Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 11 (268), 2017 г.



ИРИНА АНАСТАСИАДИ: "9 МУЗ ДАРЯТ НАДЕЖДУ НА ЧУДО"



Ирина Анастасиади (Ирина Константиновна Цотадзе)  — писатель, переводчик, публицист, основатель и Президент Международного творческого фестиваля на Тиносе https://artfestivalintinos.wordpress.com Учредитель и организатор Международного форума писателей и международного симпозиума скульпторов https://writercongress.wordpress.com Автор проекта "Международный конкурс Гомера" и главный редактор литературного журнала "9 Муз" http://9musesjournal.wordpress.com Член Интернациональной Гильдии Писателей. Лауреат Международного Конкурса "Национальная Литературная Премия Золотое Перо Руси". Лауреат премии Бриллиантовый Дюк Международного конкурса имени де Ришелье, Международной премии "Литературный Олимп" и пр. Награждена медалями "За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе", "За верное служение художественному слову".

Как сказал классик, "в Греции есть все", включая великую историю и литературу. Причем, как выясняется, литература здесь присутствует не только греческая, что естественно, но и русская. Ведь именно в Греции располагается редакция известного международного литературного журнала "9 Муз". В Греции, на острове Тинос, уже многие годы в рамках международного творческого фестиваля, ежегодно проводится международный форум писателей. Здесь писатели из разных стран, пишущие на русском языке, имеют возможность не только насладиться волшебной атмосферой легендарного острова, но и пообщаться друг с другом. Почитать свое и послушать чужое. Зарядиться эмоциями для создания новых творений... Все это (и журнал, и форум, и фестиваль, и конкурс Гомера) задумала и воплотила в жизнь писатель и литературовед Ирина Анастасиади, которая с детства была уверена, что литературой и искусством, в компании девяти творческих Муз, дочерей Зевса и Мнемозины, будет заниматься всю жизнь именно здесь, в Греции...



 "”9 МУЗ” — ЭТО Я..."

— Есть такое утверждение: "Карьера художника всегда начинается завтра". Но каждому "завтра" предшествует "вчера". Каким оно было у Вас? С чего начиналось Ваше творчество?
— Это, наверное, будет звучать странно, но я всегда знала, что рождена для того, чтобы писать. Мне было лет десять, когда я впервые заявила об этом во всеуслышание учительнице математики. Помню, как она была шокирована моей приверженностью филологии и отказом тратить свое время на точные науки. Собственно, я и в дальнейшем никогда не меняла своей точки зрения…
Если же речь идет о профессиональной карьере, то ее началом было появление первой моей книги "Рог нимфы Адрастеи", которая была издана в Тбилиси издательством Мерани в 2000-м году. Не знаю, стоит ли относить сюда работу в газетах "Вечерний Тбилиси" и "Молодежь Грузии"… Для меня это было своеобразной школой Здравого смысла. Потому как моей наивности в ту пору не было предела.

