|
Материалы номера № 34 (239), 2016 г.
ЛЮДМИЛА КОЛОДЯЖНАЯ ЦИТАТА
М.: «Вест-Консалтинг», 2016
Книга «Цитата» поэта Людмилы Колодяжной является расширенным продолжением предыдущей — «Поэтам, жизнь мою сложившим» (Москва, Вест-Консалтинг, 2014). Книга «Цитата» также посвящена великим поэтам Серебряного века — от Анненского до Цветаевой. Эти стихотворения появились благодаря многолетней работе Людмилы Колодяжной в коллективе лексикографов Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, который создает многотомный труд — «Словарь языка русской поэзии ХХ века» (издано 6 томов Словаря с 2001 по 2015 г.). В отличие от сборника «Поэтам, жизнь мою сложившим», книга «Цитата» дополнена стихотворениями, эпиграфами к которым служат строки поэтов Серебряного века.
ОТЗЫВЫ
Книга современной поэтессы Людмилы Колодяжной «Цитата» полностью посвящена поэтам Серебряного века и вполне достойна занять не последнее место в поэзии, затрагивающей тему посвящения. Стихи появились не случайно, а в результате многолетней работы Людмилы Колодяжной в коллективе лексикографов Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Умело обыгранные аллюзии к поэтам начала XX века, традициям которых следует Колодяжная, не просто посвящения признанным поэтам, дань их памяти, — это тонкий подход к их творчеству, полное абсорбирование в себя самой их сути, из чего и возникло желание на этой благодатной поэтической основе собственного оригинального слова. В этом и заключается следование поэтической линии классиков, объяснение «поэтических корней». Ведь прежде всего Людмила Колодяжная, берясь за эту тему, причисляет себя к ученицам достойных стихотворцев. Очень сложно не выйти за вкусовые рамки, особенно в стихах-посвящениях, где так легко нарушить границу, перетянув внимание на себя, а не сосредоточив его на том, кому посвящаются стихи. В этом плане Людмила Колодяжная строго остается в пределах заданной темы стихотворения. Особенно трогают стихи, посвященные А. Блоку, с оригинальным решением сделать главным героем поэмы «Двенадцать» самого автора («Предсказанье становится роком…/ Белый венчик свивался из роз,/ и увел за собою Блока/ в небеса Иисус Христос»), Б. Пастернаку и Иннокентию Анненскому с метафизическим видением их бессмертия, с «тайным пропуском» в него («Земное завершалось странствие,/ спадала времени короста —/ он был уже в ином пространстве,/ которое — стихами создал»).
Наталия Лихтенфельд
~ ~
Уважаемая Людмила! Я прочел не все, но многое в электронной версии Вашей новой книги (ЦИТАТА, Вест-Консалтинг, Москва, 2016). Мне кажется, это новое слово — да, именно так! — в русской поэзии. Стихи прекрасны и гармоничны. Я умею придираться — но не смог найти ни одной ущербной строки, ни одной проходной метафоры. Под Вашим пером прекрасные образы русской классики не повторены, но перенесены в новое измерение Вашей поэзии, Вашего поэтического стиля. Я попытался представить себе, как был задуман этот прекрасный труд, как создавались стихи-«цитаты», сколько времени на них ушло, — и просто понял, что труд был велик, а итог его прекрасен. Поздравляю! Ваш Марк Шехтман
| |