Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 30 (182), 2015 г.



Владимир СПЕКТОР
ШКОЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ…

 

ЭНЕРГИЯ ДВИЖЕНИЯ

В альбоме "Лучшие предприятия Украины", который издается Ассоциацией качества при поддержке Союза промышленников и предпринимателей, транспортную отрасль и одновременно Луганскую область представляет научно-производственный центр "Трансмаш", ставший лауреатом Конкурса качества в номинации "Крупные предприятия" и получивший сертификат Европейского фонда управления качеством "Признание совершенства в Европе". В чем причина успеха завода, занимающегося производством подвижного состава и электронного оборудования для железных дорог? Лучше других это, вероятно, знает создатель и руководитель коллектива Сергей Мокроусов.



ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Мокроусов Сергей Дмитриевич, коренной луганчанин. В 1973 году окончил Ворошиловградский машиностроительный институт по специальности инженер-электромеханик, кроме того, окончил и получил соответствующие дипломы Института патентоведения, а также Международных курсов руководителей предприятий и организаторов производства в Германии, Франции и Англии. Изобретатель СССР, кандидат технических наук, заслуженный работник промышленности Украины, академик Транспортной Академии, автор нескольких книг стихов и очерков, лауреат литературной премии имени Владимира Даля. С 1972 года по 1996 год работал в центральном конструкторском бюро компании "Лугансктепловоз", где прошел путь от инженера до заместителя главного конструктора. С 1998 года — председатель правления — генеральный директор НПЦ "Трансмаш". Человек года по версии фонда "Благовест" в номинации "Лучший производственник".



БЕЗ КАЧЕСТВА НЕТ КОЛИЧЕСТВА

— Название предприятия раскрывает суть его деятельности — объединение научных изысканий и производства локомотивов, грузовых вагонов, тележек, узлов, механизмов и комплектующих деталей, а также электронных изделий для рельсового транспорта. "Трансмаш" способен выпускать самую широкую в СНГ номенклатуру колесных пар, обеспечивая заказы железнодорожников Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. К совместной работе привлечен ряд заводов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, а также высококвалифицированные специалисты отрасли, что позволило успешно осваивать производство нового оборудования, участвовать в создании дизель- и электропоездов, пассажирского и маневрового тепловоза.
— Чем на предприятии вы гордитесь больше всего?
— Трудно быть оригинальным, отвечая на этот вопрос. Конечно, людьми, рядом с которыми работаю. Мы вместе пытаемся преодолевать трудности, стараемся все делать так, чтобы не было стыдно перед нашими детьми. Вместе решаем проблемы, стоящие перед нами. Их много, они возникают каждый день, но это — примета жизни. Среди нас — члены-корреспонденты Транспортной академии, специалисты с учеными степенями, люди, имеющие колоссальный опыт работы на лучших производственных предприятиях региона, бывшие офицеры, отличающиеся высокой трудовой дисциплиной и чувством ответственности к порученной работе. Есть в коллективе и члены творческих союзов, таких, как журналистский и писательский, лауреаты премий. Все это способствует повышению культуры производства, стимулирует молодых коллег к профессиональному росту, создает творческую атмосферу, в которой стремление к совершенству во всех его смыслах становится естественной потребностью. У нас есть свой гимн и флаг, учреждены почетные знаки отличия "За вагомий внесок в розвиток підприємства”, которыми награждаются сотрудники за выполнение особо важных заданий, за проявленную инициативу и самоотверженность в труде. Регулярно определяются и поощряются лидеры трудового соревнования. Важно, что "Трансмаш" оснащается и оборудуется на достойном уровне без внешних инвестиций, исключительно за средства предприятия.
— Что вы вкладываете в понятие "качество", какие проблемы приходится преодолевать, добиваясь поставленных целей?
— Идеал для потребителя — высокое качество и низкая цена. Мы стремимся к тому, чтобы выпускать именно такую продукцию. Тем более, что качество наших колесных пар, которые используются во всех видах подвижного состава, является одним из показателей безопасности и надежности железнодорожного движения. И потому качество для нас — наиболее полное соответствие всем требованиям, которые предъявляются к выпускаемой нами продукции. Главная проблема, на мой взгляд, лежит не в области высоких технологий или дефицита финансов, а в человеческой психологии. Трудней всего, преодолеть стереотипы мышления, воспитать в себе ответственное и творческое отношение к делу, способствующее ритмичной и стабильной работе всех технологических звеньев. А ведь именно в этом — в постоянном стремлении к совершенствованию каждого на своем рабочем месте — залог высокого качества и успешной работы завода.



МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

— Что дало вам участие в Национальном конкурсе качества?
— Очень важно в своем движении "остановиться на мгновение и оглянуться", проанализировать путь, сравнить достигнутые результаты с европейским уровнем, поставить новые задачи. Много значит общение, обмен опытом с лидерами, представителями лучших предприятий страны. А что касается выводов, которые мы сделали в процессе движения к совершенству, то, во‑первых, как это ни банально, ему нет предела. Во‑вторых, мало быть просто профессионалом, нужно быть влюбленным в свое дело, реализуя в нем все свои способности. В‑третьих, руководитель должен быть лидером во всех аспектах, задавая тон в работе, показывая пример отношения к труду, демонстрируя позитивные человеческие качества. Все это отразится и на производственном процессе, и на качестве, и на престиже предприятия. Миссия "Трансмаша" выглядит в нашем понимании следующим образом:
"Выпуская широкую номенклатуру конкурентоспособной продукции для железнодорожного транспорта, отвечающей международным стандартам и требованиям потребителей, обеспечивая заботу об окружающей среде и человеке, постоянно совершенствуясь и развиваясь, добиться международного признания и способствовать развитию региона и страны".
Считаю, что главное — чтобы работа приносила удовольствие, а не была повинностью, приносящей кусок хлеба.



ВОЛЬНАЯ ТЕМА

Не зря говорят, что жизнь — это вечное движение, энергия которого аккумулируется в наших судьбах, реализуется в способностях и поступках. Каждая судьба, будучи неповторимой, тем не менее, подтверждает эту закономерность. Не мыслю жизнь без спорта, особенно футбола. А еще увлекаюсь поэзией. Стихи люблю и пишу. Правда, круг моих читателей ограничивается близкими друзьями и родственниками. Любимые поэты — Шевченко, Пастернак и, конечно, Пушкин.
Что касается личных планов, они связаны, прежде всего, с семейным благополучием, реализацией своих способностей двумя дочерьми, которых, как всякий отец, очень люблю. Главное в жизни, конечно, здоровье, без которого невозможно все остальное. Кроме этого, считаю очень важным в полной мере реализовать способности, дарованные Богом и судьбой, причем, реализовать честно, полагаясь на порядочность, дружбу и взаимовыручку. На этом основана и жизненная позиция. Стараюсь не забывать, что удача — постоянная готовность использовать предоставленный шанс. Последние годы у всех нас жизненное кредо выражается словами "невзирая ни на что". Это очень трудно — добиваться успеха, преодолевая сопротивление не только материала, но и субъективных материй, среди которых зависть и озлобленность, эгоизм и чванливое самодурство. Но и жаловаться на судьбу — последнее дело. Ведь не зря говорят, что неудачники верят в удачу, люди удачливые верят в себя. Мне нравится фраза Пушкина о том, что несчастье — хорошая школа, но счастье — лучший университет. Всем нам посчастливилось родиться, а дальше каждый ковал свою судьбу самостоятельно. Мне было интересно заниматься тем, что я делал на протяжении жизни. И когда мы организовывали совершенно новое предприятие, я вкладывал в дело не только знания и опыт, но и все свои жизненные принципы. Моему поколению было особенно трудно перестроиться, найти себя в реалиях нового времени. Ведь нас не учили бизнесу, менеджменту. Но зато учили работать на совесть, быть справедливыми и честными, ценить дружбу. Наверное, мне повезло в том, что рядом — надежные друзья, хорошие специалисты, как принято сейчас говорить, сильная команда. Уверен, что высокая цель в процессе ее достижения способствует самосовершенствованию, раскрывает новые способности, помогает творческому и профессиональному росту. Хотя все это относится не только к отдельным личностям, но и к государствам. На мой взгляд, перед Украиной сейчас тоже необходимо поставить задачу максимально реализовать весь свой потенциал, природный, интеллектуальный, технологический, чтобы в жизни общества наступили долгожданные и кардинальные перемены к лучшему. Не сомневаюсь, что так и будет. Чтобы развивать производство, повышать его уровень, необходимо новое оборудование. На его приобретение нужны немалые средства, которых всегда не хватает. Как говорится, деньги есть, но их нет. А кроме оборудования нужны специалисты, профессионалы, относящиеся к делу с полной самоотдачей.
Нужны энтузиасты. Кстати, в последнее время это слово почему-то не в почете. А без этого трудно рассчитывать на победу в жесткой конкурентной борьбе.
А путь к успеху — через преодоление себя, обстоятельств, объективных и субъективных трудностей. И все это на фоне максимальной самореализации именно в том деле, которое тебе дано от природы. Иначе даже успех будет вымученным и недолгим. У счастья множество определений. Все они в чем-то правдивы. Кто-то сказал, что счастье — это удовольствие без раскаянья. По большому счету мне не в чем раскаиваться. А любимая работа, общение с родными и друзьями удовольствие доставляют. Хотя, пессимисты считают, что хорошо только там, где нас нет. Оптимисты при этом добавляют: "Но мы там будем". Хочется быть оптимистом. Не зря ведь поэт написал: "Есть у судьбы в запасе еще пять лепестков. В несбыточное счастье поверить я готов".
Ну, а можно ли назвать счастливым человеком меня — ответ не в настоящем. Он — в будущем, движение к которому невозможно без выпускаемых нами колесных пар. А энергия движения придает сил на этом бесконечном пути под названием "жизнь".
Действительно, то, что удалось совершить Сергею, — поражает воображение. Создал, практически, с нуля завод, выпускающий достаточно сложную машиностроительную продукцию, и сегодня уже известный во многих странах мира. Собрал коллектив, который ему поверил, пошел за ним, причем, стал настоящим лидером во всех отношениях. Постепенно к нему пришли лучшие специалисты не только в области, но и в отрасли. Начал оснащать станками и другим оборудованием пустовавшее несколько лет громадное здание бывшего автосборочного завода. Я видел, что там было вначале — горы мусора, битый кирпич… Сегодня — заводской цех, как с картинки западных производственно-рекламных журналов. С инженерно-конструкторским центром, со столовой, больше похожей на модное кафе, с медицинской амбулаторией, современными раздевалками и душевыми… Причем, все — без инвестиций, вкладывая в создание завода все, что удавалось заработать, оформляя кредиты, приобретая бывшее в эксплуатации оборудование и доводя его силами ремонтной службы до идеального состояния. Каждый год осваивались новые и новые виды изделий, наращивались объемы производства. Люди работали с душой, и завод отвечал взаимностью — зарплата была одной из самых высоких в стране. А какой был научно-исследовательский центр, который разбомбили во время войны! Вместе с ним попали под снаряды автоцех, отдел кадров, проходная. Если бы не война и связанный с ней кризис, "Трансмаш" уже, наверное, осваивал бы самолеты или, по крайней мере, оборудование к ним. Молодец Сергей. А в школе был такой скромный. Но сплав спорта, поэзии, сверхмощной энергетики, в конце концов, проявился во всей своей многогранности именно в "Трансмаше". Причем, стихи он продолжает писать тоже. Вот несколько из них:

