Материалы номера № 06 (263), 2017 г.
Татьяна Кайсарова
ИОСИФ КАРАКИС — КИЕВСКИЙ ЗОДЧИЙ
Татьяна Кайсарова — поэт, критик, художник. Член Союза писателей ХХI века, СП России, Союза литераторов РФ, Международного союза журналистов. Автор многих книг и публикаций. Живет в Москве.
Архитектура — это стиль жизни,
где нет второстепенного — все главное…
А. М. Вербицкий
Совсем недавно (в конце 2016 года) увидела свет уникальная монография Олега Юнакова "Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба". — Нью-Йорк: Алмаз, 2016. — 544 с. Автор монографии живет в Нью-Йорке. Его профессия — архитектор информационных технологий. Он автор более тысячи статей в Википедии, исследователь истории Киева. Его работа над книгой, посвященная Иосифу Каракису, продолжалось более пяти лет и, как считает сам автор, еще не вполне закончена.
Характерной чертой работы Олега Юнакова, правнука архитектора, посвященной творчеству его легендарного предка Иосифа Каракиса (1902 — 1988), является несомненная приверженность фактам — кропотливо собранным подлинным материалам.
Следует сказать, что монография написана в доступной даже неподготовленному читателю манере. Объемный материал книги для удобства восприятия разделен автором на четыре основных раздела с подробными подразделами:
1. Слово об Иосифе Юльевиче Каракисе.
2. Биография и творческий путь.
3. Оценки творчества архитектора.
4. Творческое наследие и память об И. Каракисе;
и двумя вспомогательными:
5. Приложения.
6. Список иллюстраций и указатель имен.
Оглавление подробно расшифровано, что предельно облегчает поиск нужного материала и повышает достоинство книги.
Документальных воспоминаний современников Иосифа Каракиса и достоверных биографических данных так много, что остается отдать дань уважения и восхищения автору, сумевшему отыскать, собрать воедино и, наконец, подарить читателю уникальную монографию. В ней, кроме ценнейшего фотоархива, особенно привлекают внимание, профессиональные статьи известных архитекторов о творчестве выдающегося киевского зодчего.
Перед нами — мемориал, документ-исследование жизни и творчества одного из самых талантливых и результативных киевских зодчих эпохи социализма, эпохи украинского конструктивизма 30-х годов ХХ века.
Следует сказать, что культурологических исследователей этого периода киевского градостроительства совсем немного и потому данное всеобъемлющее издание может стать неоценимым вкладом в историю украинской культуры советского периода.
Смесь архитектурных стилей и направлений, памятники глубокой истории и истории возрождения Киева в послевоенные годы — все это определяет сегодня лицо столицы. На улицах и площадях Киева можно встретить одновременно украинское барокко, конструктивизм и классику.
Город — это живой организм, построенный по тем же законам, что и человек; лишь материал меняется: пространство, металл, дерево и камень заменяют кровь и плоть. Это как белый лист для художника; ему самому интересно, как в итоге осуществится его идея, так как идея — это нечто живое, что может меняться в процессе создания, порой может даже диктовать свои условия в своем желании воплотиться. Архитектура — вторая природа, природа, созданная человеком, материальное отображение его замыслов.
Если сравнивать творчество архитектора и поэта, то можно найти много общего в их мироощущении. И тот и другой исходят от образа. Архитектор идет от мысленного образа объекта. Обдумывая варианты и нюансы, учитывая рельеф местности, запросы общества и власти, он переходит к рисунку-эскизу и только потом — непосредственно к проектированию объекта. Результат — осуществленное в камне и металле красивое и умное воплощение первоначального образа в задуманной форме.
Поэт, так же исходя из образа (иногда тайного, но где-то в глубине души вполне конкретного), выстраивает свойственную только ему архитектонику произведения и добивается желаемого результата, неподвластного влиянию времени.
Поэт так говорит об Архитектуре:
Тот дивный Киев грезит синевой,
неповторим и свят, как Китеж древний,
и колокольный звон над головой
пронзительней, безудержней, напевней…
Мудрейший зодчий вещий сон садов
сквозь замыслы свои простер однажды.
Застывшую мелодию готов
за гранями веков услышать каждый.
Дворцов и храмов стройные тела
ласкают взгляды и волнуют душу.
Их отраженье в Божьих зеркалах
неосторожным словом не нарушу.
Т. К.
Возвращаясь к архитектурному гению И. Каракиса, необходимо сказать, что хотя он и является представителем украинского конструктивизма в архитектуре, в его творчестве присутствуют элементы других стилей, существующих и активно реализуемых в украинском зодчестве 30-х годов, при несомненной конструктивистской доминанте. Примером может служить одно из самых ярких произведений Иосифа Каракиса — гостиница "Украина" в Луганске. Эта гостиница, стилистически представляющая смесь украинского барокко и псевдоготики, является архитектурным памятником Украины.
Внимание украинских архитекторов советского периода привлекали задачи промышленного и массового жилищного строительства, разработка учебных комплексов городских инфраструктур, а также архитектурное оформление ландшафтов. Все вышеперечисленное нашло отражение в проектах известного украинского зодчего.
Автор знакомит читателя не только с его архитектурным творчеством, но и с периодами сложной судьбы мастера, предоставляя обширный биографический материал, включающий подробную генеалогическую составляющую.
Однако, как мне кажется, биографические материалы, частично из раздела 5 (Приложения) и раздела 2.1 (Ранние годы) были бы более востребованы в отдельной монографии.
Книга выполнена в альбомном варианте, и это оправдано уже тем, что она снабжена огромным количеством, более 1100, уникальных фотографий — фактов из жизни и творчества мастера. В этом ее неоспоримое достоинство.
Читатель воочию может убедиться в неповторимой красоте многих объектов киевской архитектуры, созданных архитектором И. Каракисом, в том числе и таких, как здания Домов офицеров, ресторана "Динамо", детского сада "Орленок" и многих других.
В фотодокументах представлены наброски, рисунки и эскизы отдельных домов, жилых кварталов и множества других архитектурных объектов, идеально вписанных в ландшафты местности. Обидно, что почти ни один из реализованных проектов Иосифа Каракиса не сохранился в первоначальном виде, таким, каким был задуман и создан автором — все они претерпевали, в силу объективных причин, разного рода незначительные изменения.
Можно представить, насколько важными окажутся все фотодокументы, включающие авторские рисунки, эскизы проектов для современных исследователей творчества выдающегося архитектора и киевской архитектуры советского периода в целом.
Автор монографии подает свой материал так, что читателю легко увидеть, как трудолюбие мастера, его любовь к творчеству помогают не только достойно жить и плодотворно работать, но и выстоять, утверждая свои замыслы, в непростых условиях советского периода.
Появление столь кропотливых исследований творчества достойнейших представителей культуры и их наследия не позволят современной культуре раствориться в небытии.
|