|
Материалы номера № 26 (178), 2015 г.
Сергей Белорусец
"Черно-белая книга"
М.: Библиотечка позии Союза писателей Москвы, 2015
Сергей Белорусец известен многим читателям не только как автор замечательных детских книжек, но и прекрасных "взрослых" стихов. Из таких как раз и состоит его "Черно-белая книга", изданная Союзом писателей Москвы.
Название ее неслучайно. Собранная из коротких, глубоких, резких стихотворений, она действительно напоминает альбом моментальных черно-белых снимков, где случайность сюжета с лихвой компенсируется четкостью изображения.
Жизнь отражается здесь то в мгновенном переживании, то в энергичном выводе, полученном в результате долгих наблюдений. То в переходе из одного в другое:
Однозвучно гремит аллохольчик,
Лежа в кожаной сумке на дне,
И не то чтобы ты — барахольщик,
Но привязан к родимой стране.
Сколько боли в том полуневнятном
Ощущении общих задач,
И такая любовь к белым пятнам,
Что за каждым — мерещится врач...
Читатель с удовольствием узнает здесь уверенную, мастерскую работу со словом, свойственную С. Белорусцу. Который весьма точно определяет и собственное место "творческого человека в возрасте" в сегодняшней "полуневнятной" исторической среде:
С доски исчезла треть фигур.
Взамен образовалась плешка…
Ты не гроссмейстер, не авгур.
Скорее, проходная пешка.
При этом объективная размытость текущего момента, отображаемого в книге, причудливо сочетается с той расфокусировкой изображения, которую привносит уже сам автор. Что и понятно, так как вещи эти обычно взаимопроникающи. На очень ограниченном пространстве (32 страницы) С. Белорусец почти не работает в масштабе 1:1, в котором мы обычно находимся. Постоянные скачки из микромира бытия в космос и обратно делают автора похожим на мудреца, который рассказывает об океанах, имея в руках всего лишь склянку воды. А лекцию читает на корабельной палубе. Вглядывается он в беспокойное пространство или в пробирку, интересно бывает в любом случае. Тем временем жизнь протекает где-то посередине.
Арсений АННЕНКОВ
| |