Материалы номера № 31 (288), 2017 г.
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ: РЕПОРТЕР ВРЕМЕНИ
Вознесенский — после болезни — говорил шепотом. Очень тихо. Но было все понятно. Заболев, он стал абсолютно похож — в моем представлении — на поэта. Даже более, чем в годы юности, когда не жалел собственного горла. Репортер времени. Пророк. У него были детское лицо и твердая рука. Однажды я сказал ему: лицо поэта — ваше лицо — это тоже поэзия. Он изумился: «Вы так считаете?». Вознесенский всегда удивлял. Скорость, с которой поэт, точно ежедневная газета, отражал происходящие события, поражала. Мобильники, Интернет, дартс, ОРТ, НТВ, олигархи, Чулпан Хаматова, Шнур, Киркоров, Фрадков… все это атрибуты и герои поэзии Вознесенского… Зачем он это делал, возможно, напоминая кому-то ребенка, играющего в слова, как в игрушки? Вознесенский понимал: скучно и занудно — не значит профессионально. Будучи профессиональным артистом, ветераном эстрады, он знал, как привлечь к себе внимание, как начать разговор на доступном современнику языке, чтобы потом сказать о главном — о душе. И тут поэт показывал обывателю его самого, как честное и порою нелицеприятное зеркало.
В нас Рим и Азия смыкаются. Мы истеричны и странны. Мы стали экономикадзе Самоубийственной страны.
Картина не радужная. Такая — какая есть. Иногда Вознесенский отказывался от жаргонных и бытовых словечек, как бы забывая о том, что нужно обязательно привлечь внимание, и говорил, вспоминая, что «поэт небом аккредитован», как настоящий парнасец. «Хищный глазомер» с годами не давал осечек.
Как палец, парус вылез. И море — в бигуди. И чайки смелый вырез у неба на груди.
Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приемы — усеченная строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жестких границах одного стихотворения, его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурался и более привычных ямба и хорея… Об этом многое сказано, остается напомнить: о Вознесенском написано, наверное, не меньше, чем написал он сам. В чем его только не обвиняли! Хулители как бы не замечали, что самые жесткие оценки поэт уже вынес себе сам, называя себя то представителем плебса, то и вовсе, прости Господи, подлецом. Одно из характерных произведений поэта — «Озеро жалости». Это стихотворение — как бы квинтэссенция позднего Вознесенского. Здесь есть все: и непревзойденная наблюдательность («Сплющен озера лик монголоидный»), и звук, и ритм, и главное — гуманистическая позиция. На то Вознесенский и поэт, что при всем своем авангардизме (на мой взгляд, условном) он был (и остается!) художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшем о том, что одно из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского. Он верил в будущее страны: «Входят неворующие / Русские новейшие!» — и в нас, современников: «Темнеет. Мы жили убого. / Но пара незначащих фраз, / но белая роза бульдога, / но Бога присутствие в нас»… А я верю, что Андрей Вознесенский в раю. И жалеет нас, бедных и несуразных жителей Земли.
Евгений СТЕПАНОВ
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ТЕРЯЮ ГОЛОС 2002 1
Голос теряю. Теперь не про нас Гостелерадио. Врач мой испуган. Ликует Парнас — голос теряю. Люди не слышат заветнейших строк, просят, садисты! Голос, как вор на заслуженный строк садится. В праве на голос отказано мне. Бьют по колесам, чтоб хоть один в голосистой стране был безголосым. Воет стыдоба. Взрывается кейс. Я — телеящик с хором из критиков и критикесс, слух потерявших. Веру наивную не верну. Жизнь раскололась. Ржет вся страна, потеряв всю страну. Я ж — только голос… Разве вернуть с мировых свозняков холодом арники голос, украденный тьмой Лужников и холлом Карнеги?! Мной терапевтов замучена рать. Жру карамели. Вам повезло. Вам не страшно терять. Вы не имели. В Бюро находок длится дележ острых сокровищ. Где ты потерянное найдешь? Там же, где совесть. Для миллионов я стал тишиной материальной. Я свою душу — единственный мой голос теряю.
2
Все мы простуженные теперь. Сбивши портьеры, свищет в мозгах наших ветер потерь! Время потери. Хватит, товарищ, ныть, идиот! Вытащи кодак. Ты потеряешь — кто-то найдет. Время находок. Где кандидат потерял голоса? В компре кассеты?.. Жизнь моя — белая еще не выпущенной Го , горе! Р you, м м ос те ю!
3
…Ради Тебя, ради в темном ряду белого платья руки безмолвные разведу жестом распятья. И остроумный новоосел — кейс из винила — скажет: «Артист! Сам руками развел. Мол, извинился». Не для его музыкальных частот, не на весь глобус, новый мой голос беззвучно поет — внутренний голос. Жест бессловесный, безмолвный мой крик слышат не уши. У кого есть они — напрямик слушают души.
|