— Вы — прозаик, общественный деятель, редактор литературного сайта и журнала "9 Муз", организатор Международного творческого фестиваля на Тиносе, автор проекта Международного конкурса Гомера. Деятельность Ваша широка и разнообразна. Как удается все совмещать? И при этом оставаться пишущим литератором.
— Трудные вопросы… Но мне нравится такой подход — объединять все в единое целое. Думаю, он точно отображает жизненную позицию любого творческого человека. Долгие годы я шла к своей мечте о своем журнале, о возможности проводить литературный форум... Для меня это так же важно, как писать. Мне нравится кроить действительность.
— "Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, над рукописями трястись"...
— Да-да, гениальный Пастернак точно сформулировал: "Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех"...
Тем не менее, скромность человека талантливого — это еще один миф. Творец не может быть скромным. Он или заявляет о себе и своих взглядах, или скромно молчит, соглашаясь с чужими воззрениями. Я же могу со всей ответственностью сказать: "9 Муз" — это я. Это то, как я мыслю. Это то, чем живу. Это то, о чем мечтаю. Талантливые люди часто жалуются, что их не замечают, что им не дают право голоса. И вот однажды я решила, что им нужно помочь. Дать возможность высказаться. Очень благодарна моему супругу Тасосу Анастасиадису. Его вера и содействие помогли сделать невероятное — перекроить действительность. Плюс, конечно, пространственная мощь интернета, способного объединить людей от Северного полюса до Африки. На сегодня журналу удалось собрать около трехсот авторов, которые "сделаны из того же теста", что и я.
У меня, возможно, странная мечта — собирать по всему миру таланты. Когда-то в Древней Греции мыслящие люди собирались на священном холме, под Парфеноном, на площади, которая называется Агора, спорили, произносили пламенные речи… Что ж! Богиням Судьбы было угодно, чтобы я, родившись и окончив школу и университет в Грузии, большую часть взрослой жизни прожила в Греции. И к любви к грузинской и русской культурам добавилась трепетная любовь к истории и культуре Греции, где великие Боги вершили судьбы людей и в которой Музы поддерживали и питали таланты. Ну а наши "Музы" предоставляют свои страницы любым новым идеям. Дарят надежду на чудо. Стоят за мир и благоденствие. Мир, в котором будут звучать стихи и молчать орудия. Филологи и физики, прозаики и поэты, философы и публицисты говорят здесь о своих мыслях и чувствах, о своих надеждах. Думаю, что самое важное для творца — это иметь возможность свободно высказаться и быть услышанным...

— Откуда пришло такое название журнала?
— Именно Музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной. И помогали воплотить это Знание в стихах, музыке, научных открытиях. Кстати, покровительствуя творческим людям, Музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали (и тут Пастернак прав!). Есть такой миф: девять дочерей Македонского царя Пиэра, обладавшие прекрасным голосом, однажды решили вызвать Муз на состязание. Его выиграла Каллиопа, Муза эпической поэзии. Пиэриды отказались признать свое поражение и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок. И теперь резкими криками сообщают миру о своей судьбе. Так что, рассчитывать на помощь Муз и божественного провидения можно только в том случае, если помыслы твои чисты, а устремления бескорыстны. Так и пришло это название — "9 Муз".

— Какие приоритеты для себя считаете наиболее важными? Что помогает все успевать? Что подпитывает вдохновение?
— Каждому из нас дано от Бога нечто такое, чего нет у других. Талант. Но талант сам по себе ничего особенного не значит. Его нужно развивать. Работать. Думать. Создавать нечто свое. Мне как-то на ум пришло провозгласить девиз: "Интеллигенты всех стран, объединяйтесь!". Дух Аполлона собрал нас в "9 Музах". Он подпитывает творчество. Придает сил. А всеобщее взаимное уважение, царящее на страничках нашего издания, думаю, не только приятно, но и благотворно для всех авторов. У нас не принято спорить, ругаться и ссориться. Это основополагающий принцип журнала. Зато можно дополнять напечатанные материалы, высказывать свою точку зрения и делать открытия. Факт остается фактом, "9 Муз" любят и читают.
Причем, для литературного журнала (или альманаха), мы достаточно успешны. У нас весьма высокий рейтинг, о чем мне ежедневно сообщают электронные базы данных. Нас перепечатывают в других изданиях, нами интересуются. Это важно. Все это тоже подпитывает вдохновение. Как я и мечтала, "9 Муз" стали платформой новых мыслей и образов. Хотя, признаюсь, что зачастую устаю так, что потом месяцы не могу писать. Наверное, это неизбежные издержки общественной деятельности.



И ПЛЮС МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ...

