Судьба порой складывается совершенно удивительно… Ну разве могла я предполагать, что дом мой будет во дворе, который часто посещал Пушкин! С той поры почти ничего не сохранилось, а густые заросли деревьев и остатки фундамента — мы всегда об этом знали — это все, что осталось от усадьбы Ушаковых на Средней Пресне, от той самой усадьбы, где бывал Александр Сергеевич, очарованный сестрами Ушаковыми. Внутри зеленого двора расположились детский сад и спортивная площадка, отгороженные заборами. Все это я наблюдаю, стоя у окна с утренним кофе. А Пушкин смотрел на этот усадебный двор «в те дни, как Пресненское поле / еще забор не заграждал».
Сохранились документальные свидетельства о жизни семейства Ушаковых на Пресне, общение Пушкина с которыми было столь интересным и душевным. Ушаковы перебрались в Москву из своей среднего достатка помещичьей усадьбы Калязинского уезда Тверской губернии, поскольку глава семейства, Николай Васильевич, получил чин коллежского, а затем и статского советника, стал служить в Комиссии, созданной для отстройки Москвы после пожара 1812 года. Для большой семьи — у них было три сына и две дочери, — в 1820 году приобрели двухэтажный дом с садом и хозяйственными постройками на Средней Пресне, за Пресненскими прудами. Эти живописные места считались достаточно удаленными от центра города, сюда приезжали для прогулок, полюбоваться панорамными видами на закате, побродить вдоль берегов в тиши вековых деревьев. Хотя сейчас трудно согласиться с этой удаленностью, ведь до Никитских ворот можно пешком дойти за 15-20 минут, а до Кремля — минут за 40.
Гостеприимный дом Ушаковых славился музыкальными салонами, литературными вечерами, библиотекой нот и книг, в их числе — два списка «Горя от ума» — 1825 и 1826 гг., когда эта комедия А. С. Грибоедова была запрещена. В компании литераторов, Петра Андреевича Вяземского и Василия Львовича Пушкина, Александр Сергеевич, по возвращении из михайловской ссылки, стал регулярно посещать Ушаковых с зимы 1826/1827 гг., талант его ни у кого не вызывал сомнений, дружеское участие, восторги и обожание встречали поэта. Для пушкинского окружения вскоре стало очевидным, что и
в доме Ушаковых, и на многочисленных московских балах Александр Сергеевич искал близкого общения с Екатериной Николаевной, старшей из двух дочерей, семнадцатилетней образованной голубоглазой красавицей. Но их отношения остались только дружескими. Екатерина Ушакова вышла замуж уже после гибели Пушкина, и, к великому сожалению, ревнивый муж уничтожил все хранившиеся у нее рукописи поэта.
Двухэтажный дом Ушаковых, с нижним каменным этажом и верхним деревянным, дожил до 1960-х годов, но этот уникальный памятник пушкинской Москвы был снесен в период активной застройки Пресни, сейчас на его месте — пятиэтажный жилой дом. Сохранился только тенистый живописный двор, в котором несколько старых деревьев, оплетающих корнями остатки каменного фундамента дома Ушаковых, где Александр Сергеевич Пушкин пережил волнующие моменты поэтической славы и влюбленности, вдохновенно записывая в девичий альбом: