|
Материалы номера № 19 (224), 2016 г.
Р. Герра, Е. Полтавская «О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Беседы на Лазурном Берегу»
М.: «Минувшее», 2016
Стезя человека творческого – стремление к гармонии, если не к абсолютной, то хотя бы к гармонии внутри созданного им же творческого пространства, внутри того мира, который сотворен словами ли, красками ли, звуками ли, пластикой ли движения – т. е. порывом души и мысли. Если творчество научное, то важнее мысль, а если творчество в области искусства, то на первые роли выступает душа. Научная работа в области литературы (литературоведение) у творческого человека часто сопряжена с искушением переключиться на свои литературные опыты. А также бывает и наоборот. Иногда удается найти зыбкое равновесие между научной и писательской чашей весов. С поиском такого равновесия связана прочитанная мной на одном дыхании книга (290 страниц за одну ночь!) Ренэ Герра и Елены Полтавской «О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Беседы на Лазурном Берегу», М., изд-во «Минувшее», 2016. Если говорить о научном пространстве авторов, то совершенно очевидно, что у имеющего докторскую степень филолога-слависта Р. Герра и Е. Полтавской, работающей над кандидатской диссертацией, есть общие интересы в области творчества яркого представителя Серебряного века, русского прозаика Бориса Константиновича Зайцева. Но так получилось, что вышеупомянутая книга не стала научной монографией, а предстала перед нами как большой совместный литературный труд авторов, причем литературный жанр книги можно определить как мемуары с элементами журналистики (беседы, путевые заметки, интервью). Нельзя не отметить ценность этой книги для ученых, научные интересы которых касаются литературы, культуры, истории Русского Зарубежья периода Серебряного века, ведь книга снабжена ранее нигде не опубликованными документами, фотографиями и репродукциями из архивов и коллекций Р. Герра. Материалы, предоставленные Герра для художественного оформления книги, содержат документы и фотографии из личных архивов И. Бунина, Б. Зайцева, И.Одоевцевой, Ю. Анненкова, Г. Адамовича и других крупнейших культурных деятелей русской эмиграции, со многими из которых Герра был хорошо знаком. В настоящее время Р. Герра является основателем и главой Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции. Литературная составляющая книги «О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Беседы на Лазурном Берегу» представляет немалую ценность. Портреты авторов для читателя вполне объемны и многогранны, они органично вплетаются в образы лирических героев мемуарного повествования. У Елены Полтавской немалый опыт поэтического творчества и большой потенциал литературного редактора, журналиста, поэтому не удивительно, что идея создания именно такой книги принадлежала ей. Известные представления читателя о Ренэ Герра как об ученом очень тактично дополняются характеристиками его человеческих качеств, приходит понимание основополагающих моментов жизни и творчества. А в основе любого творчества, как известно, лежит любопытство и стремление к гармонии, к борьбе с хаосом информации. И в этом стремлении оба автора действуют согласованно, дополняя и вдохновляя друг друга. В названии книги удачно использованы строки стихотворения Ф. И. Тютчева:
О, этот Юг, о эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет – и не может…
Ведь именно творческий процесс, участие в нем и сопричастность ему дают искомое в жизни ощущение полета. Вот так, благодаря литературе иные времена, события и места нам становятся ближе, и мы становимся немного другими, и жизнь наша, соприкасаясь с другой реальностью, становится немного другой. Завершая книгу, Е. Полтавская пишет: «Закончились рассказы Ренэ Юлиановича, записанные на диктофон во время наших встреч в Ницце. Но не закончились наши встречи. Год Литературы и юбилей И. А. Бунина мы, группа московских писателей, решили встретить фестивалем «Бунинские Озёрки», который открылся в бунинских местах Липецкой области осенью 2015 г. Ренэ Юлианович … активно включился в работу. Неутомимая натура профессора не знает отдыха. Завершая одни проекты, встречи, книги, он тут же приступает к другим». Удивительным образом завершение книги оставляет ощущение продолжающегося процесса общения с ее авторами, с ее героями, ощущение продолжающейся жизни литературного наследия Русского Зарубежья периода Серебряного века.
Елена ТКАЧЕВСКАЯ
| |