 |
Александр Балтин о стихах Валерия Левикова, напечатанных в газете «Наша Смоленка», № 2, 2023
 Воспеть часы… Воспеть уникальный этот предмет, в который человек якобы поймал время, вечно и бесконечно идущее:
На досуге очень часто Шутки слышатся вокруг: Не часы, а целый трактор На руке ты носишь, друг! Я согласен, но не скрою, Приходи ко мне любой, Не сменяю «Трактор» свой я На «швейцарский» золотой. Я купил их в день тревожный, Чтоб носить не для красы. Много страшных, много грозных Битв прошли со мной часы.
Военные, гудящие смертью годы и тропы были хорошо известны фронтовику Валерию Левикову, посвятившего им ряд произведений; и часы, бликующие нестираемым прошлым, словно впитали и другое время – время великой войны. Стих Левикова – из конкретики яви: обилен деталями, сочно комбинируемыми, так, чтобы яснее становился пульс жизни. Вместе с тем – его стих легок и напевен, что – помимо очевидного дара – говорит о сильном характере и неуемном жизнелюбии лирического героя:
Земные раны ливнями промыты, И слушать бы, забыв про артогонь, Как чавкает подкованным копытом Застигнутый в отаве сытый конь. И видеть бы, как в том молочном свете Луны, зависшей, словно в стременах, Льняную прядь перебирает ветер, Настоянный на травах и дождях.
Все дальше – в ретроспекцию – удаляется война, совсем немного осталось в живых ее участников, и поэзия Левикова, касающаяся военной тематики, словно дает возможность ощутить и увидеть новым поколениям подлинность шероховатой правды. Любовь и война: полярные понятия, нету, казалось бы, полюсов, более удаленных друг от друга, и, тем не менее, война не отменяет основное чувство, напротив – подчеркивает величие его:
Захлебывалась ранняя атака Начальству в раздраженье и в укор. И вдруг вперед рванулась санитарка, Вперед — туда, где ранен был майор! В сплошной огонь! Но он ей был не страшен: Прикрыв майора, став ему, как кров, Верна была тому, что в жизни нашей Отважней нету чувства, чем любовь!
Вот так – сильно, в полный рост прорисованное чувство заставляет задуматься о многом. …А вот стихи про «Черный квадрат»: и тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Все сказано по существу.
Черный квадрат… Черный квадрат… Двое в восторге. Сорок молчат. Двое — в экстазе: жесты, слеза… Сорок смущенно отводят глаза. Сорок к стене повернулись — к другой, Двое и черный квадрат — за спиной… Солнцем искрится весенний пейзаж. Солнце заполнило весь вернисаж! Светят портретов живые глаза: Жизнь торжествует! В окне — бирюза! А за спиною — черный квадрат. Сорок — в восторге! Двое молчат…
Живая плазма жизни буйно плещет в поэзии Левикова, высокой, внешне простой, но таящей в этой видимой простоте всю невыносимую сложность бытия. И подборка, опубликованная в газете «Наша Смоленка», ярко представляет замечательного поэта – Валерия Левикова, который, можно уверенно сказать, вошел в историю литературы.
Александр БАЛТИН
|  |