|
Материалы номера № 13 (321), 2018 г.
Евгений Степанов Книга стихов из серии «Авангранды» «Империи»
М.: «Издательство Евгения Степанова», 2017
Плевать на деньги и понты (в сокращении)
В подавляющем большинстве степановские стихи — довольно плотный настой высоких и низких истин вперемешку, обрамленный простыми, хоть и изобретательными рифмами, не чурающимися просторечия. Разглядеть высокий трагизм в «Империях» порой сложно: лирический герой словно сошел с последних, «юмористических», страниц советских литературных журналов. Он, не забывая комически сокрушаться о себе, бесконечно подтрунивает над собой и если изливается, то на грани «детской» поэзии. Для безусловной классики у поэзии сатирического запала вечно не хватает отстраненности и даже холодности к бытию, интонации не коммунальной и площадной «любви-ненависти», но хотя бы приблизительного субъектного равенства человека и мира. Как избыть в себе стихи «человека толпы», никогда не являвшегося самим собой, никогда не знавшего, как ее покинуть, толпу? Да и есть ли предел у толпы, чтобы к нему устремиться? Постсоветская рутина москвича, «крутящегося ради денег», безотрадна и пуста, и сами стихотворения такого «живчика» часто выглядят беглыми заметками на полях, нежели наследием, оставляемым потомкам:
будильник — злее, чем угро – кусок бекона вонючий свальный грех метро контора зона
Однако за строками неопровержимо стоят горькие истины. Если вслушаться, за обилием цветаевских тире и восклицаниями, коротким дыханием, хозяйственно-дневниковыми охами-вздохами изнывающего в пробочной пассажирской давке проступает ужас барачного мальчика перед страной, готовой пожрать его:
эти вечные страхи точно красный террор каждый день как на плахе ждешь и ждешь приговор
– такое самоощущение обращается в мандельштамовскую манию преследования почти незамедлительно:
Власть это пасть оскал чекиста
– и т. п., но природа подобного испуга (физическая и моральная опустошенность дрязгами жалкой литераторской среды) ясна, но если она побуждает вписывать себя в экзистенциальную драму, то слава ей, поскольку именно так и меняется и масштаб видения сегодняшней российской трагедии:
бежать — отсюда — от себя себя — сегодняшнего — даже вчерашнего бежать тогда — и смерть сейчас — и — смерть смерть — это жизнь здесь — так
– наиболее значимо в этом взбаламученном эскапизме — «здесь», символ Родины. Травма героя, его щенячья «радость выжившего» и пичужий страх неминуемых бедствий — из юности. Сила репрессивного аппарата, государственных карательных институций воплотилась в давнем деянии, когда за написание палиндромных и заумных текстов поэт оказывается в областной психиатрической больнице:
Решетки на оконной раме И — сквозь решетки — чуткий луч
Он, исследователь «луговой латыни, потомок травы и ольхи», с непередаваемым ужасом видит войну как потоп, изничтожающий смыслы, и отвергает ее. Да, он солдат, но иных — не галицийских — кровавых полей. Верный мистическим откровениям вековой давности, провидит о Родине так:
Не знаю — может быть, и голь мы, Потертые у нас порты. Быть русским — значит с колокольни Плевать на деньги и понты. Быть русским — делать то, что можем, Пахать, творить, молиться, петь, И быть счастливым в храме Божьем, А вне — терпеть.
Может быть, именно так происходит внутренне непреклонное отречение от золотого тельца, вскормившего эпоху, возвращение к заветам пращуров, ждущим каждого покинувшего Отчизну блудного сына? Может, так улучается сквозь решетки «обстоятельств непреодолимой силы» — луч Истины, «человечества-Христа», попавшего в плен греха? Возможно.
Сергей АРУТЮНОВ
| |