|
Материалы номера № 22 (279), 2017 г.
АНАТОЛИЙ МОЗЖУХИН
ОТ ГРЯДУЩЕГО ХАМА К ЧЕЛОВЕКУ БУДУЩЕГО
Анатолий Мозжухин — поэт, прозаик, лауреат и дипломант ряда конкурсов и литературных премий. Заслуженный машиностроитель Украины, академик Академии инженерных наук Украины. Член Межрегионального союза писателей Украины.
У родника мыслей
Сто лет тому назад известный русский писатель Дмитрий Мережковский написал популярную в те и в последующие годы брошюру "Грядущий хам". Рассуждая о будущем и предвидя развитие негативных процессов в обществе, он писал: "Бойтесь рабства и худшего из всех рабств — мещанства, и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и стал хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют,
– грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам...
Будущее — под нами, лицо хамства, идущего снизу — хулиганства, босячества, черной сотни — самое страшное из всех трех лиц".
Не зря боялся, судя по современному обществу.
В период опубликования "Грядущего хама" страна стояла на пороге грандиозных потрясений. И вскоре грянули Мировая война и Революция, изменившие весь уклад жизни не только рядовых обывателей, но и элиты общества.
Поэты Серебряного века: акмеисты, футуристы, имажинисты: Ахматова, Гиппиус, Гумилев, Мандельштам, Цветаева, Блок, Нарбут, Божидар, братья Бурлюки, Кручёных, Маяковский, Пастернак, Бальмонт, Петников, Северянин, Хлебников, Волошин, Есенин и еще сотни поэтов и художников горели желанием перемен. В этот период они написали свои лучшие творения.
Веселые и задорные, они не боялись пойти против милитаристских призывов Временного правительства, призывали к миру, публично читая антивоенные стихи. Они низвергали пороки старой культуры общества и прославляли новое человечество, связывая его с прогрессом ХХ века.
В 1916-17 гг. Велимир Хлебников опубликовал "Воззвание Председателей Земного Шара" (ПЗШ), горячо поддержанное многими поэтами Серебряного века и ставшего основой создания Общества ПЗШ — Правительства времени с императивом — установление мира на всей планете. В эти дни мы отмечаем его 100-летие.
Все разумные люди задумываются, что же на самом деле происходит в обществе, почему оно не живет в любви и согласии? Что или кто им управляет? Волюнтаризм отдельных личностей или природные процессы?
Есть естественные науки, постигающие закономерности природы и использующие их для службы людям. К ним относятся, например, физика, механика, медицина...
А есть "противоестественные" науки — это социология, политология, философия, теология, культурология, то есть общественные науки. Они изучают жизнь общества, созданного человеком.
Но так ли противоестественны, эти науки?
В социальной сфере, где работают обществоведы, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ (!) сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не делают человечество более счастливым, не ведут к миру и согласию. В итоге мы имеем войны и борьбу якобы прогрессивных идей. Всем управляют лицемерные политики. Всеобщее счастье остается несбыточной мечтой. Почему?
Уже есть значительный опыт использования технических наук в природной сфере. Так электросварка используется для соединения тканей в хирургии при лечении человека, благодаря химии создаются минеральные удобрения, повышающие урожайность растений и пр.
А Эйнштейн был как будто прав, когда говорил: "Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение и мир получит поколение идиотов". Но он не понимал, почему это произойдет!
А происходит это не только потому, что так хочет ВЛАСТЬ!
К сожалению, более привлекательные технические достижения вытесняют простое человеческое общение, отравленное социологической политикой, и мы наблюдаем размножение поколений людей, враждующих с братьями своими. Слава технарям? А люди не виноваты? Виноваты, но бессильны. К сожалению.
Социологи не смогли обеспечить в обществе мир и согласие, и такое же четкое взаимодействие его звеньев, как элементы в технике. В компьютеры тоже периодически попадают разрушительные вирусы, но антивирусные программы не допускают их "побед" над полезными свойствами машин. Они автоматически уничтожают вредителей. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира?