Учитесь быть счастливыми, друзья, гармонию
                                                                   в свое вплетая эго.
Проникнув в личные покои бытия, добавьте кванты
                                                                      радости и смеха.
Контроль держите над энергией, друзья,
                                           эмоциям своим даруйте равновесье.
И чакр очищенных стезя раскроет истин поднебесье.
Умейте управлять сознанием, друзья,
                                           чтоб мысли добрые вокруг парили.
И разума животворящие поля успех
                                                       и благоденствие дарили.
О счастье — то мои друзья, семья, любовь.
                                   Ты вне пространства, времени и моды.
И жизни смысл, и мироощущенья кровь,
                                         и квинтэссенция праматери природы.



*   *   *

— Заговори, чтоб я тебя увидел, — сказал Сократ
И он был прав стократ. Язык — он мыслей выраженье
Иль искаженье, если разум ты обидел.
Ведь наши уши смотрят прямо в души,
Зеркально отражая нас.
А восприятье — истинный художник, рисует без прикрас.



*   *   *

Мои друзья, в вас корни моей жизни.
                              Вы — почва благодатная для радости моей.
Стремленьем Вам добро дарить, желанье мое, брызни.
                                                  Общенья с Вами сердцу нет милей.
Мои друзья — основа общих планов,
                                               Плечо надежи в буревеях дней.
Вы — замыслов неистребимых гамма
                                   И коллективный взор, которому видней.
Мои друзья — источник всех успехов, Вы — гордость
                                                   и ниспосланный судьбою дар.
Души моей услада и утеха и блеск багряно-огненных стожар.
Мои друзья — Вы мой кумир. И дружба, что внутри и вне
Вы — это мир. А он во мне.

Интересно, что вместе с Сергеем на "Трансмаше" работают еще два наших одноклассника. Слава Тригубенко, у которого с детства были золотые руки и который умеет делать все и даже больше. Причем, делать хорошо. И Юрий Шпаргалюк, чей острый, аналитичный ум, помноженный на спортивную реакцию, помог добиваться победы не только в спорте и КВН, но и в юридических баталиях.



ЮРИЙ ШПАРГАЛЮК: "ГЛАВНАЯ НАГРАДА — БЛАГОДАРНОСТЬ ЛЮДЕЙ"

Сегодня он — знаковая личность в научно-производственном центре "Трансмаш", где возглавляет службу экономической безопасности одного из наиболее динамично прогрессирующих предприятий региона. А еще несколько лет назад Юрий Иванович Шпаргалюк был знаменит, как офицер управления внутренних дел, раскрывший десятки преступлений, связанных с угонами автомобилей и дорожно-транспортными происшествиями, как руководитель ГАИ города Луганска.