— "Остров Хиос, остров Самос, остров Родос, — я немало поскитался по волнам. Отчего же я испытываю робость, прикасаясь к вашим древним именам?" Этими словами Александра Городницкого, наверное, можно сказать и об острове Тинос, на котором уже много лет Вы проводите Творческий фестиваль. Расскажите о фестивале подробнее....
— С 1997-го года на Тиносе ежегодно проходит Международный Творческий фестиваль "Визит к Музам", организованный журналом "9 Муз", под эгидой муниципалитета Тиноса. В 2016-м году был впервые проведен Международный творческий конкурс Гомера. Более пяти тысяч человек прислали на конкурс свои работы. Более полугода напряженно работало жюри под председательством академика Марселя Салимова. Лауреаты и дипломанты конкурса приехали на Тинос, чтобы получить свои награды и принять участие в Международном писательском форуме. Здесь докладчиками были известные литераторы, философы, культурологи, социологи и историки.
Мне всегда казалось важным иметь на Земле место, где писатели могли бы свободно общаться, задавать вопросы и искать на них ответы. Что будет с нашей культурой? Куда идет человечество? Что мы сделали для будущего? Было бы глупо предполагать, будто культура существует для того лишь, чтобы мы водили вокруг нее хороводы. Каждый из нас владеет частицей Знания: и тот, кто говорит "да", и тот, кто говорит "нет". Но в людях больше истины, чем в словах.
Интересное предложение на недавно прошедшем писательском форуме было сделано академиком Марселем Салимовым — создать Международную Академию культуры "9 Муз", которая будет заниматься продвижением оригинальных творческих проектов. Мы эту идею поддержали, теперь вот работаем над ее воплощением. Не менее значимым было проведение первого международного симпозиума скульпторов. Его возглавил Янис Струпулис, академик Академии науки и искусства Латвии. В этом году с ним бок о бок работали выдающиеся скульпторы: Алгирдас Босас (Литва), Станислав Нечволодов (Эстония) и Поль Хьюбрехт (Бельгия). Причем, все они оставили свои скульптуры в дар Тиносу. Идея симпозиума скульпторов манила нас давно. Дело в том, что Тинос с античных времен занимает в истории Греции особое место. Более трех тысяч лет он является не только Священным островом, местом очищения и просвещения, но и родиной почти всех гениальных художников и скульпторов Греции. Здесь все способствует творчеству и его развитию, все связано с чудом: начиная с соседства Тиноса с источником сильнейшей энергии — Делосом, и кончая непосредственным местом исцеления страждущих — Храмом Пресвятой Девы Евангелистрии, который стал местом паломничества еще с 1823 года, когда здесь была найдена чудодейственная икона Пресвятой Девы Евангелистрии…

Наверное, завершить эту часть беседы можно еще одной цитатой из песни Городницкого:
"Что нам Азия, что тесная Европа — мало проку в коммунальных теремах... И плывем мы, беззаботны, как герои, не жалеющие в жизни ничего, — мимо Сциллы и Харибды, мимо Трои, — мимо детства моего и твоего".

— Расскажите о сотрудничестве фестиваля с уже ставшим очень известным и популярным конкурсом "Золотое перо Руси".
— С учредителем международного конкурса и литературной премии "ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ" Александром Бухаровым и Светланой Савицкой мы сотрудничаем уже много лет. А в 2016-м году они приехали на открытие фестиваля и вручили свои призы мэру Тиноса Симосу Орфаносу, Митрополиту Сироса и Тиноса Дорофею Второму, бывшему министру культуры Грузии профессору Валерию Асатиани, академику Марселю Салимову, редактору журнала "9 Муз" Людмиле Черкашиной, генеральному секретарю фестиваля Ольге Цотадзе и другим. Я лично являюсь большим поклонником таланта Светланы Савицкой. Ее философские былины стали основанием для учреждения особой конкурсной номинации — "Быль".



ОТВРАТИТЕЛЬНЫ ЗЛОРАДСТВО, НЕНАВИСТЬ, ПОДЛОСТЬ...

— "Земля превращается в пыль, пыль уносится ветром, а ветер времени уносит людей. И только искусство остается вечно". С этим не спорили в Древней Греции, не спорят и сейчас. Какие книги не потеряли для Вас актуальности? Что читаете сейчас? Какие книги, журналы привлекли внимание? Какие фильмы?..
— Есть книги, которые для меня являются вечным откровением. Среди них: "Эмигранты" Алексея Тостого, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "Ревизор" Николая Гоголя, "Загадка Прометея" Лайоша Мештерхази, "Проклятые короли" Мориса Дрюона. И совершенно особые отношения меня связывают с древними классиками: с Гомером, Эврипидом, Эсхиллом. С удивлением узнаю массу нового из "Махабхараты". И Библию не устаю читать и находить для себя много нового. Конечно, прочитываю все, что публикуется в нашем журнале, а это достаточно большой объем текстов. Стараюсь быть в курсе литературных новостей. Читаю по возможности то, о чем говорят и спорят. Из того, что привлекло внимание в последнее время, отмечу книги Леонида Юзефовича, Евгения Степанова, Сергея Чупринина, Юрия Буйды, Алексея Слаповского... Смотрю много документальных фильмов. Предпочитаю исторические, философские. Больше всего привлекает в последнее время новое о законах Мироздания. В фильмах, как и в книгах, больше всего ценю талант.

— Почему человечество не прислушивается к добрым советам, не вчитывается в мудрые книги, не следует христианской морали, в конце концов? Ведь Слово, которое было в начале, учило добру и милосердию. Где оно?
— Знаем ли мы о том, учило ли Слово любви изначально? Или только пыталось подчинять людей некоторым канонам: "Не убий!" "Не прелюбодействуй!". Хотя в Ветхом Завете мы не слышим даже этого: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь". Думаю, что не все люди были созданы, дабы хранить Добро. И происходящие события в мире подтверждают это. Люди говорят друг с другом на разных языках, однако вещи, о которых они говорят, от этого не меняются.
Почему люди не прислушиваются к десяти заповедям? Могу ответить вопросом, таящим в себе ответ: "Зачем Богу вообще нужно было устанавливать заповеди?" Помните, как говорил Булгаков: "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?" У меня, как Вы сами видите, больше вопросов, чем ответов. Но иногда вопросы даже важнее ответов.
Тем не менее, подчеркну еще раз — мне отвратительны зло, ненависть, подлость. К сожалению, именно это царит в социальных сетях, в телепередачах, в газетах. Откуда столько злости в людях, мне трудно понять. Конечно, можно мечтать о всеобщей любви и благоденствии. Но я — не фантазер. Я — прагматик. Мир создан таким, каким мы его видим. А наша цель — сказать свое слово тем, кому дано нас понять.. Нужно воспитывать в людях чувство сопереживания, сострадания, милосердия. Надеюсь, что наш фестиваль этому содействуют.

— Как известно, мечты — это планы в уме, а планы — мечты на бумаге. Что нового в Ваших планах и мечтах?
— Планы у меня все те же: продолжать работу творческого фестиваля. Только все время думаю, что мало просто проводить симпозиумы и форумы. Надо делать что-то еще более значимое. Есть идея — объединить силы разных авторов и организаций в одном научном проекте. Вот сейчас размышляю над тем, как это воплотить в жизнь. Ведь между идеей и ее воплощением — бездна. Причем, не только мысленная, но и материальная, финансовая. Мы все время вынуждены отказываться от интересных предложений, потому что средств хватает лишь на немногое. Мечта — реально внести свою лепту в культуры России и Греции. Ищем поддержку.
Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить писательницу Людмилу Черкашину за помощь в издательстве журнала "9 Муз". Она — не только редактор, она — душа журнала. А скольких талантливых людей она привела на его страницы! Она отдает всю свою энергию и талант на благо журнала. Хотела бы также выразить благодарность редколлегии альманаха "Свой вариант", других уважаемых изданий за сотрудничество и дружбу с проектом "9 Муз".
"Плюс или минус — память сквозь знаки, сквозь зодиаки, драки и враки ищет ответы, не может найти. В небе далеком вдруг ненароком эхо пророка ветром с востока явится, Слово сжимая в горсти..."  Слово было, есть и будет. Слово писателей, которое обитает в книгах и звучит на фестивалях. Их сегодня много. И среди них — чистый голос фестиваля на острове Тинос. Этот голос напоминает о вечных ценностях. И пока звучат Музы, надежда на Чудо не умирает.

Беседу вел Владимир СПЕКТОР



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru