Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

ФИЛЬМ-ПОЭЗИЯ: ОТЗЫВЫ НА ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА «ХРИСТОС-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»


В Москве, в кинозале московской  библиотеки имени М. А. Волошина, состоялась премьера полнометражного фильма поэта Евгения Степанова «Христос-Человечество».
Фильм вызвал большой резонанс, крупнейшие издания, в том числе «Независимая газета», портал «Читальный зал» и другие СМИ, откликнулись на режиссерский дебют поэта, прозаика, издателя Евгения Степанова.
Этот исповедальный фильм (производство телекомпании «Диалог», холдинг «Вест-Консалтинг») повествует о жизни поэта-переводчика, живущего в подмосковном поселке Быково, о его родных и близких, о том, что все в этом мире взаимосвязаны.
В главных ролях — Евгений Степанов, Ольга Ефимова, Анна Нанданакумар (ФРГ) и другие профессиональные и непрофессиональные актеры.
Фильм уже выложен на ЮТЮБ и его посмотрели во многих странах мира — в ФРГ и Великобритании, Финляндии и Франции, Израиле и США…
Сегодня мы публикуем отклики разных людей на этот фильм, который стал заметным событием культурной жизни.


* * *


«Это замечательное повествование о единстве всего сущего. Весь фильм Евгения Степанова «Христос-Человечество» наполнен ясным светом веры, надежды, любви, добра и творчества».

Владимир АЛЕЙНИКОВ,
Коктебель


* * *


Чудесный фильм, знаковый, философский, нужный. Очень трогает. Теребит воспоминания, вызывает щемящее чувство о той жизни, которая была и, к сожалению, которой уже у нас нет. Это — фильм-поэзия, поэзия жизни, фильм о волшебстве земном: любовь — это жизнь, а жизнь — это любовь. Картина сделана отлично и с большим вкусом. После фильма Евгения Степанова «Христос-Человечество» хочется воскликнуть: жизнь сложна, но прекрасна!

Людмила КОЛЬ,
Хельсинки, Финляндия


* * *



СТИХИ, ВЫРАЖЕННЫЕ ЯЗЫКОМ КИНО


Евгений Степанов снял полнометражный фильм



В роли поэта-переводчика, живущего в подмосковном поселке Быково — Евгений Степанов, поэт-переводчик, живущий в подмосковном поселке Быково. Кадр из фильма «Христос-Человечество». 2023
В кинозале московской библиотеки им. М. А. Волошина состоялась премьера полнометражного фильма поэта и постоянного автора «НГ-EL» Евгения Степанова «Христос-Человечество». Это кино о жизни поэта-переводчика, живущего в подмосковном поселке Быково (в главной роли снялся сам автор). Фильм о том, что человечество едино и все взаимосвязано. Во время показа Степанов, профессиональный лингвист, синхронно переводил с французского и немецкого языков речи актеров (в картине задействованы не только русские, но и зарубежные исполнители).
После сеанса состоялось обсуждение картины, в котором приняли участие режиссер и многие зрители, в том числе литераторы: Елена Ткачевская, Владимир Поляков, Виктор Калиничев; а также сотрудница библиотеки Виктория Синотова. Калиничев был суров, отметив, что в фильме много излишней бытовухи, что режиссер зацикливается на предметной съемке, в кадр постоянно попадают то капающий кран умывальника, то ванна, то что-то еще. С ним не согласилась поэт и кандидат химических наук Елена Ткачевская, подчеркнув, что каждый кадр в фильме метафоричен и символичен. И все предметы дома несут особую смысловую нагрузку. «Этот фильм, особенно на большом экране, — продолжила она, — погрузил в себя, я как бы стала там, в этой картине, жить. Это поэзия в чистом виде, но выраженная кинематографическим языком». «Фильм «Христос-Человечество» очень русский, – сказал прозаик Владимир Поляков. — Здесь показан неспешный, точно в XIX веке, ритм жизни, где люди пьют чай на дачной веранде, беседуют о смысле жизни. Отрадно, что Евгений Степанов идет во многом путем Александра Сокурова и Андрея Михалкова-Кончаловского, снимая (в том числе) непрофессиональных актеров. Обычные люди, которые оказываются на самом деле очень необычными, непростыми, — герои картины поэта-режиссера».
Евгений Степанов поблагодарил руководство библиотеки за организацию просмотра, а зрителей за столь большое внимание к его первому полнометражному фильму и поделился творческими планами. Сейчас режиссер снимает свою новую полнометражную картину, которая будет называться «Основной вопрос». Новый фильм — тоже о смысле жизни.