Не остановим эту агрессию — сами превратимся в животных.
Это колоссальная недоработка не только упомянутых обществоведов, но и педагогов, психиатров, психологов, юристов и ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КАК НАИБОЛЕЕ СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ.
Творчество — путь и средство
Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с первобытным обществом и остальным животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему. Сколько ручного и вредного труда взяли на себя автоматические производства!
Всего 185 лет (!) прошло с момента открытия Фарадеем электромагнитной индукции, а как изменился мир! Информационные и коммуникационные технологии с фантастической скоростью и точностью позволяют обрабатывать и доставлять любые массивы информации в любую точку нашей планеты.
Это укор обществоведам.
Наш замечательный философ Юрий Ротенфельд — профессор, доктор философских наук — мечтал стать врачом, но окончил машиностроительный институт, работал слесарем, электриком, конструктором, и в итоге стал философом с мировым именем. Его труды "Неклассическая диалектика", трилогия "Запечатанная книга", "Миссия Патриарха", "Законы истории: есть у революции начало", "Элементы новой идеологии", "Служение в современном мире", "Философия морали" рассматривают идеологию стран, прошедших через войны, но не пришедших к прочному миру.
Он задумывается, как использовать методы естественных наук для совершенствования наук общественных, чтобы получать реальный результат в человеческих отношениях. Он считает, что естествознание может помочь открыть исторические законы, влияющие на общественные отношения в будущем. Смелая постановка вопроса, но очень интересная.
Вот его мнение: "Поставив гуманитарные и социальные науки в один ряд с другими науками, устанавливающими закономерности природы, мы добьемся того, что рассудочное мышление поднимется на более высокую, разумную ступень".
Сколько на это понадобится времени? Войны происходят не по желанию простых людей. Войны — это самые страшные преступления. Их затевают владыки с целью захвата того, что принесет им доход, и посылают воевать детей простых людей, неимущих. Герои — это чаще всего жертвы чьих-то преступлений (не всегда, но очень часто).
Героизация войн в литературе — это неосознанное признание правомочности войн, которое еще и оправдывает тех, кто их устраивает.
Наши размышления и убеждения, наше прошлое и настоящее в значительной степени зависят не от нас самих. Но мы рассуждаем о будущем, о том каким хотим его для себя и для наших потомков.
Ученые, ни в области естествознания, ни в обществоведении, не изобрели катализатора мира. Катализатор мирного сосуществования людей, исключающий военное напряжение.
У электричества есть противоположности: "+" и "–", у магнита полюса N и S. Мы научились их использовать в своей жизни. У людей тоже есть противоположности: добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и алчность. Как их использовать на благо человечества? Как сделать, чтобы работник и работодатель, люди и владыки отказались от антагонизма и, служа друг другу, добивались удовлетворения интересов обеих сторон. Ротенфельд рассматривает технические противоположности в качестве аналогии к осмыслению не физических, а социальных процессов. Он отмечает, что при помощи рассудочного мышления гуманитарии никогда не смогут понять общество и прийти к взаимопониманию. Каков этот путь?
Тираническая форма власти — самая безнравственная — создала рабовладельческое общество.
Крепостническая — связана с ограничением, но не с исключением насилия.
Либеральная — обусловливает изменение социальных отношений для частичного перехода от эгоизма к альтруизму. Это уже революция, как переход от крепостничества к свободе. Но так ли это?
Известное нам эволюционное развитие общества не меняет по существу господствующую форму общественных отношений, которую формирует Власть, стремясь сохранить социальное неравенство, незаслуженные привилегии и безграничное богатство, опираясь на ложь и силу.
Сервистическая форма отношений, которую предлагает Ротенфельд (от английского слова service — служба) предусматривает альтруистическую ориентацию человеческой жизни каждого индивида. Это наиболее полное единство личного и общественного интереса, которое строится на основе отношений взаимного служения, а не взаимной борьбы. Ее особенность в том, что человек добивается своих личных целей не через господство над людьми на основе первых двух форм власти, и даже не на либеральных отношениях, а через служение обществу и окружающим людям. Предприниматель и работники — это не хозяин и слуги, а единая команда, работающая на удовлетворение потребностей друг друга и других людей. Дружно и с любовью к тому, что они делают для других и для себя. В своих статьях и книгах он подробно рассматривает эту проблему.
В постоянно меняющемся вокруг нас мире смысл служения должен не просто сохраняться, а быть императивом человеческих отношений. При этом сам народ становится катализатором мира. И тогда идея Велимира Хлебникова, начавшего создавать Правительство Времени в виде Общества Председателей земного шара (ПЗШ) с императивом мир, в противовес правительствам государств с их войнами, распространится не только на поэтов, которые первыми были ПЗШ, а на всех, кто примет этот императив как основу своей жизни.
Члены Общества ПЗШ и единомышленники, разделявшие их устремления, называли это игрой. Из-за этого к идее Хлебникова у части общества было снисходительное отношение. Ротенфельд считает, что между игрой и серьезным отношением к жизни вообще нет никакой разницы. Жизнь как игра, чем бы серьезные люди ни занимались, они всегда ставят своей целью победу, выигрыш (от слова игра). Но одни люди живут, строго соблюдая требования закона и морали, другие их нарушают. "Именно в этом скрывается причина того, что процветания часто добиваются совсем не те, кто его заслуживает" — считает Ротенфельд. И далее рассуждает: "Что же является главным в игре? Ответ зависит от того, какие цели мы преследуем. Для кого-то главным является альтруистически ориентированный их личный интерес, для другого, напротив, — его эгоистические личные или групповые потребности".
Мы сами должны определить цели и правила нашей "игры".
Любая политическая система государств состоит из лабиринта лжи, опирающегося на три основы успешного вранья: страх, холуйство и алчность, определяющие во многом истоки общественных отношений.
Главным признаком преуспевающего человека является наличие у него вполне конкретной цели, к которой он шаг за шагом стремится. Вот цель и определяет результат.
Наша цель
Не спешите меня осудить. Да, я наивный мечтатель. Хочу с точки зрения сегодняшнего дня неосуществимого. Но уж очень хочется, чтобы человечество не утонуло в потопе вражды и эгоизма. Какова же должна быть наша цель?
ЦЕЛЬ жизни человека должна заключаться не только в максимальной самореализации своих способностей, но и в служении всем окружающим, в благих делах на радость не только себе, но в первую очередь и другим, чистотой своей души пробуждать добро в душах других людей.
БЕССМЫСЛЕННЫМ и порочным, а, следовательно, и недопустимым должны быть все виды проявления эгоизма, алчности, насилия... Это надо сформулировать в виде Закона (может быть, пока Кодекса).
Знаю, наивно и неосуществимо, но я всегда был рабом Ответственности.
И нередко мне удавалось то, что другие считали совершенно невозможным. И не только мне. Аминь — Да будет так!
Для создания Нового Мира, о котором мечтали ПЗШ, потребуется много ума и терпения, самоотверженности и знаний, педагогических, культурных, юридических, медицинских... И любви. Учитесь любить, — призывают Председатели. Любовь — это "не свет, летящий издалека", писал третий ПЗШ Леонид Вышеславский, она многого требует от каждого и зависит от того "каков ты есть".
Каков ты есть, как ты живешь на свете,
такою будет и твоя любовь!
Это он говорил, видя как
Под грудой вседневных забот и вопросов,
под скрип друг на друга наплывших столетий
проходят и тащат свой скарб на колесах
богатой утопии нищие дети.
Продолжая эстафету Председателей, Леонид Николаевич указывал на запутанность человеческих отношений в наши дни
В них, кажется, все есть: компьютер,
мобильная связь, интернет,
а мир все еще не распутан,
а мира в нем все еще нет.
Вышеславский призывал своих единомышленников к объединению, зная, что и кажущееся несбыточным, и даже абсурдным, усилиями людей может осуществиться:
Верую: нам еще странствовать вместе…
Верую, потому что абсурдно.
