|
Материалы номера № 32 (289) ,2017 г.
ПРОХОДИТ ЛЕТО
Ольга Ефимова — поэт, прозаик, литературный критик. Родилась в Москве. Окончила экономический факультет МГПУ по специальности «Менеджмент в сфере образования». С 2014 года посещает поэтический семинар С. С. Арутюнова в Литературном институте им. А. М. Горького. Ранее занималась в литературной студии «Жизальмо» под руководством Т. М. Котеневой-Громан. Участвовала в фестивале литературных студий Москвы в музее В. В. Маяковского (2014). Публиковалась в альманахах «Пегас», «Золотое сечение», журналах «Дети Ра», «Цветные строчки», «Зинзивер», «Зарубежные записки», в газетах «Литературные известия», «Поэтоград». Живет в Москве. Член Союза писателей XXI века.
* * *
Застыв на распутье В смущеньи глубоком, Ты чешешь затылок, дороги кляня: Направо пойдешь — не воротишься к сроку, Налево пойдешь — потеряешь коня. Одна — через кладбище, в ямах — другая… Как висельник, весел, как облако, бел, Стоишь, лихорадочно лоб утирая: «Уж лучше: Шаг вправо, шаг влево — расстрел».
* * *
Ни одного цветущего дерева Вам не спасти, Любовь Андреевна. …Как некстати в доме затеян бал! Изнывали скрипки, рояль стонал… На закате — крах. Тихо плакал брат: C молотка ушел белоснежный сад. Щепки летели, стучал беспощадно топор. Вишни срубили. Раневская едет в Париж. Не успокоил с нелепым студентом раздор. Парень был прав. За кордон от себя не сбежишь.
* * *
Посыпался дождь, как студеный стеклярус. Чернел небосвод одеяньем вдовы. Сырого зонта неприкаянный парус Швырнуло на рифы чужой головы. Как волны прохожих Осанкой похожи: Остаточно живы, частично мертвы… …Лежит на бульваре ноябрь толстокожий Седым покрывалом пожухлой травы.
* * *
В утренних сумерках Первого дня сентября Дикие утки, крича, Прилетели с ночлега Шумными стайками К озеру сонному вспять. Жирная кряква — Желанный трофей человека. Утки снижались — кружа, Подгоняя птенцов… Стоя по грудь в камышах, Мужичок в камуфляже Целился влет, Повернувшись к восходу лицом. Грозный патрон Мелкой дробью свинцовой заряжен. Старый охотник Нажал на крючок спусковой (Воздух студеный Был грохотом выстрела вспорот): — Знатный самец! И приклад от плеча оторвал. Селезень сбитый Упал на открытую воду. Белый туман Оседал над низиной, клубясь. Топкого берега вязь Пробудив от дремоты, Осень шагнула, От сырости мутной трясясь, В пасмурный день Первой крови сезона охоты.
* * *
Чао, бамбино. Опущены взгляды. Днище бутылки. Ведерко со льдом. Свитер в полоску. Манжеты помяты. — Сдачу оставить? — Не надо. Пойдем. Чао, бамбино. Ты — римская фреска. Светлого лба полумесяц высок. Крашеный черный — готически резок. Прядь вороная легла на висок. Чао, бамбино. Под матовой лампой Копии ранних полотен Монэ. Дым сигарет. Как почтовые штампы, Серые тени на бурой стене.
* * *
Дождь. Сумерки. — Погоди! Под сводами чебуречной Мы, словно сычи, сидим — Суровые чет и нечет. Твой байховый чай допит. В зрачках, ядовито-черных, Коррида, где кровь кипит Быков и тореро конных. …А хочешь, рванем туда, Где в ярких лампах — липы стриженые? Грызя золотистые «крок-мадам», Глаза б твои баловать Парижем… Блеснули очки: — Малыш, Без денег да на ночь глядя Какой, блин, тебе Париж? Сидишь на одном окладе! Стихов твоих «звонкий ямб» Не сделает нас богаче… …Бреду в одиночку я К метро, как старая кляча. На кухне, захлопнув дверь, Бутылку «White Horse» — до капли. Ты спишь. А загнанных лошадей Пристреливают. Не так ли?
* * *
Лужи. Углы. Бросает в дрожь. И прямо по лбу — дождь. Капля. В дробинке спрятан След Ремня сыромятного. Со всех сторон, Куда ни пойдешь, По лбу озябшему — Дождь.
* * *
Ножницы режут атлас. Новостройку сдают. Голос прораба поведал об этом досрочно. Рядом избенка. Щетинистый, злой неуют Скачет по скатерти, будто лягушка по кочкам. Давеча в темной кладовке повесилась мышь. Встали часы, родовое гнездо опустело. А за оконцем дрожала дремотная тишь, Мехом песцовым укрыв обнаженное тело.