СПОРТ, КВН И МИЛИЦИЯ…

— Я не сразу стал милиционером, — рассказывает Юрий Иванович, — после окончания 20‑й школы (заметим, с серебряной медалью) поступил на факультет автоматизации производственных процессов машиностроительного института. И в школе, и в институте активно занимался спортом — легкой атлетикой, футболом, принимал участие в играх КВН и в спектаклях студенческого театра миниатюр. Был членом луганской команды КВН, которая в 1971 году ездила в Москву, но так и не выступила — клуб веселых и находчивых закрыли вплоть до самой перестройки. Но в памяти осталась и поездка, и встречи с Масляковым, репетиции. У нас, кстати, была неплохая команда во главе с Эдуардом Стремовским, нас побаивались соперники, да и столичные телевизионные редакторы выделяли наши шутки на просмотрах. Но шутки остались при нас, а мы пошли по жизни, неся их в душе. После института я 10 лет работал на заводе коленчатых валов. Был и комсоргом завода, и начальником службы ОТК. А потом по рекомендации райкома комсомола меня направили на службу в милицию. Были тогда такие акции. Служил сначала старшиной ГАИ, потом получил офицерское звание, окончил (с отличием) институт внутренних дел. И очень долго занимался расследованием случаев угона автомобилей, аварий. Был награжден десятками Почетных грамот, знаком "Отличник милиции", дослужился до должности начальника городского ГАИ. Но самая главная награда — благодарности людей, которым мы возвращали украденные автомобили. Это всегда были трогательные, незабываемые моменты.



"МЕНТЫ" БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Действительно, большую часть жизни Юрий Иванович был тем самым "ментом" или "опером", о которых нынче снято множество фильмов и сериалов, отдельные серии которых он смотрит с интересом, сравнивая экранную жизнь с реальной действительностью.
Ю. Ш.: Это тяжелая служба, в которой, практически, нет выходных, зато есть опасность, риск, азарт. На этом поприще сразу проявляются качества человека. Менты бывают разные, и такие, как герои сериалов — смелые, порядочные, решительные. И другие, для которых главное — корысть, личная выгода. Я встречал и тех, и других. В памяти — множество расследованных дел, где рядом с трагедией бывали и комические ситуации. Помню, как пришлось заниматься историей, когда автомобиль с воронежским номером сбил молодую женщину. Дело было на улице Авиационной, и женщина, как выяснилось, работала стюардессой. Слава богу, травмы она получила незначительные, но задача найти преступника, скрывшегося с места аварии, от этого легче не стала. И, все же, мы его вычислили. Им оказался… летчик из Воронежской области (в общем, авиационное происшествие). Поначалу он все отрицал, но когда ему предъявили улики, свидетельства очевидцев, признался в содеянном. Перспективы у него были невеселые. Грозило увольнение с работы, исключение из партии и уголовное наказание. Но всего этого он избежал. Пошел с повинной головой к потерпевшей и… предложил ей руку и сердце. И та дрогнула. Забрала заявление, а через месяц они поженились. Правда, через два месяца развелись. Но это уже другая история. А преступление мы, все же раскрыли. Рассказывать могу долго. Были и бессонные ночи, и обморожения, и сугубо шахматный анализ ситуаций, когда просчитываешь на несколько ходов вперед вероятные действия вероятного преступника… Все это завершилось для меня с выходом на пенсию. И тут подоспело приглашение друга и одноклассника Сергея Мокроусова, который тогда стоял только в начале пути по созданию нового завода по производству колесных пар и электронного оборудования для рельсового подвижного состава. Сергей Дмитриевич предложил мне возглавить службу экономической безопасности завода. Я согласился.



СОВРЕМЕННЫЕ ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ ПИЛЯТ НОЖОВКАМИ РЕЛЬСЫ

В службе охраны и экономической безопасности научно-производственного центра "Трансмаш" более 40 человек. В их арсенале — современные сигнальные и охранные устройства, десятки телекамер наблюдения… А начинал эту работу на предприятии Ю. И. Шпаргалюк в гордом одиночестве.
Ю. Ш.: Да, это было нелегко — начинать все с нуля. Это сейчас "Трансмаш" известен в Украине" — как поется в заводском гимне, и его объемы производства вызывают уважение даже у скептиков. А в начале был лишь энтузиазм директора Мокроусова и команды специалистов, которая поверила и ему, и в свои силы. Завод становился на ноги без внешних инвестиций. Все, что зарабатывали, исключая скромные зарплаты, шло на приобретение оборудования и обустройство производственных участков. И сразу пришлось столкнуться со случаями воровства. Ночами злоумышленники пытались вынести все, что попадалось под руку. Даже рельсы пилили ножовкой. Вот тогда-то появилась и собственная служба охраны, навели порядок на заводской проходной, в цехах и отделах. Параллельно шла работа по отстаиванию интересов "Трансмаша" в отношениях с недобросовестными партнерами, были случаи попыток рейдерских захватов. Пригодилось юридическое образование, знание законов, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Без хвастовства скажу, что мы достойно представляем "Трансмаш" в судебных разбирательствах, которые случаются в работе. Совершенствуется предприятие, совершенствуется и наша работа, которой хватает. Но мы стараемся соответствовать заводской марке. Сегодня и мы, и, думаю, все наши коллеги по заводу гордятся, что трудятся здесь. На заводе хорошая моральная атмосфера, дружный коллектив. Это очень важно.



ВМЕСТЕ — ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ…

Юрий Иванович не зря вспомнил о дружбе. Для него — и дружеские отношения, и крепость семейного тыла — не пустой звук, а наполненный глубоким жизненным смыслом. Все начинается с семьи, с воспитания. Как сам говорит, ему повезло с родителями. Отец Иван Иванович и мать Вера Ивановна познакомились на фронте, вместе дошли до Праги, а потом воевали на Дальнем Востоке. В 1958 году отца, кадрового офицера, перевели в Луганск, где он стал военным комиссаром Жовтневого района. Детей (а их в семье — трое) воспитывали в любви, рядом с которой были строгость и справедливость.
Юрий Иванович вместе с женой Аней (за которой ухаживал 6 лет) продолжили традиции семейного воспитания, и сегодня гордятся своими детьми. Дочь Марина защитила диссертацию, и не в Луганске, а в университете Сент.-Этьена, где заинтересовались ее исследованиями, сын Юрий окончил магистратуру. И друзья у него — под стать, и школьные, и те, с кем свела судьба в дальнейшем.
Ю. Ш.: У нас был хороший класс, и школьная дружба оказалась прочной. О Сергее Мокроусове я уже говорил. А есть еще Слава Тригубенко с поистине золотыми руками, Игорь Семененко и Ира Юмакова, которые заведуют отделениями в больницах Луганска и Ростова, доктор технических наук Володя Мицык, композитор Александр Харютченко… Хотя, все мы уже прошли рубеж, когда на первый план выходят не профессиональные достижения, а общечеловеческие ценности. Но жизнь продолжается.

Лежат премудрости в портфеле, тащу портфель я еле-еле,
В дневник упрятана душа. В пенале ручка наливная,
В кино картина неплохая, да и погода хороша.
Но я пройду две остановки, не нарушая установки.
Дневник открою и тетрадь. Еще учиться и учиться,
Надеждам сбыться и не сбыться.
                                               И все еще решать. Решать.

Есть такая пословица: "Вот тебе монетка, иди позвони всем свои друзьям". Это к тому, что много друзей быть не может, даже среди одноклассников. Или, вернее, близких друзей. Все же, общение в течение нескольких лет притирает друг к другу даже тех, у кого взаимные шероховатости. Думаю, могу сказать, что со всеми в классе у меня были хорошие отношения. Кроме тех, о ком написал, с кем судьба подарила дружбу на всю жизнь, хочу обязательно вспомнить Алика Куценко (светлая память), который даже на пионерском сборе требовал, чтобы обращались друг к другу не по фамилиям, а по именам ("Мы же друзья, — говорил он, — а у друзей должны быть имена"). Я это запомнил. И отношение к Алику изменилось, стало более теплым, близким. Мы бывали друг у друга в гостях (жили-то рядом), но, все же, интересы уже тогда были разные. Потому, наверное, дружба осталась на уровне "боевой" готовности — улыбнуться при встрече, откликнуться, помочь, если вдруг понадобиться… Последний раз мы виделись, когда я учился на пятом курсе, а он уже отслужил армию, и при встрече долго рассказывал о всех тонкостях и премудростях армейской службы. Я, конечно, слушал и запоминал слова бывалого воина (не пригодилось, правда, ничего, все было по-другому). А потом он утонул в Донце. Несчастный случай. А в моей душе он так и остался добрым мальчиком. Аликом Куценко. Утонул в Донце и Гарик Плотников… Сейчас бы о нем сказали — "мажор" (его папа работал в обкоме партии, и это было заметно, как говорят, без микроскопа). Но тогда он был просто уверенный в себе, спортивный (правда, уже тогда предпочитавший пиво остальным напиткам), модно одевавшийся красавчик, к тому же, остроумный и, надо отдать должное, дружелюбный. Гарик… По-другому его не звали, это было его желание. Видимо, его мама тоже посоветовала ему дружить с Игорем, и потому мы иногда встречались у него в гостях. Близкими друзьями не стали, но уровень приятельских отношений освоили на твердую "четверку". Во взрослой жизни он был врачом. К сожалению, недолго.

Простодушие первого класса, озабоченность выпускного…
И взрастает критической массой то ли жизнь,
                                                                то ли вещее слово.
Снова прошлого слышится эхо — это в будущем
                                                                       тает дыханье
Расстояньем от плача до смеха сквозь молчанье,
                                                            прозренье, прощанье…

Говорят, жизнь похожа на кино, в той же степени, что кино — на жизнь. Ну, смотря какое кино… Например, "Операция Ы" оказала заметное влияние на неокрепшие школьные умы середины 60‑х годов. И если у хунвейбинов в Китае был свой цитатник, то этот фильм стал лексическим кладом для большинства школьников от Москвы до самых до окраин. Мы тоже смотрели его несколько раз, а наш друг и товарищ Володя Козырев, мощный и добродушный, даже успешно примерил на себя образ Феди. Он не только сыпал фразами из "Операции", но и ломал кирпичи, сначала о колено, а потом и об голову, правда, в фуражке. Секции отопительных батарей не раздвигал, но и без этого был очень достоверен. Иначе, как Федя, потом его не звали. И вот как-то мама Толи Нодельмана, встретив маму Козырева, приветливо поинтересовалась: "Как там Ваш Федя"? Озадаченная мама героя пошла разбираться, кто это в ее семье Федя и почему. Об этом случае было рассказано на классном часе. Но, поскольку Володя не обижался, и ему даже нравилось, когда его так называли (он ведь ощущал, что это было, что называется, любя), то инцидент был исчерпан сам собой. Володя, сын офицера, хотел быть моряком, поступал в Севастопольское училище, но по каким-то показателям не прошел конкурс. Стал инженером, долгое время работал на строительстве жилых домов в Москве, и, может быть, там какой-нибудь Шурик тоже говорил ему: "Надо, Федя, надо". Хотя, вряд ли. Время уже было другое. Впрочем, время как раз не меняется и никуда не уходит. Меняемся мы, постепенно уходя и оставаясь в своей памяти теми, кем были и остаемся для себя и для самых близких.
Во все времена бокс — занятие для сильных и мужественных. В нашем классе такими были Павел Бритвин и Костя Фокин, стройные, мускулистые, уверенные в себе. Бритвин перешел в другую школу, и лишь спустя много лет мы возобновили общение, заочное, на "Одноклассниках" (привет, Паша!). Степенная осанка и солидная комплекция выдают в нем полковника в отставке, которому боксерская школа, видимо, пошла на пользу. А с Костей Фокиным мы готовились вместе к выпускным экзаменам, выезжая на берег Луганки в парке имени Горького, где в те годы был приличный песчаный пляж. В своем нынешнем виде парк — классический образец разрухи. Странно, в тридцатые годы нашлись средства и силы, чтобы превратить заброшенную лесополосу в один из лучших парков, с массой хорошо продуманных мест для отдыха. Там были аттракционы, фонтаны, несколько кафе, детские площадки, аллеи со скамейками, читальный зал с солярием на крыше, парашютная вышка…



"Горький" парк — потускневшая жемчужина (Татьяна Третьяченко)

Детская железная дорога, самая высокая в Украине 57‑метровая парашютная вышка и самая большая танцевальная площадка на пять тысяч танцоров — все это приметы Луганского парка имени Горького, который был построен в 30‑е годы буквально на "голом энтузиазме", а с конца 80‑х постепенно превратился в дикий пустырь.



Трудно, но весело

О необходимости строительства большого парка в городе начали говорить еще в начале третьего десятилетия XX века. Решено было построить его на месте старого запущенного сада на извилистом берегу Луганки у Красной мельницы, от которой осталась к тому времени груда развалин. Парк стал делом рук всего населения города. Когда о начале строительства узнали горожане, то тысячи трудящихся, домохозяек, студентов и даже пенсионеров пришли помогать рыть канавы, планировать аллеи, выполнять другие подсобные работы. Автором и руководителем проекта парка культуры и отдыха в Ворошиловграде был старший архитектор Александр Степанович Шеремет. Впоследствии он писал: "Перед нами стояла задача построить планировку таким образом, чтобы все парковые сооружения находились в едином ансамбле. Это значит, что каждое здание должно отвечать окружающим его сооружениям, окружающей природе, зелени и т. п. При выборе места для зданий и сооружений учитывалось, что в перспективе каждое здание, фонтан, павильон, колоннада должны будут завершать ту или иную аллею либо сопутствовать ей. Таким образом, парк должен был представлять собой единое, законченное целое". Создание парка было нелегким делом. Строители впоследствии вспоминали, как трудно и одновременно весело шли работы по сооружению будущего "Очага отдыха горожан". В мае 1935 года началось строительство оранжереи. Затем заложили фундамент колоннады у бассейна и теннисные корты, в июле — фундамент центрального входа и культбазу
С наступлением зимних холодов строителей поджидали новые трудности. Мороз достигал 20 градусов, и цементный раствор застывал моментально. Приходилось постоянно подогревать воду и раствор. Начальник Культстроя Василий Михайлович Забиякин, руководивший всеми строительными работами, вспоминал впоследствии, что ни ветер, ни мороз не могли остудить "небывалого энтузиазма строителей".