Четвертый ПЗШ Юрий Каплан, испытывая негативные реалии жизни, верил, что и в этих условиях Любовь бессмертна.
Выбьют душу копытом и плетью,
выпьют жадно горячую кровь,
но бессмертно на тысячелетья
Праславянское имя — ЛЮБОВЬ!..
"Без Любви я мертв. Мне ничего не надо" писал он. С сожалением наблюдая деградацию любви и распущенность, Каплан — ПЗШ-4 — напоминал всем о целомудрии. "А бессмертные богини тем милей, чем недоступней".
Примечание: когда Хлебников назначал десятки Председателей, в числе которых были поэты, художники, летчики, дипломаты, их никто не нумеровал, и они никому свой титул не передавали. Нумерация возникла при передаче бывшим вторым Председателем ПЗШ Григорием Петниковым своего титула Леониду Вышеславскому, которому он подарил художественно обработанный корень с надписью "ПЗШ-3 от ПЗШ-2". Так Вышеславский по воле Петникова стал 3-м, а Каплан 4-м, но в этом есть доля справедливости, потому что все предыдущие ПЗШ, не считая Хлебникова, относились к этому как к игре. Они ушли из жизни, не прославившись организационными действиями для реализации целей общества ПЗШ и их пропаганды. Возможно, что это учитывал Петников, зная серьезное отношение Вышеславского к идее Хлебникова и надеясь на то, что он внесет оживление в "игру". Вышеславский в итоге "расширил штат" Общества наречением Юрия Каплана Вице-председателем и Анатолия Мозжухина Первым Знаменосцем ПЗШ. До этого знамени, описанного Хлебниковым в "Воззвании ПЗШ", не было, соответственно, не было и знаменосца. Теперь усилиями знаменосца у общества появились клейноды: знамя по описанию Хлебникова и Знак ПЗШ. Каплан под этим знаменем проводил все свои фестивали. Все члены Общества, состоявшего из 3-х человек, пропагандировали в прессе и на собраниях литераторов замысел Хлебникова.
После трагической гибели Каплана, не назначившего преемника, в штате Общества остался один знаменосец, вынужденный исполнять обязанности Председателя. В течение ряда лет он пытался уговорить поэтов избрать нового ПЗШ. Трудно сказать почему, но согласия по кандидатуре достичь не удавалось. Честолюбие, консерватизм мышления или политический конформизм, по моему мнению, были тому причиной. В конце-концов, самого Первого Знаменосца утвердили на международном фестивале в должности ПЗШ-5. Других кандидатов не было.
Но надо помнить и признать, что ОПЗШ уже по замыслу Хлебникова было международным явлением. Достаточно того, что Хлебников нарекал Председателями не только русских, но и представителей Китая, Индии и вообще людей разных национальностей. И сейчас у нас есть Знаменосцы за границей, в том числе в Германии и Израиле.
Наш выдающийся литературовед Светлана Скорик, поэт и литературный критик, была единственной из Знаменосцев, кто писал и публиковал на сайте материалы об Обществе ПЗШ, статьи и исследования о первых Председателях. Она разместила на нем Знамя и помещала его на своих публикациях, искренне разделяя идеалы Общества ПЗШ. Кроме нее, никто не сделал столько для возрождения легенды. Благодаря ее помощи и удалось поднять вопрос об избрании ПЗШ-5 на фестивале и тем спасти легенду от забвения и дать Обществу ПЗШ шанс на продолжение жизни с пользой для человечества. Учитывая это, я рекомендовал избрать ее сразу Вице-Председателем, а теперь, соблюдая историческую традицию, назначаю ее ПЗШ-6.
В написанной ею статье о любовной лирике Каплана она отмечает, как Юрий Григорьевич "проводит параллель с нашим временем, да и с любым веком: “Вы, делатели денег и карьер, — / достойные наследники Энея”, но для себя он выбирает совсем другое кредо: “А я твержу: любовь — всего главней. / Законов. Вер. Строительства державы”, потому что (и в этом еще один непререкаемый закон Любви!) “все, начатое нами без любви, / испепелится. Распадется. Рухнет”".
Творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его — в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которой невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров.
И миллионы людей, для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей.
Я не представляю себе счастья без творчества. Мне повезло, я общался со многими выдающимися людьми, истинно счастливыми творцами. Их нравственная жизненная моральная позиция многому меня научила. Так, например, выдающийся кинорежиссер Иван Александрович Пырьев еще в 1963 году говорил мне: "Учись быть гением добра в своем творчестве". Мои друзья, замечательные писатели Марина и Сергей Дяченко, в своей фантазии видят мир, в котором хотелось бы жить. Братья Стругацкие создали такой мир, в котором на первом месте — творчество, и есть образ Учителя, и все люди не просто равны, но одержимы любимой работой. Но сами признали, что, к сожалению, сейчас этот мир отодвигается от нас все дальше и дальше — великая теория воспитания, которая должна превратить Человека Потребляющего в Человека Творческого, до сих пор не создана.
Сами писатели, как бы они ни были талантливы, не могут сделать то, что должны делать государственные институты. Но это возможно только с нашей помощью.
С Вашими талантами, читатель, Вы тоже можете сделать очень много. Сейчас в 100-летнюю годовщину нужно максимально использовать средства информации для популяризации гениальной идеи создания Общества ПЗШ Велимиром Хлебниковым и роли его для совершенствования настоящего и будущего.
Если не мы, то кто же?
Что имеем
Политики и социологи знают, к чему приводят игры во власть. Американский психолог и психиатр Эрик Берн считает наиболее зловещими играми войны, к которым добавился сейчас терроризм. Поэтому формирование честной и доброжелательной личности, формирование добрых, дружеских, искренних взаимоотношений между всеми людьми всегда актуальны. Развивая идеи психоанализа и методы лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на "трансакциях" (действиях, направленных от чего-то к чему-то). В основе межличностных отношений трансакции могут иметь скрытую цель, и Берн тоже называет их играми.
Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок. В одном из этих состояний человек и вступает в контакт с окружающей средой, строя свои взаимоотношения с остальным миром, сталкиваясь с проблемами человеческого общения. Какими проблемами?
Обычно, в зависимости от нравственных и интеллектуальных особенностей индивида, используется одна из четырех упомянутых форм отношений: тираническая, крепостническая, либеральная или сервистическая. Людей с аналитическим умом и независимым мышлением по моей оценке до 2-х процентов. Их трудно обмануть. 60 % людей внушаемые, легко поддающиеся психотронным методам воздействия, остальные в разной степени внушаемы. Контроль над поведением людей осуществляется путем внедрения в их сознание идей, мыслей и представлений, с помощью массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации. Для этого используются СМИ, электронные устройства, харизматические лидеры, воздействующие на психику и другие методы. С их помощью человек превращается в послушного робота, способного на выполнение заданной программы, даже на убийство. Это способы зомбирования. Производится вмешательство в подсознание человека, формирование определенных представлений или целей. После этого человек выполняет соответствующие задания, не понимая, что подчиняется чужой воле.
Не выделяться даже в грязном месиве,
быть с краю — не на взлетной полосе,
оправдывать любое мракобесие.
И быть, как все, как все, как все...
Так определил состояние зомби поэт и журналист, Знаменосец ПЗШ, один из организаторов и руководителей Межрегионального союза писателей Владимир Спектор. Он, в частности, пишет: "Воплотится ли в реальную жизнь повсеместно сервистическая идеология, предложенная философом Юрием Ротенфельдом, покажет будущее. Пока что у нас нет весомых побед в ежедневных сражениях за совесть и порядочность, доброту и справедливость. Бои эти идут в душе каждого жителя Земли. Новая философия украинского ученого может помочь людям определиться с выбором". Ротенфельд уверен, что "сервистические отношения — ключ к пониманию будущего. Становление новых, все более нравственных общественных отношений, — это предусмотренный эволюцией способ гармонизации отношений между людьми, между человеком и природой. Взаимное служение в рамках социально-этичного рынка — вот на каких принципах должна быть основана идеология современных цивилизованных государств".