Сергей КИУЛИН

«Независимая газета» (приложение «НГ-EL»)  от 4.10.2023

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2023-10-04/11_1194_film.html


* * *


Творческая концепция Евгения Степанова — фиксировать людей живущих, не разделяя обычную жизнь и сугубо игровые моменты. Его герои — непрофессиональные актеры, которым довелось попасть в кадр благодаря личному знакомству с режиссером. «Что вижу – то снимаю». Место действия для режиссера очень важно, поскольку в суетливой столице с ее плотностью населения и скоростью жизни такой фильм просто не смог бы родиться. Нет времени. Нет места. Нет ощущения родства между людьми.  А в деревне — пожалуйста. Тетя Надя заваривает чай, и начинается очень интересный разговор…
Своим учителем в кино Евгений Степанов считает Дзигу Вертова, который избегал любого посредничества между киноаппаратом и реальностью. Но в отличие от своего предшественника, Евгений Степанов уделяет в своем фильме большое место философской составляющей. Чистая документалистика уступает место поэзии, изящно скрытой за повседневными событиями. Режиссеру важно запечатлеть факт жизни в современной реальности. Но каждый такой факт имеет под собой философское основание. Вот, например, белье на веревке сушится.  А сколько смысла в этом образе! Начнем с того, что в городе сейчас уже никто так не делает. Это отсылка к советским дворам, когда стиральные машины были не у всех. И это яркая деталь деревенского быта. Здесь, среди берез и сосен, еще можно выйти во двор с гирляндой прищепок на шее, особенно, если веревка натянута на твоем участке.  То, что когда-то было обыденностью, превращается если не в роскошь, то в милую мелочь, доступную лишь владельцам частных домов. И двор сразу становится живым, уютным. Туго натянутые наволочки как символ ностальгии по коллективному бытию – это и есть зашифрованное послание Евгения Степанова к зрителям.
В кадре возникают жители деревни, далекие от мира кинематографа. Им предстоит ответить на один вопрос, который висит в воздухе и ждет своего часа. Но то, как участники на него отвечают, раскрывает их как весьма незаурядных личностей. Не такие уж они простые, эти замечательные люди. Они рассуждают о «высоких материях», подробно отвечают на очень серьезный вопрос: «В чем смысл жизни?».  Если учесть, что этот вопрос был задан внезапно, столь обстоятельные ответы не выглядят наигранными. На камеру все отвечают сосредоточенно и честно.  Выходит, не раз они задавали этот вопрос сами себе.  При кажущейся оторванности от практической жизни данный вопрос, на самом деле, первичен. Когда человек начинает задавать его сам себе, то значит, что он «выпал» из жизни, утратил живую эмоциональную связь с настоящим моментом.  Человек, сообщающий, что смысла в жизни не видит, говорит нам о том, что он утратил связь с собственными потребностями и чувствами. К счастью, среди героев фильма таковых не нашлось. Никто не ответил: «Не знаю». И, к счастью, ни один из опрошенных не обесценил формулировку вопроса в духе, не отмахнулся, мол, все это глупости.  Даже дошкольница рассказала, что для нее ценно.  Напоминаю, вопрос был неожиданным, внезапным… А ответы звучали обстоятельные, причем их объединял главный посыл: счастье — это отсутствие несчастья, а смысл жизни — это чтобы всем было хорошо. А что участники –   непрофессиональные актеры (за исключением Анны Нанданакумар из ФРГ) —  неважно, важен результат. Ведь работа актера — это не просто текст на камеру сказать, тут нужно понимание того, что от тебя требуется. А герои фильма Евгения Степанова крайне серьезно подошли к съемкам. Не смеются, не смущаются, не просят убрать камеру, мол, это слишком личный вопрос.
Кстати, когда люди находят смысл жизни, они часто не понимают, о чем их спрашивают. Девочка, например, просит уточнить, что это за зверь такой, «смысл жизни». Она просто живет, любя тех, кто ее окружает.
Киноязык Евгения Степанова отличается ритмом и неповторимой метафорикой. Смородина – не просто ягода, это символ даров земли. Дети – это наше будущее.  Старшее поколение – наша опора.  Точная передача реального материала не исключает его символизации, все дело в том, как мягко совместить эти категории.  Символика не должна быть трудной, она должна быть узнаваемой.
Своеобразный способ осмысления действительности, используемый режиссером, доносит до нас не просто определенную идею, но и выводит ее на общечеловеческий уровень. Вопрос о смысле жизни не имеет универсального ответа. А раз так, то и звучит он в индивидуалистичной формулировке: «А в чем для вас этот смысл»? Это говорится довольно абстрактно и подразумевает простор для десятка разных ответов, каждый из которых верен.  Легкая камера, спонтанное развитие разговора – все это не оставляет ни режиссеру, ни актеру возможности для инсценировки.  Почти все сцены сняты с одного дубля (правда, при съемке животных пришлось потрудиться), и это невольно наводит на размышления: интересно, если бы у Дзиги Ветрова был современный смартфон, как развивался бы отечественный кинематограф?..
Впрочем, речь в фильме идет о дне сегодняшнем, о том, что мы все — единый организм. Пока мы смотрим фильм, сцену за сценой, к ним все время добавляются новые смыслы. И заметить это можно только на этапе финальных титров, когда вроде бы — все, а кажется, что еще многое осталось впереди.  Фильм Евгения Степанова  о том, что наша жизнь тогда имеет смысл, когда сообразуется с вечностью, а задача каждого из нас — сообразить, что он сотворен по образу и подобию Божьему.