Жемчужина Луганска

К весне 1936 года были закончены работы в оранжерее, построен душ, бассейн, эстрада. Вход в парк был оформлен торжественной колоннадой в греческом стиле, рядом застыли физкультурники, изваянные в мраморе. Оба — олицетворение силы и мужественности; мускулистые и красивые: один с мячом в руках, второй крепко держал… гранату. К услугам посетителей имелась эстрада, купальня, целый спортивный городок: три волейбольных и одна баскетбольная площадки, два корта, трапеции. Спортивные площадки были огорожены сетками. Для публики установили очень удобные кресла, не забыли и об изящном судейском мостике. Огромной популярностью пользовалась уже упомянутая 57 — метровая парашютная вышка. История ее возведения — это отдельная страница в летописи парка им. Горького. Все конструкции вышки были изготовлены на заводе им. Косиора. Отдельными секциями ее подвозили в парк и уже на месте сваривали. Для установки вышки забетонировали специально подготовленную площадку. Установку производили тремя лебедками, подъем вышки длился около 7 часов. И опять же не обошлось без поддержки горожан: большую помощь оказал пенсионер С. Г. Пономарев, имеющий богатый опыт по установке конструктивных сооружений. В готовом виде вышка весила 25 тонн. Полная высота вышки равнялась 57 метрам, высота до площадки, с которой производились прыжки, — 46 метров. Чтобы взобраться на площадку, нужно было пройти около 200 ступеней по винтовой лестнице. Еще в парке была великолепная оранжерея. К торжественному открытию в ней было выращено около миллиона самых разнообразных цветов. Прекрасные газоны, круглые и квадратные клумбы, узорчатые грядки. Уже с конца мая 1936 года цветы из оранжереи стали пересаживать в грунт. Парк украшали живые вазы и шары, выполненные из ковровых растений и цветов. Основа вазонов была выполнена из дерева и проволоки. Внутри укладывался болотный мох, затем насыпалась земля, и только потом высаживались цветы — необыкновенно красиво! Это был первый опыт создания "живых вазонов" в Донбассе. От главной аллеи во все стороны парка тянулся зеленый ковер растений. Молоденькие деревья, покрытые листвой, склонялись над беседками, которые встречались буквально через несколько шагов: ажурные, выкрашенные в голубой цвет. "Зови свою соседку и с ней иди в беседку" — призывал транспарант. А сколько восторженных откликов вызвала самая большая в Украине танцевальная площадка! 5 тысяч человек могли одновременно танцевать на центральной площади у эстрады. Среди старых деревьев виднелась раковина для музыкантов. Неподалеку установлено было множество удобных скамеек. Была в парке и "культбаза" (автор проекта Маляревский). Пришедшие сюда могли поиграть в шахматы, домино, бильярд. Лекционный зал на 150 человек упирался колоннами в берег Луганки. Очень необычно и оригинально спроектирована была читальня на крыше здания. Если посетителю хотелось почитать газеты или журналы на свежем воздухе, он мог по лесенке подняться на крышу, тут для удобства были расставлены столики. Сиди себе, читай прессу да любуйся видом парка! Слева от центрального входа располагалась велостоянка для 50 велосипедов, которые в обязательном порядке сдавались на хранение, т. к. езда по парковой зоне была запрещена.



"Все эти замечательные штуки..."

На чугунных колоннах были установлены белые фонари. Постоянное освещение парка составляли 400 электроламп. Для питания их электроэнергией была построена и смонтирована подстанция мощностью в 200 киловатт. Фонтанов было несколько. Один большой у эстрады, второй малый у колоннады, третий в конце главной аллеи. Последний был украшен скульптурой девушки, приготовившейся прыгать в воду. Ровные струйки воды прямо из-под пьедестала скульптуры стекали в бассейн. Все фонтаны и бассейны парка в сутки выливали 80.000 ведер воды. "Прямо в воздух, в никуда бьет холодная вода!" - так описал свои впечатления один из посетителей парка.
Оригинальным был грот, выполненный опытными руками технического руководителя Зеленстроя М.В. Стефановича. Возле грота была установлена самая высокая в парке пятиметровая скульптура "Девушка с веслом". Автор Иван Дмитриевич Шадр. Первоначально эту скульптуру Шадр планировал установить в парке Сокольники в Москве. Но что-то там изменилось в планировке столичного парка, и автор дал согласие на то, чтобы его оригинальная работа была перевезена в Ворошиловград. Место в центре грота, выбранное архитектором Шереметом, автору скульптуры очень понравилось. Рядом раскинулся шатер. Это павильон с холодными и горячими закусками, с разнообразными винами. Невдалеке красовалось светлое здание - гастроном. На Луганке был оборудован пляж с купальней. От раздевалки и купальни прямо к берегу вели мозаичные полы. В летний солнечный день горожане с детьми могли позагорать на благоустроенном берегу и искупаться в реке. Для смельчаков на берегу были установлены вышки для прыгания в воду. Открытие парка стало всенародным праздником. И самое непосредственное участие в торжествах приняли строители трамвая и сами трамвайщики, открывшие в канун праздника новые маршруты к парку. Они построили новую трамвайную линию, которая была закончена и опробована 25 июля. Протяженность линии 1,8 км. Городская газета писала, обращаясь к ворошиловградцам: "Смело входите через массивные колонны входа. Ныряйте с головой в море огня, зелени, веселья, бушующее на аллеях парка! НАШЕГО ПАРКА!.. Ведь все эти замечательные штуки, навороченные на берегах Луганки, принадлежат каждому из нас..." Самым любимым развлечением детворы была железная дорога, расположенная в западной части парка. Проект этой дороги был составлен весной 1936 года студентами железнодорожного техникума. В течение года было выстроено здание центрального вокзала. К прокладке железнодорожной линии были привлечены специалисты управления трамвая. В 1937 году они проложили 2,5 км линии дороги. На заводе "ОР" был реконструирован старый паровоз. Радости детворы не было предела! Старожилы Луганска и сегодня вспоминают, какой восторг вызывали у отдыхающих маленькие открытые вагончики, весело бегущие по рельсам железной дороги в парке им. Горького. В перспективе на заводе должны были построить три новых пассажирских вагона и удлинить железнодорожные пути. К сожалению, эти планы остались на бумаге.



"Впереди много перспектив"?

По генеральному плану реконструкции Ворошиловграда парк должен был расширить свои владения еще на 60 гектаров. На втором этапе строительства должны были построить летний кинотеатр, детский санаторий и образцовый лагерь, ботанический сад. Мечтали даже о зоологическом уголке. Через реку Луганку проектировали перекинуть шесть мостиков, чтобы соединить обе части парка, расположенные по берегам реки. "Да и сама река примет иной вид. Забетонированные, облицованные берега будут омываться чистой речной водой. Река будет очищена, две плотины поднимут уровень воды" - так виделось будущее парка журналистам газеты в далеком 1936 году. Но это будущее так и не наступило. Парк почти полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Погибли уникальные растения, скульптуры, заросли аллей… Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Донбассу, в Луганске по приказу Ставки Верховного главнокомандования началось формирование 395-й стрелковой дивизии, костяк которой составили шахтеры Красного Луча, Антрацита, Ровеньков, Лисичанска, Свердловска и других городов Луганской области. В аллеях парка им. Горького с утра до позднего вечера вчерашние шахтеры отрабатывали элементы строевой подготовки. Здесь же, в парке, проводились занятия по изучению материальной части оружия. Неподалеку, в оврагах и балках раздавались винтовочные выстрелы. Все подсобные помещения, все киоски, беседки - все было приспособлено для проведения учебно-тренировочных занятий. Такими были будни парка им. Горького, из которого в 1941 году 395 стрелковая дивизия отправилась на фронт.



Парк опустел на долгие  годы...

В 1944 году были разработаны мероприятия по художественно-скульптурному оформлению и благоустройству освобожденного Ворошиловграда. Первым пунктом была запланирована постройка памятника-надгробия в парке им. Горького павшим при обороне города офицерам и бойцам. Над памятником работали скульпторы Мухин, Федченко, Агибалов.
Творческий замысел группы скульпторов был воплощен в металле и камне уже в 1945 году. В почетном карауле замер с оружием в руках воин Красной армии. Вся его фигура проникнута глубокой скорбью. Над ним возвышалась треугольная арка, перевитая пулеметными лентами с орденом Отечественной войны на вершине. Восстанавливался парк методом "народной стройки", и очень скоро каждый выходной день здесь опять кипела жизнь. Шумные стайки ребятишек перебегали с "качелей-лодок" на площадку для педальных машин. "Гигантские шаги" привлекали и детей, и их родителей, которые сами становились похожими на своих ребят, раскачиваясь на качелях. Для самых маленьких было организовано катание в специально оборудованных экипажах, запряженных осликами. По всему парку были расположены киоски для продажи напитков. Любезные продавщицы газированных вод, в белых кружевных наколках на головах, предлагали один стакан сельтерской воды по цене 1 копейка, а с сиропом стакан воды стоил 3 копейки. По парку развозили булочки, пирожные, мороженое. На одной из аллей работал буфет. Старожилы рассказывают, что в первые послевоенные годы в парк им. Горького люди шли пешком из самых дальних концов города. Аттракционы, пляж, бильярдная, кинотеатр, буфеты, пивная были восстановлены и делала парк любимым местом отдыха горожан. К сожалению, начиная с середины 70-х годов парк начал приходить в запустение. И только высоченные тополя помнят парк шумным и радостным...



"ПЕСНЯ ПАРКА" (Автор Михаил Матусовский)

Песни. Трубы. Флаги. Арки. Над рекой вечерний дым.
Вся страна казалась парком  разноцветным, голубым.
Как шумит по ветру знамя! Мы с тобой опять одни,
Фонари горят над нами и бенгальские огни.
Где ютилися хибарки и стоячие пруды,
Мы возводим наши парки, наши скверы и сады.
Чтоб смеялись наши дети, астры свежие цвели,
Звезды гасли на рассвете, пар клубился от земли.
Чтобы музыка ходила и стихала над прудом.
Чтоб тебе светлее было в нашем парке молодом.



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru