 |
Обзор газеты «Поэтоград», № 5, 2023
Евгений Витковский (1950 — 2020) был ярок во многих ипостасях. Необыкновенно тонко чувствуя, как переводчик, вибрации иностранных поэтов, многим дал поэтическую русскую жизнь. При этом сам оставался поэтом ярким и самостоятельным. Возможно, переводческая область облагородила его дар, представление о котором дает стихотворение, открывающее пятый номер «Поэтограда»…
Не понять — не постичь — не сберечь —
не увлечь — не помочь.
На задворках Европы стоит азиатская ночь.
Это клен одинокий руками разводит беду.
Это лебедь последний крылами колотит по льду.
Это гибнет листва, это ветер над нею поник.
Это в городе ночью звучит неизвестный язык.
Византийской пестротой пламенеющие, многонасыщенные строки — словно через густо данную фактуру мира — рвутся в метафизическую запредельность небес…
Поэзия Нины Красновой, сочетающая разговорность интонации и метафизический окрас постижения яви, ажурную легкость говоримого и прикосновение к корням вещей, в данном случае, в пределах четырех представленных стихотворений, подразумевает конкретного адресата — поэта Евгения Степанова:
Для любой из женщин, Жень,
Ты — полезней, чем женьшень.
В честь тебя, наверно, Жень,
Называется женьшень.
Вспыхивает мудрый частушечный лад; в других стихотворениях замечательная словесная игра предлагает интересные формулы строк.
Особое изящество характерно для поэзии Эльвиры Частиковой: изящество, словно пронизывающее плотную конкретность — ради осветления ее — ведь работа осветления-осмысления связана с алхимической возгонкой косного в небесное, и поэзия здесь — лучший из возможных инструментариев:
В зеленых футлярчиках зреет горох,
Живя-поживая без рук и без ног.
Кругляш, лежебока, он прост, как трава.
Во рту лишь округлые держит слова.
Затем, чтоб не ранить кого остротой!
Откроешь футлярчик, а он налитой,
Один к одному, как нефрит, хризопраз —
Упругий и ровный, под цвет наших глаз.
«Лучше на гуслях» наименована подборка Сергея Прохорова. И тут гусли… воспринимаются духовным инструментом, словно призыв: Вструбим духовными гусльми!
И звуки, связанные с определенностью данности, слишком реальной, чтобы ее отрицать, требуют проникновения в другие небеса — пронизанные метафизикой космоса:
Мы нежные люди,
Мы солнышку рады,
Мы музыку любим,
А слышим снаряды.
Уберегусь ли
На огненном вскрике?
Мне лучше б на гуслях,
Мне лучше б на скрипке.
Из народной плазмы и гущи звучит сильный голос Бориса Макарова:
Ночь морозно-осенняя.
Звезды — тысячи глаз.
Я сегодня, Евсеевна,
Вспоминаю о вас.
Листья черные кружатся
И вблизи, и вдали.
Вспоминаю о мужестве,
О терпенье, любви
Русской женщины-матери,
Чья судьба — полумгла,
Чья дорога не скатертью —
Колкой пожней легла.
Вьется стих, варьируя воспоминания и мужество, вспыхивая солью той правды, где поэзия остро пересекается с жизнью — серьезнейшим делом каждого на земле…
Ветхозаветной глубиной, высверком поэтической мысли Екклесиаста звучат иные созвучия Евгения Степанова:
Что было бетоном, то стало трухой.
Что было барьерами — стало мостами.
И самый хороший и самый плохой
Довольно легко поменялись местами.
Тут надо вдумываться, следуя разветвленной мысли поэта, стремящегося проникнуть в самые корневые области бытия и — человеческого бытования в недрах юдоли.
Из готовящейся книги «Преодоление» приведены стихи Степанова, и разнообразная их — звуковая и метафизическая —тональность представлена богато.
Многое мешается в жизни, и Евгений Степанов, созидая ее портрет собственными созвучиями, предельно много феноменов и явлений, всегда по-своему вводит в космос своей поэзии:
Я бегу на всех порах в даль, откуда нет возврата.
Похоть грешную и страх вспоминаю виновато;
Холод-голод, рабский труд за горбушку и чекушку.
Вкупе с бесами берут ангелы меня на мушку.
Хронос, точно конвоир, по затылку бьет прикладом.
Я бегу… Враждебный мир провожаю долгим взглядом.
Литературный кроссворд, составленный Ольги Ефимовой, визуально напоминающий рогатую формулу алгебры, предоставит хороший вариант гуманитарно-интеллектуальной тренировки.
Май летом уже наплывает… А майский номер «Поэтограда» наплывает великолепными поэтическими волнами, доказующими, сколь щедра современная поэтическая, русская лира.
Александр БАЛТИН
|  |