Ольга ЕФИМОВА,
Москва


* * *


Этот фильм … как произнесенная вслух исповедь того, у кого сборы к Богу не будут долгими –

    Он всю жизнь к нему собирается…

     Поэтому и ПОЭТ…

     Малыми средствами решенный, но вместивший в себя глубину философии бытия: зачем мы здесь и что с нами будет, когда нас не станет —  фильм трогает невероятно… ни спецэффектов, ни  прикрас, и герои все «здешние» —  не звезды мирового кино — а получился шедевр….
У Евгения Степанова все так. Он и стихи пишет маломерные, но МНОГОУРОВНЕВЫЕ И МНОГООБЪЕМНЫЕ.
     Был бы режиссером — встал бы в один ряд с Германом, Кончаловским, Михалковым, Тарковским. Так интересно задуман и решен каждый кадр, как выхваченный из семейного альбома фотоснимок. Трогает все… простота неигрового кино, а кажется что это находка маститого режиссера уровня Кустурицы.
Жизнь — лучший сценарист? — Конечно…  да…
И хочется разобрать каждый кадр: и этот процесс неминуемо рождает ритмический каркас и становится стихом:

           * * *

трубы батареи как орган
две простых иконы в целлофане
полотенца банные… ирга
в изголовье кресельном — Нафаня
календарь датирует уход
прошлой жизни с женщиной любимой
синий глаз собачий… белый кот
подмосковного Быкова климат…

телефоны чайники часы
все во множестве числа
в избытке
ни один как будто не остыл
и как будто управляет бытом…

все часы походно в разнобой
по Москве Берлину и Парижу.
море на стене и волн прибой.
черный пес: — любовью не обижен.
снова в кадре кошка и коты
все здоровы гладки не культяпы
имена без пошлой красоты:
Барсик и Батон Мурлыка с  Тяпой…

и как водится не совестлив — уйди
те кто в дом друзьями-
лучше брата:
тетя Надя: плакать на груди…
дядя Саша: — в жизнь вернет обратно
разговором теплым по душам
от предчувствия войны и скорби…
многие предчувствием грешат
но поэта все же больше горбит…

и поэтому смоги дожить
до развязки вязкого столетья
потому что поперек межи
ставил дом
       друзьям
              зверью
                    и детям…
ибо человечество — Христос
ибо для Христа: все — чада Божьи
хватит всем и жизней и крестов
и того что просто невозможно

чтоб задать вопрос: зачем любить
и за что придется ненавидеть…
отчее — Отечества обитель
и отец — ответами — Овидий...

дочь иконописна… свет в глазах
вся в отца — так и должно быть в мире
ей ничто не заместит Рязань
и никто не запретит Каверина …

русская душа обрящена
в русской книге чистоте кириллиц
дочь — отец… как на ладонь пшена
голубю — создатель и провидец…

на земле возможны чудеса
расставанья на земле привычны
держит внука на коленях — сам
это главный на земле обычай…

а  когда оттеплится июль
и Быково будет плодоносить
он в своем нечаянном раю
будет ждать назначенную осень…

будет…
           но за парусом следить
можно и воочию конечно
не «нечаянной глуши» среди
в праздности отчаянно кромешной…

этому особен Геленджик
этому названье «место силы»
юности оно принадлежит
преданность собачья так красива…

каждый год — по ранам ножевым
каждый год — в бинты лелея душу
каждый год и мертвым и живым
ни-че-го  в природе не нарушив

в Геленджик!

«поэзия вокруг…»

Кадр сменился мы опять в Быково
Дети рвут иргу прервав игру
Ничего нет слезного такого...

Но зачем-то просится слеза
Так чисты ребячьи разговоры…
Будто это Бог за них сказал
Будто для него
              они — опора…

Елена ТАЛЛЕНИКА,
Москва

(Источник: сайт https://stihi.ru/2023/08/15/343)


* * *


Все люди жаждут счастья. Ищут его. И это вполне естественное желание. Другое дело, что добыть желаемое затруднительно. Многие вовсе уверены, что счастья не существует, а любовь — всего лишь сложная химическая реакция организма.  Помните Пушкина: «На свете счастья нет — но есть покой и воля?..» Если уж гению были свойственны столь мрачные рассуждения, то и у нас нет-нет, да и проскакивает предательская мыслишка – зачем жить, все равно это бессмысленно?.. Не знаю, как у вас, а у меня такое было. В минуты уныния человеку особенно важно ощущать поддержку, в какой бы форме она ни приходила.
Киноискусство дает возможность по-новому передавать философское знание. Сегодня оно обладает ни с чем не сравнимой слой воздействия на мировоззрение людей.  Кино — это язык. Можно рассказать нашпигованную перестрелками криминальную историю, а можно — так показать обычную жизнь, что на душе станет легче и мрачные мысли уступят место мирному настроению.
В своем фильме «Христос-Человечество» (телекомпания «Диалог», 2023) Евгений Степанов показывает обычную жизнь обычных людей. Мы видим женщину, которая развешивает белье, собак, бегущих по переулку, девочку-дошкольницу, аппетитно уплетающую со сковородки жареную картошку... Все это снято практически на одном пятачке (за исключением морских пейзажей). И — диалоги. Не кухонные разговоры об удорожании жизни, а о важном: зачем мы, собственно, живем в этих декорациях? В чем смысл жизни? Поскольку эта история подается не как стандартный «путь героя» — восхождение-преодоление-успех-титры, а происходит на природе с обычными людьми, их слова воспринимаются зрителем намного сильнее. Они такие же, со своими проблемами, повседневными делами: то смородину собирают, то гуляют с собаками. В общем, живут. А разговоры о смысле жизни – это рефлексия, которую можно позволить себе в узком кругу по-настоящему родных и близких.
Евгений Степанов, будучи автором сценария и режиссером, очень тонко проводит основную мысль: мы все едины, частичка Христа есть в каждом из нас. Нам необходимо обдумать: где, в чем кроется счастье и как его достичь. Если мы христиане, и божественны по своей сути, нетрудно догадаться, в каком направлении искать смысл земного существования. Кстати, в эту полнометражную картину идеально вписалась старая короткометражка «Смысл жизни», в которой Евгений Степанов излагает свой личный взгляд на главный вопрос: зачем мы пришли в этот мир?
И вот что поразительно: на этот вопрос отвечают примерно одинаково и маленькая девочка, и почтенный мужчина. Они говорят о том, что смысл жизни — в мире и согласии. Старшее поколение мыслит глобально, рассуждая о мире во всем мире. Но все они уверены — ненависть до добра не доводит. Только любовь согревает человеческие сердца. Мы живем не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы создавать. Любить. Мы же созданы по образу и подобию сами знаете Кого.
Передача философского знания осуществляется в фильме весьма прямо: через ответы главных героев на четко поставленный вопрос. Однако медитативная музыка и обстоятельства, в которых ведутся неспешные беседы, подспудно учат зрителя: только живя на природе, человек может в полной мере ощутить свое родство с ней. Морской закат напоминает нам о величии Творца, сбор урожая – о Его щедрости, собаки и коты — о том, что изначально, по высшему замыслу, человек и животные жили вместе в Раю в дружбе и понимании, ребенок — о том, что будущее есть только у того, кто кое-что понял в настоящем.
Кино — это язык символов. В этом отношении Евгению Степанову близки фильмы Сергея Параджанова, в которых мифологическое мышление режиссера представлено знаковыми символами. Образы существуют в различных плоскостях восприятия, действуя непосредственно на подсознание зрителя. Для Евгения Степанова эти так называемые «мелочи жизни» — не просто художественные образы, но живая, присущая современности реальность. Многие сцены, вошедшие в фильм, были сняты «здесь и сейчас», как, например, сцена с жареной картошкой: девочку режиссер «подловил» в самый удачный момент, когда она спокойна и радостна. Самое располагающее начало для задушевной беседы. И отвечает ребенок не по бумажке — первое, что приходит в голову. То есть ее ответ абсолютно искренен. Так же были «застигнуты врасплох» остальные действующие лица, поэтому мы не сомневаемся в правдивости сказанного. И в этом огромная заслуга Евгения Степанова как режиссера. Вы себе представляете, сколько нужно терпения и труда, чтобы «разговорить» дошкольника?.. Да и взрослый в наши дни не особо рвется откровенничать с посторонними: себе дороже. Выходит, режиссеру удалось создать на съемочной площадке особую доверительную атмосферу, которая мгновенно передается зрителю. И вот уже мы начинаем сами себе задавать непростой вопрос, не раз прозвучавший с экрана…
Исходя из концепции Христианства, Богу мы обязаны своим появлением на свет.  Поэтому наш долг — стараться Его познать. Но как это сделать?.. На самом деле — и просто, и сложно. Евгений Степанов стремится донести до зрителя: в каждом живет неистребимое ощущение единства человека с Богом и друг с другом. И, слава Богу, есть счастливцы, у которых можно поучиться счастью. Нужно каждому поискать для примера таких людей, которые осознают себя счастливыми, радуются каждому дню. И у них поучиться, как следует жить.  Такие люди живут рядом с нами, главное — не пройти мимо.

Вера КИУЛИНА.
Москва


* * *


Что самое главное и важное в этой картине?
https://www.youtube.com/watch?v=FhxwvZ8DJ_Q
Христос с теми, кто верит в его Истину.
Меня поразили люди в Вашем фильме. Добрые, красивые, настоящие.
Меня поразили животные в Вашем фильме — собаки, кошки!.. Меня это так тронуло. Любовь к ним показывает человека как такового.
Меня поразил Ваш Дом, полный Доброты и Простоты, это тоже мне близко, и Ваш полный солнечной энергетики сад-огород.
Спасибо за Ваш прекрасный фильм! Спасибо за Вашу душевность,
искренность, любовь к людям, животным, МИРУ! За Ваш поэтический необыкновенный Талант! Я пила, по капле, Ваши стихи, которые Вы так прекрасно прочитали!

Софья ОРАНСКАЯ
(Париж, Франция)


* * *


Какая работа проделана! А, главное, все взаправду, не придумано. В какой-то момент я вдруг подумала: «Может быть, я не туда иду, не на том делаю акцент?» И немного грустно стало, и немного страшно... Твой фильм как признание, исповедь, наказ. Спасибо, Женя!
https://www.youtube.com/watch?v=FhxwvZ8DJ_Q

Ольга МИХАЙЛОВА,
Москва


* * *


Вчера посмотрела твой фильм «Христос-Человечество». https://www.youtube.com/watch?v=FhxwvZ8DJ_Q
Очень глубокие темы ты затрагиваешь, понравился неореализм… Только мне лично стихов твоих было в картине маловато…
Спасибо за эту хорошую работу.

Елена ПАВЛОВА,
Москва


* * *


Трогательное звучание фильма: светлая музыка жизни, рассекаемая молниями трагических изломов…
Постепенное сочетание живописных кадров, повествующих об орнаментах жизни – насыщенной и грустной, подразумевающей свободу выбора и нет, дающую разнообразные пейзажи, в которые вписаны люди…
Евгений Степанов — поэт, издатель, прозаик, филолог, переводчик с французского языка. теолог,  получивший образование в Швейцарии. Много творческих ипостасей у этого незаурядного  и не знающего отдыха человека. И все это видно в его авторском фильме.
Поэт выступает в данном случае не только в роли продюсера, сценариста и режиссера, но и в роли актера, играющего… самого себя…  Или почти самого себя. Образ главного персонажа совмещает мудрость и стойкость, грусть и напряженные ритмы работы.
В фильме заняты родственники Евгения Степанова,  его близкие, соседи, коллеги по работе, милые домашние животные – о, феноменально естественные актеры…
Вот явь подмосковного поселка Быково, где большую часть времени живет поэт, занимаясь (в том числе) работой на земле: раскрывается теплица, утром нежно набирающие силу и плоть огурцы-помидоры издают ароматы, пьянящие, как молодое вино…
На участке растут грибы.
На участке растут картошка, яблони, груши, смородина, клубника и даже виноград «Изабелла»…
Участок может прокормить.
Соседка (актриса Надежда Ковакина) готовит аппетитные оладушки… Видно, что очень вкусные, особенно — если с вареньем из собственной        смородины…
Русское (какое-то дореволюционное, усадебное!) чаепитие на веранде.
Подмосковные пейзажи… Они красивы: монументальная зелень (растения!) представлена так, будто каждый листок — лицо: как не вступить в диалог с этими милыми существами!..
Звучат стихи. На русском и французском языках. Стихи автора.
Степанов читает четко — без пустого позерства, без пафосного псевдоактерства…
Потом все перемещаются на юг.
Слоятся морские пейзажи: автор любит Геленджик, куда ездит почти пятьдесят лет — с пионерского советского детства.
Нежность морского рисунка соответствует нежности, объединяющей семью поэта…
Снова звучат стихи.
Потом — фрагмент работы: поэт-издатель, специалист по романской филологии, говорит по-французски с автором из Люксембурга о переводе стихов, о тревожной напряженности в мире, о том, что в третьей мировой войне не может быть ни победителей, ни побежденных: дачный старинный (еще советский!) телефон соединяет дальние расстояния.
Опять природа. Потом — город. Московские бытовые зарисовки. Московская квартира. Диалоги. Диалоги о смысле жизни. О главном. О том, что у Бога мертвых нет. О том, что все едины и объединены (спасены!) Христом. «Когда люди это поймут, –  говорит главный герой, —  может быть, и войны закончатся».
Здесь нужно отметить профессиональную  и выразительную игру  не только Евгения Степанова, но и Анны Нанданакумар (ФРГ), известной немецкой актрисы русского происхождения, дочери автора фильма, и Ольги Ефимовой, которая ранее снималась во многих его короткометражных игровых лентах.
Фильм красив – мыслями и природой, лицами и музыкой, стихами и видами старинного дачного дома… Дом – тоже главный герой фильма. Каждая деталь сруба несет в себе определенную метафорическую нагрузку. Об этом, уверен, еще будут написаны киноведческие статьи.
Фильм сложен — орнаментом непростой и яркой  жизни.
Много музыки. Она звучит почти постоянно. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, «Времена года» Вивальди, песня «Иерей» (слова поэтессы, актрисы и скрипачки Ольги Ефимовой, которая играет в фильме одну из главных ролей) современной замечательной группы «Эльф и люди»…
Музыка как дополнительный (и важнейший!) смысл картины.
Поражает звучащее в фильме трагическое и пророческое стихотворение поэта, написанное в далеком 2005 году в Киеве, которое называется «Предчувствие войны»:

И снова брат идет на брата,
Горят степные ковыли.
Душа персоною нон-грата
Летит с обугленной земли <…>

Фильм — для внимательного просмотра. Для думающих людей.
Не для развлечения.
Фильм щемящ, еще и потому, что какой бы выбор нам не был предложен, все завершается… известным образом, и даже вера, очевидно составляющая серьезный (главный!) пласт жизни поэта, не избавляет ни от страха смерти, ни от неведения, что за ней…
Но, идущий от световой вертикали, фильм отрицает всякую безнадежность, вливаясь в зрительскую душу широкими интересными лентами бытия…
Как говорит поэт, режиссер и богослов Евгений Степанов, «Мы все – единый организм. Христос-Человечество».

Александр БАЛТИН,
Москва


* * *


Смотрел полнометражный кинофильм поэта и философа Евгения Степанова «Христос-Человечество».
Он идет час и 10 минут.
Фильм смотрится!
«Фильм смотрится» — так в моей юности сказал режиссер о своем фильме, мне было 17 лет, я работал на киностудии «Грузия-фильм» на мультпроизводстве, фазы рисовал, нужна была справка о работе для вечернего отделения филфака университета, где я учился. Безусловный классик советского кино Михаил Чиаурели пригласил свободных от работы рисовальщиков фаз на просмотр своего, не как обычно  –  полнометражного игрового, а только что снятого кукольного мультфильма.
Мы 20 человек были первыми. После просмотра наступила тревожная тишина и пауза. Классик ее нарушил, он сказал только одно, одно слово: «Смотрится!». Наверно, он сделал такой вывод по атмосфере просмотра среди 20 зрителей и себя самого.
Дж. Д. Селинджер, в прозе которого описан весь ХХ век, назвал свои произведения «домашнее кино в прозе». Эпический мастер Сергей Бондарчук,  с которым, кстати, много общалсяв свое времяавтор картины «Христос-Человечество», делая со знаменитым режиссером интервью, любил снимать у себя в доме домашнее кино.
А это кино Евгения Степанова… Оно о смысле жизни, о близких дома, о его обитателях, людях, животных, о саде, деревьях, растениях, о самом доме, окнах, лестницах, половицах, часах, камине… О душе. И об одомашнивании окружающего, далекого, волшебного, магнетического, жесткого и жестокого большого мира, о России и не только.
Важен, конечно, не сам жанровый вид или подвид искусства, а кто решается нажать кнопку киноаппарата, и с какой идеей. Здесь идея предстает в стихах, в размышлениях о жизни и в глубокой мысли, что человечество, все 8 миллиардов людей, – это всеобщий Христос. Каждый — это бог и часть его, часть бога (всеобщий бог, не только христианский, всеобщий спаситель), и если все люди осознают ценность жизни и продолжения ее п о т о м — они оценят бессмертие свое, и тогда наступит гармония.
Дают право идее на ее существование разные домашние и не домашние подробности отражения видеоряда и состояния человека, многих людей в кадре, и всех деталей кадра, а главное – умение держать удар, ритм и нерв самой идеи. И фильм  подтверждает свое право на то, чтобы его крутить до последнего кадра, как говорили в немом кино, Потому что он цельный, авторский. И потому он — на мой взгляд — смотрится.
В конечном итоге все держит ритм и его живые волны, струи его, а ритм — это всегда диалог с цитатами ритмическими. Мне это отражает в памяти особый ритм фильмов итальянского кинорежиссера и теоретика кино Карло Лидзани, никогда не подчинявшегося пересказу или сюжету. И хотя сюжет и  существовал в показе событий разных временных рамок, но всегда был похож на романтичный бесконечный ритм одного дня, неповторимый ритм одного дня, ритм одного дня целого мира, который больше, чем ритм одного человека.

Юрий МИЛОРАВА
            (Россия — Израиль)


От редакции:


Фильм «Христос-Человечество» можно посмотреть в ЮТЮБ https://www.youtube.com/watch?v=FhxwvZ8DJ_Q.
Желаем вам, уважаемые читатели, интересного просмотра.
Этот фильм — про всех нас.

Фёдор МАЛЬЦЕВ


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru