|
Материалы номера № 05 (377), 2020 г.
ЮРОДИВЫЙ СТИХА ВИКТОР УРИН
Виктор Урин был бесконечно изобретательным – технически, словесно, эмоционально; он придумывал всерифмовник, кольцевой акростих, трехбуквенник и т. д. Слова, весело выбегая на поляны его стихов, перемигивались, улыбались читателю и складывались в такие занятные фигуры, что солнышко, казалось, улыбалось ярче. Поэтическая изобретательность, вероятно, уступает техническим изобретениям, впрямую меняющим предложенный нам мир, но в смысле интенсивности внутреннего, духовного «делания», пожалуй, превосходит его.
искры весомого, долгого, разного, искры веселого, доброго разума и засевать ими каждую пядь, — не уставать. Кто-то на взлете — ракетой запущен. Кто-то, как сад без хозяев, — запущен. Этот ласкает за пазухой нож. Слушать их страхи, обиды и ложь не устаешь.
Весомое обязано быть долгим, и желательно, чтобы оно было разным – чтобы сочетались игра и искра, фантазия и реальность; чтобы смешение многого позволяло лучше оценить мозаичность яви. Разумеется, Виктор Урин превосходно владел классическим стихом, чему подтверждение – его военные тексты: со сквозною болью и обнаженным нервом:
Оборвалась нитка — не связать края. До свиданья, Лидка, девочка моя! Где-то и когда-то посреди зимы Горячо и свято обещали мы: Мол, любовь до гроба будет все равно, Потому что оба мы с тобой одно. Помнишь Техноложку, школьный перерыв, Зимнюю дорожку и крутой обрыв?
Больше того, прорастая военными стихами своими к центру и сердцу трагедии, Урин обозначает своеобразным сомнением реальность происшедшего: неоспоримую, но такую зловещую:
Ботинки выпачканы грязью, мы шли как будто бы во сне, как будто все это в рассказе, а не в действительной войне. Седьмые сутки пот с лица, и нет огней, и нет конца.
И все же главным в его литературном мире было – солнечное движение пятен слов, причудливо и прихотливо складывавшихся в поэтические строки… Словно чудаковатость и даже некоторая юродивость были поставлены во главу углу: может быть, сознательно, а может, в силу специфической одаренности: в том числе и вечным, сияющим, солнечным детством.
Александр БАЛТИН
| |