Материалы номера № 13 (218), 2016 г.

Наталья Мамлина. «Горлица» – М.: «Водолей», 2016
В издательстве «Водолей» вышел новый стихотворный сборник Натальи Мамлиной, не случайно названный «Горлица». Первое же стихотворение наполнено светом искренней веры. Для лирической героини заступничество свыше – такая же неопровержимая часть мироустройства, как смена дня и ночи, столь же естественная, как окружающий пейзаж:
Солнце в небе как сердце стучится, И лучи достигают камней. И с тобой ничего не случится Милосердием Божьим ко мне.
В христианстве голубь считается символом доброй вести и Святого Духа. Однако уже в ранних комментариях к Библии святой Иероним разъяснял, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а «горлицу», птицу чистую, всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Горлица – птица из отряда голубиных. Строением тела она сходна с голубем, но меньше по размеру, а выглядит изящнее и стройнее. К ее приглушенному воркованию нужно прислушиваться. Создавая неповторимый лирический мир, Наталья Мамлина делает это скромно. Высокая духовность ее стихотворений не нуждается в восклицательных знаках:
И в рабы тебя высь выбирала И тебе поручала сберечь Ясный свет, чтобы тьму попирала Стихотворная тихая речь.
Существует ошибочное мнение, будто громкий голос – признак уверенности. Часто таким образом стараются привлечь к себе внимание. Спокойная, внятная лирика Натальи Мамлиной полушепотом задает вечные вопросы и не торопится отвечать, поскольку все ответы – внутри нас:
Жил человек. Ты спросишь: «Не напрасно ль?» Я промолчу тебе на твой вопрос – Пульсирующий, значимый, непраздный. И каждого коснувшийся всерьез.
Издание проиллюстрировала художница Наталья Леонова. Бирюза обложки, пунктиры московских высоток, над которыми парит серебристая птица… Невольно вспоминается мультфильм «Адажио» — философская притча о безликой толпе, которая не хранит ничего радостного и светлого, но с фанатизмом поклоняется низменному и дурному. Столь явные ассоциации не оставляют сомнений: автор затевает непростой разговор об обществе, не смиряющимся с тем, кто «не свой». И действительно, Наталья Мамлина ведет речь об извечном противостоянии поэта с толпой, метафорически напоминая: социум — дело трагическое:
…Вой толпы, одичалой вдвойне, и протяжные выдохи зуммера все еще проверяют безумием сокровенное сердце твое.
Вторая книга московской поэтессы состоит из четырех разделов: «Константинополь», «Сокровенное сердце», «Столетия (XX, XXI)», «Песнопевцы». Наш Константинополь — столица, напряженная, суетливая. Попавший в беличье колесо мегаполиса, где «бывает и страшно, и больно», теряющийся «в каменном граде», человек озабочен только одной проблемой – выжить. В этой агрессивной среде «жизнь идет параллельно добру». Горькая ирония заключается в том, что индивид, ради куска хлеба пускающийся во все тяжкие, якобы знающий жизнь, на самом-то деле ничего не знает:
То все прогорит стократ, То вдруг устремится вспять. Здесь каждый чуть-чуть Сократ В каких-нибудь двадцать пять.
По Сократу, главная задача человеческой жизни – познание самого себя. Умеем ли мы отличить важное от второстепенного, черное от белого? Успеваем ли в суматохе дней остановиться и подумать: для чего нам дана жизнь? А главное – испытываем ли мы в этом потребность? Чтобы выжить в неприветливом, жестоком городе, нужны крепкие нервы и ясная голова. Наталья Мамлина описывает, как, по мере взросления, мы становимся все более искушенными и циничными. Жутковато становится от беспощадно честных строк:
В наше время волков – не зайчат – Поколенье живет на постое, И, растратив себя на пустое, Здесь любимых, и тех, не щадят.
А ведь главное – не пропустить главное… Как в этом диком городе остаться самим собой? Автор вполголоса подсказывает:
Все-то мир в крови. Зашумела Сетунь. Лишь себя кори – На других не сетуй.
Если бы!.. Люди порождают зло, т. к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к личному благополучию, а не к божественной благодати. Наталья Мамлина с грустью констатирует:
Мы – дети тряпочной судьбы, Что год от года входит в моду, Мы с каждой гадостью на «ты» И каждую зовем «свободой».
Поэт вынужден существовать в предлагаемых обстоятельствах. Описывать то, что видишь каждый день, к чему привык и самое страшное – почти перестал замечать:
Возопившие камни земли Окровавлены собственным эхом. Это больно – уметь говорить, Не умея забыться при этом.
К счастью, на свете существует нечто незыблемое. Цикличность, неизбежность чередования дня и ночи, восхода и заката солнца. И только в простых вещах, неподвластных контролю человеческого сознания, обретается душевное равновесие:
А ты один под этим грозным небом. И страшно так, как в детстве в темноте. Ты ждешь рассвета. А потом с рассветом Ты долго нем. И кроток в немоте.
Мотивы уничтожения, воскресения и вознесения присутствуют почти в каждом стихотворении и зачастую воплощаются в ряде образов времени суток: ночь, рассвет, утро… что может быть естественней и сакральнее? Стихи Натальи Мамлиной напутствуют:
Знай, никто у тебя не отнял Ни просторов твоих, ни степей. Где довольно не жизни, а дня Чтобы все научиться стерпеть.
На самом деле жить очень просто. Верить в Бога, соблюдать законы природы, не впадать в уныние. Солнце восходит, и, как сказано в Библии, «все возвращается на круги своя». Наталья Мамлина говорит нам: перетерпите самый мрачный предрассветный час; будьте терпеливы и честны. И солнце ходит по скверным местам, но не оскверняется:
Над столицей сияет бесстрастное солнце восхода, И его не закрыть ни одной из московских высоток. И себя не сокрыть перед Ним, и лишь в Нем обретать То благое прощенье, которым спасается тать.
Спаси, Господи, люди твоя.
Ольга ЕФИМОВА
|