|
Материалы номера № 4, 2010 г.
«ОЛЬГА, ЗАПРЕТНЫЙ ДНЕВНИК»
К столетнему юбилею Ольги Берггольц в Санкт-Петербурге приурочили презентацию творческого проекта «Ольга. Запретный дневник». В мае в театре «Балтийский дом» прошли в рамках проекта два премьерных спектакля (режиссер – лауреат Государственной премии РФ Игорь Коняев, автор сценария – режиссер, педагог Елена Черная, актриса – народная артистка России Эра Зиганшина). Режиссер Игорь Коняев говорит, что актриса Эра Зиганшина, исполнительница главной роли – самой Ольги Берггольц, смогла выступить перед зрителями в намеченные дни, несмотря на серьезное заболевание, так важно было для всех авторов спектакля показать его зрителям именно в день рождения поэтессы. Следующие спектакли «Ольга. Запретный дневник», по словам Игоря Коняева, пройдут в ближайшее время: в ноябре.
В мае же в магазине «Буквоед» на Восстания и в Музее А. Ахматовой («Фонтанный дом») состоялись презентации одноименного сборника (издательство «Азбука», составитель – петербургская писательница, лауреат премии им. Н. Гоголя Наталия Соколовская). Значение такого культурного события, как представление зрителям и читателям этого проекта, трудно переоценить, настолько значимым, актуальным и в чем-то поистине долгожданным он представляется.
Как сказал на презентации Игорь Коняев, подробное знакомство с творчеством и биографией Ольги Берггольц стало для него и открытием, и даже, во многом, духовным потрясением. До начала работы над этим проектом поэтесса представлялась ему скорее отвлеченным понятием, символом советской героической поэзии, поэтом, служившим советской идеологии. После прочтения материала, который принесла режиссеру вдохновитель проекта Наталия Соколовская, появилась другая Берггольц, уникальная, неповторимая личность, степень личной трагедии которой невыносима. Смелая, страстная, откровенная женщина, стоящая особняком от всего, что представляло в свое время официальную советскую литературу. Режиссер признается, что попытался воссоздать не столько биографию поэтессы, сколько написать Житие этого необыкновенного человека.
И. Коняев отметил, что создание проекта, посвященного Ольге Берггольц, может быть, стало только маленьким шагом в деле ликвидации белых пятен в российской культуре, ведь сколько еще таких же уникальных личностей, наверняка, по мнению режиссера, существует, о которых мы ничего не знаем или знаем очень мало и к тому же в извращенном, не полном или неточном виде. И. Коняев выразил надежду, что, может быть, скоро появится настоящая биография О. Берггольц, основанная на достоверных документах, которые авторам проекта удалось добыть из запасников Пушкинского дома, у наследников поэтессы, в архивах КГБ (доступ к последним получили только в прошлом году).
Выбор актрисы Зиганшиной на роль Ольги Берггольц тоже представляется не случайным. Во-первых, она внешне очень похожа на Ольгу Фёдоровну. Кроме того, она давно мечтала создать на сцене образ Марины Цветаевой. И, если говорить об Ольге Берггольц, то та, по мнению Наталии Соколовской, вряд ли знала о такой поэтессе, как Цветаева, хотя дружила и помогала Анне Ахматовой. Но, несмотря на это, многие строки ее любовной лирики, звучат с цветаевской страстностью и откровенностью. Наталия Соколовская считает, что Николай Молчанов был для Берггольц тем же, кем был С. Эфрон для Цветаевой.
Сборник составлен из дневников Ольги Берггольц 39, 40, 41, 42, 49 годов, времени «жестокого расцвета», как говорила сама поэтесса, имея в виду необыкновенный взлет своего творчества, а также стихов самой поэтессы, абсолютно новых материалов и фотографий из перечисленных выше источников и воспоминаний о поэте.
«Как трудно, как невозможно жили мы…» Это слова Ольги Фёдоровны Берггольц. Смысл этих слов с ужасающей ясностью понимаешь, только начиная читать дневниковые записи поэтессы. Как тяжело переживала она замалчивание правды об истинном положении Ленинграда во время блокады тогдашним политическим руководством города во главе со Ждановым. Наталия Соколовская убеждена, что блокадный Ленинград стал ареной борьбы зла и зла между собой, имея в виду Сталина и Гитлера, когда один хотел стереть город с лица земли, а другой запрещал говорить о том, что в осажденном Ленинграде люди умирают от голода. Приказывалось называть другие причины. «И это называлось – «Мы готовы к войне». О, сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!» – пишет Ольга в своем дневнике. Командированная в 42 году в Москву, находящаяся уже на грани истощения и гибели, Берггольц открывала глаза своим коллегам на московском радио на то, что происходит в ее родном городе, а те признавались, что ничего не знали.
Каким ударом стало для поэтессы, когда после войны пытались сделать политическое дело из противостояния Москвы и выжившего и почувствовавшего свое самостояние Ленинграда. Из него вытравляли его «столичность», сфабриковав печально известное «ленинградское дело», к которому готовы были уже притянуть и Ольгу Фёдоровну. Уже в 45 году ее упрекали в том, что она слишком много пишет о блокаде. В 49-м разрушили Музей Обороны Ленинграда, а с его создателем Ниной Нониной Берггольц тесно общалась. Этот разрушенный музей стал только первой жертвой «ленинградского дела». Лишь в 89-м году его реабилитировали, и жители города до сих пор несут в него свои бесценные реликвии.
На майской презентации показали также фильм Сергея Ларенкова «Блокадный альбом. Лакримоза». Автор фильма создал уникальный проект, сняв улицы города в наши дни с тех же самых точек, с каких они были сняты блокадными операторами, так что, словно по волшебству, зрители перенеслись в тот Ленинград, где жила и создавала свои стихи Ольга Берггольц. Грандиозный эффект, созданный талантливым человеком.
Авторы проекта высказали свое мнение, что наконец-то гробовое молчание о поэтессе Берггольц снято, что город отметил ее юбилей весьма достойно, упомянув, в том числе, программы на телевидении, такие, как фильм «Блокада: эффект присутствия» (режиссер Алла Чикичева) и другие. В ответ на вопрос, будет ли телеверсия спектакля «Ольга. Запретный дневник», Игорь Коняев ответил, что работа над проектом отняла много сил, в том числе душевных, эмоциональных. Да и спектакль надо еще поиграть. А в отношении того, есть ли в планах у театра создание спектаклей, посвященных еще каким-либо известным людям, режиссер посетовал, что деньги на создание подобных проектов сейчас дают «под дату», так что надо дождаться очередного юбилея. Хотя, с огорчением признался Игорь, юбилей А. П. Чехова в Петербурге, можно сказать, не прошел никак. Ни одного заметного события, сколько-нибудь привлекшего внимание зрителей и читателей к имени великого русского писателя и драматурга. А ведь в этом году 29 января А. П. Чехову исполнилось 150 лет!
В сборник, среди прочих, включено стихотворение, которое Ольга Берггольц посвятила Е. Л. Шварцу. Она заканчивает его такими строками: «На что бы совесть оперлась, когда б Вас не было меж нами?!» Так открыто и щедро подарившая нам себя в своих ошеломляющих дневниках, поэтесса (можно с уверенностью сказать об этом!) станет опорой для многих в их личных переживаниях, в разговоре с собственной совестью, в выборе жизненного пути.
Ольга ДЕНИСОВА
| |