Именно это должны нести в жизнь не только Знаменосцы ПЗШ, но и все литераторы. Ученый считает, что "этот путь связан с формированием у представителей всех стран общечеловеческой идеи нравственности, которая должна быть осознана каждым человеком и каждым народом на уровне его национальной идеи. Кратко ее можно сформулировать в виде следующей парадигмы: "Жизнь — это служение". И еще: "Новая форма разумного конкретно-всеобщего диалектического мышления и опережающее воспитание помогут понять, как соединить личные и общественные интересы, как атмосферу вражды и ненависти трансформировать в атмосферу доброжелательности и любви, как достигнуть такого синтеза".
Это первоочередная задача Знаменосцев ПЗШ и сторонников идей ПЗШ. Именно сервистическая, как никакая другая форма общения, наиболее полно гармонизирует отношения между людьми, между частными и общественными их интересами. Именно она может и должна стать катализатором мира.
"История общества есть поиск гармонического синтеза между природным стремлением, обязывающим человека заботиться о своем собственном благополучии, и моральным стремлением, накладывающим обязанности по отношению к другим людям".
Но поиск этот пока безуспешен и то, что мы сейчас имеем, Спектор видит наоборот:
Каждый видит лишь то, что хочет.
Каждый знает лишь то, что умеет.
------
Важен только свой маршрут
над полями, над вождями,
что пришли и вновь уйдут.
------
Уходит время бескорыстных песен,
все реже слышно: "Друг, товарищ, брат"…
Все чаще: неудачлив, значит — честен,
зато нечестен — выгодно богат...
------
Все меняется — пьесы и роли,
превращая диезы в бемоли,
вызывая то плач, то смех.
Но, как прежде, манящий грех
вновь находит в постели у власти
не свободу, а призрак счастья.
Трудно не согласиться с тем, что "отношения служения — это тот единственный мост, который способен соединить частный интерес личности, групповой интерес нации или этноса с общечеловеческим интересом". "Нужно формировать Нового человека, который научится воспринимать мир не как безжалостную борьбу всех против всех в условиях тотальной ненависти, а как соревнование, протекающее на основе взаимного и вознаграждаемого служения". Нужно! Но как? Есть желание, но нет механизма. Давайте искать такой механизм.
Для формирования Человека Будущего необходимо определить его сущность. Смысл жизни Человека Будущего должен заключаться в совершенствовании этой жизни, в стремлении к достижению всеобщего Счастья на основе Правды с помощью Наук и Искусств, при этом Творчество является основным элементом фундамента счастья.
Все произведения искусств должны и могут быть ориентированы на то, что каждый человек должен быть счастлив, СМЫСЛ ЖИЗНИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОБРА И ЛЮБВИ, а любое антисоциальное поведение недопустимо и неприемлемо. КАТЕГОРИЧЕСКИ ДОЛЖНЫ ПРЕСЕКАТЬСЯ ПОПЫТКИ ПРОПАГАНДЫ НАСИЛИЯ И ВРАЖДЫ, НАЦИЗМА, ЗАВИСТИ, ЗЛОРАДСТВА, А ТАКЖЕ ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ КАК ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. Без ложного понятия о цензуре везде должны быть "антивирусные" фильтры, не допускающие деградации человечества.
Заключение
Тема эта требует продолжения до создания Государственной программы. Я назвал ее "гомосапиенсизм". По Ротенфельду — это, видимо, "сервистизм".
Хотелось бы надеяться, что эта публикация положит начало походу Призрака Счастья, который "побредет" не только по Европе. Я в это верю.
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так...
Как? Давайте сформулируем смысл жизни человека, достойного называться действительно разумным, в форме Закона — и попробуем привить его другим. Это сверхзадача всей нашей деятельности.