СИНДРОМ БРОДСКОГО
…а И.Б. в СПб не вернется. Покрытый коростой, в грязно-белых тонах цепенеет Васильевский остров, облупился фасад, затяжною зимою обглодан, и в колодцы дворов небеса льют сердитую воду. Ледяною крупой осыпает унылую стрелку, что за полдень такой — все утихло, застыло, померкло. Разводные мосты изогнулись, как вспухшие вены. В торжестве немоты я иду, созерцая лепнину на стенах. Двадцать зим пронеслись, муть Невы суматошно вдыхая, серебристая слизь на решетках мостов оседает; Время скорбно трепать патлы сизые встречному ветру и чеканить стихи, подражая покойному мэтру… …как десятки других, кто сырым январем околдован, и сидит по домам и строчит оголтело, кондово, громоздит словеса, обезьянит, вчитавшись в лекало… Поколение next под его обаянье попало. Каждый третий поэт, шепелявый, прокуренный модник, норовит сочинить непомерно растянутый дольник. И плевком на снегу я теряюсь в сплетении улиц. — Так и надо тебе! Злое марево вдруг всколыхнулось. Словно по лбу щелчок угрожает разрывом шаблона: видит мокрый зрачок всем известный портрет удивленно; Впору дать драпака, запахнув из лисицы шубенку. Бледнолицый фантом ядовито смеется вдогонку. Роковые черты проступают сквозь липкую дымку: в кресле мягком сидит с полосатым котенком в обнимку и качает ногой, от скрипучего смеха икая: — Ха-ха-ха… эпигон… Поздравляю тебя, дорогая! Что есть бродскость? Пиши: обжигай, словно молотый перец, полы страстной души запахни, как тряпье — отщепенец, и природу любви отрицай, по возможности, резче. Заруби на носу: постоянны не люди, а вещи. Прикасайся к вещам, осторожно прикладывай руки, из рояля нутра извлекай не аккорды, но звуки; как чулан бельевой, барахлом в перспективе набитый, начиняй бытие до отказа предметами быта. Материальный объект, до сих пор находящийся рядом, устарев, обветшав, понемногу становится внятным; вопрошая, внимай — заполняя пространство напротив, собеседник немой отзовется шершавою плотью. Красота — идеал, среди нас достижимый едва ли. Совершенный никто, суть единства с другим отметаю и старинный романс, близкородственный волчьему вою: рядом — я и другой, понимаешь, нисколько не двое. Стереги свой покой, в угол, в комнату, скальную нишу никого не впускай а впустив — придвигайся поближе; человечьим теплом пропитайся и — набело, снова - нашпигуй пустоту специфической формою слова. Что касается слов, по строкам чтоб резвились предлоги — беспокойно — прыг-скок, как в индийских лесах — бандер-логи; переносом строфу, как свечу из душистого воска в середине согни, налепив этикетку — by Brodsky. Существительных ряд пусть каблучит холодную самбу и блудливый хорей торопливо сливается с ямбом. прежде, чем сей позор начеркать синей пастою склизской, не забудь прочитать пару ветхих томов моего пресловутого списка. Берега бирюзы провоняли морскою капустой; стилизаторов тьма римский профиль скульптурного бюста возвела в абсолют и сиротство — в полвека длиною. Взбудораженный люд одолела идея — быть мною… Откусить от коржа тщатся ваши противные рожи: так легко подражать, повторить — ха-ха-ха… невозможно! Пародистов толпу умоляю отчаянно: замрите!.. …а И.Б. в СПб возвратился. Но в бронзовом виде. Неохотно утих, растворяя полуденный морок, жесткий, бисерный снег. Я стою, словно скальпелем вспорот хлипкий, взбалмошный мозг — хоть ступай в пельменную квасить, слезы втаптывать в мост, завершая печальную басню. За плечами — пейзаж, примиренный, прозрачный, спокойный, словно Эмпайр-стейт поклонился Ростральной колонне. Из-под розовых век я смотрю на витые аркады, и грудину жжет стыд, как обширный инфаркт миокарда.
* * *
В темной кухне села, хрустя галетой, но, запив сухарь молоком холодным, не зеваю сладостно и дремотно. Шмыг — во двор: в кустах соловей поет. За стеной лениво проходит лето, ночью дивной, сказочной — на Купалу — кислорода в воздухе адски мало: городам до фени солнцеворот. Я стою — бесплодной, колючей веткой. где-то спят полынь, зверобой, крапива, горло жжет июнь — он, как сидр, игривый, и тягуч, как первый цветочный мед. Прилипает к телу короткий хлопок, под ногами — будто шипящий уголь. В наших диких, серых, бетонных джунглях — вот те на! — слыхать соловьиный свист! Где-то пляшут пары — веселый топот… У меня на сердце — чужой, далекий: взгляд — острей полевой осоки, роковой, сверкающий аметист. Он высок — воинственный горный тополь, ниспадает прядь серебром черненым на упрямый лоб — трепещите, жены!.. Словно барс голодный, жесток и быстр. Речь груба — глухой камнепада грохот, ворожит улыбка ночным туманом: кто хоть раз пригубит — печально канет, как венок увядший — в глубокий плес. — Приходи! — свербит потаенный морок. Мне б в плечо уткнуться, вдыхая запах, и обнять — порывисто, косолапо, чтоб схватил — и в темную даль унес. Голубая полночь качает город, соловья скрывая в кустах зеленых, и грозит с небес голове склоненной кулаками бледных, высоких звезд.
* * *
снился мне дом — бревенчатый пятистенок, новая жизнь сухих, золотистых сосен. пахло смолой расплавленной, свежей стружкой. крашеный пол ступням отдавал прохладу. я на крыльце стояла: — опять босая! — ты восклицал трагическим баритоном. увещевал: — дружок, не ходи разутой, тапки надень хотя бы — везде опилки! грубую доску жгла седина стальная, твердь превращая в тонкий резной наличник, кружево дома — чудный узор славянский: пара коней влекут за собой светило. и времена смешались в руках умелых: пело, гудело, звонко меняло форму теплое древо — символ пути земного. я улыбалась: — оберег наш могучий… под васильковым небом — канун июля. над головами — густо-шафранный полдень. ты закивал: — и правда… как в русских сказках… …смилуйся, Боже правый — даруй мне это.
______________________________________ Иллюстрации: М. В. Якунчикова, А. Е. Карев
| |