, раскладываемой на атомы исследовательским скальпелем поэзии, как делал Филонов, изучая тайну составов всего, всего…
Много алхимии в поэзии Кедрова, своеобразных метаморфоз, когда невозможно предугадать продолжение закручивающегося сложно стихотворения.
…Шахматы знают
белый ритм клавиш:
ход конем – ЛЯ
партия ферзя – ДО
белые начинают – СИ
черные заканчивают – РЕ
Можно сыграть
шахматную партию
на рояле…
Шахматы пересекаются с музыкой в той же мере, в какой метафизика наполняет повседневность; только мы, заверченные ею, не замечаем усложненных и круто изогнутых ходов.
Поэт движется небесными линиями, и они, отливая то синевою, то золотом, приводят его в неожиданные пункты пути.
Как соединяются коллекционирование марок и донкихотство?
Любимая спит ей снятся ландыши
а может быть я обескровленным маком
Наши души играют в ладушки
мой сосед коллекционирует марки
Ты видишь к тебе устремились здания
синие лошади в снежном мыле
а я на крыше живой или раненный
твой Дон Кихот на кирпичной кобыле
Сложные сочленения строк распускаются цветами музыки; и она, философская, запущенная поэтом, проходит сквозь слои небес современности к далям неизведанной нами вечности.
2
Путешествуя от вечности до вечности, можно найти интересные трассы: осиянные духом Млечного пути и принимающие отсветы бессчетных поэтических звезд и планет, совершающих мерное шаровое вращение:
От вечности до вечности
Есть трасса бесконечности
Ныряю в бесконечность
И осязаю вечность
От каждого мгновения
Исходит вдохновение
И каждое мгновенье
Теряю вдохновенье
Есть нечто восточное в мудрости, вложенной поэтом в строки: внимание ко всякому мгновенью, ибо чудо рядом, и осенний листок, улиткой свернувшись на подоконнике, легко докажет это.
Константин Кедров поэт неустанной мысли, щедро озвученной звуком; тут и взмывы стволового органа, и неистовство клавиатуры рояля, и благородные скрипичные или виолончельные взмывы…
Элегические тона логичны, ибо жизнь, как известно, длится… одно стихотворение; но, вступая в осень, человек особенно четко понимает условность своего движения:
Жизнь промелькнула словно нЕ жил
На все прошедшее забил
Я женщину любил и нежил
Я эту женщину любил
Я помню чудное забвенье
И воркование стиха
Все остальное под сомненьем
Невнятица и чепуха
Сложность заключена в ясности и простоте; и космос ощущений, раскрываемый Кедровым-Челищевым, совмещает многие линии ощущений…
…Они мерцают и вспыхивают остро, они уходят в упомянутую бесконечность, переливаются янтарными тонами, сообщая стихам особую объемность…
Юмор поэта рассыпается белой солью мудрости, поскольку часто касается самого поэта:
Мои стихи мои работодатели
Всех остальных послал я к ихней матери
Не зря мои родители актеры
Поэтому мои стихи матеры
Матеры и легки, как маяки и огоньки, как вспыхивающие факелы и дальние звезды, с которых осыпается серебро мыслей…
Многое предлагает читателю Константин Кедров космосом своим – воистину бескрайним…
Александр БАЛТИН
|