Сейчас надо сделать следующий шаг:
– создать Программу "приземления" Легенды, рожденной Велимиром Хлебниковым, начав с перечня реальных дел по реализации императива Общества ПЗШ — мир;
– сформулировать Смысл жизни Человека Будущего.
Он должен зиждиться на основе Идеала Счастья и включать:
– красоту человеческих отношений;
– роскошь общения;
– умение красиво преподносить свои чувства.
Это должно базироваться на Кредо — основе мировоззрения человека:
– ни слова лжи; (хотя бы минимум лжи, зависти, злобы, злорадства)
– во всем вини себя;
– только безупречная работа (высококачественная) имеет смысл;
– ответственность и надежность.
Важно определение своей альтруистической роли в этой работе:
– в совершенствовании своей личности и характера;
– в максимальной самореализации способностей и талантов;
– в бескорыстной любви к ближнему и дальнему.
...Обновить, как блюдо на столе,
небо, землю, воду, времена...
Чтобы было больше на Земле
счастья, чтоб закончилась война.
Сделать всем прививку доброты,
чтобы антиподлость, антизлость
были с антизавистью на "ты",
чтобы пелось, елось и жилось,
как мечталось людям на Земле,
где щедрот не меньше, чем забот,
где лежит, как блюдо на столе,
взорванный войною небосвод.
(В. Спектор)
Любой человек достоин и похвал, и порицания за разные свои поступки, но итог жизни складывается как средне арифметическая всех его действий, оцененных другими людьми со стороны. Здорового человека всегда волнуют вопросы: что о нем думают другие, как он выглядит со стороны, как к нему относятся, что в нем ценят, а что не любят. И по этим оценкам он корректирует свое поведение, свою личность, стремясь достичь любви и уважения окружающих единственным путем: стать достойным этого. Это нормальное здоровое честолюбие. У каждого человека, кроме хорошего мнения о самом себе, есть и несомненные достоинства. Ищите их у людей и цените их по достоинствам, а не по недостаткам. Научите себя искренне любить и уважать людей за все хорошее, что в них есть. Секрет искусства нравиться другим заключается в умении по настоящему искренне любить их, радоваться каждому их успеху и ценить каждое достоинство.
Я не согласен с общепринятой трактовкой морали басни Крылова "Кукушка и Петух". Я вижу в ней прямо противоположное. Это очень хорошо и нормально, когда "Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку". Они — молодцы! Так и должно быть! Человек, удостоившийся похвалы, будет стремиться к еще большему совершенству, чтобы заслужить новую похвалу. Это стимул к прогрессу. Не уставайте твердить людям о значимости их достижений и талантов, относитесь к ним, не умаляя их достоинств, и мир изменится.
Люди оценят ваше отношение к ним и отблагодарят вас тем же. Конечно, здесь не исключается, что настоящий друг всегда предупредит, если заметит недостатки, и обратит на них внимание. Только сделает это не прилюдно и в тактичной форме.
Обычные люди, как правило, не ждут от вас критики. В первую очередь они ждут понимания и похвал за то, что им кажется значительным в их деяниях. Проявите внимание к их достижениям, присмотритесь, что они считают предметом своей гордости и за что рассчитывают на одобрение. Дайте им то, чего они ждут (и я уверен, заслуживают) — и вы им друг, а они — вам. И вы вознаградите себя массой интересных общений и дружелюбным окружением. Антуан де Сент-Экзюпери считал вообще единственной роскошью — роскошь человеческого общения.
Закончу, напомнив слова В. Хлебникова из Воззвания Председателей Земного Шара:
Только мы, свернув ваши три года войны
В один завиток грозной трубы,
Поем и кричим, поем и кричим,
Пьяные прелестью той истины,
Что Правительство земного шара
Уже существует.
Оно — Мы.
И на нас лежит ответственность за судьбу мира. На Земле можно сделать Рай.
(Автор выражает благодарность Ю. А. Ротенфельду, В. Д. Спектору, С. И. Скорик и А. П. Юрченко за помощь в подготовке этого материала.)
Иллюстрация: П. Филонов
| |