 |
Материалы номера № 10 (382), 2020 г.

ЛЕО БУТНАРУ: «ПОЭЗИЯ НУЖНА человечеству!..»
Лео Бутнару — поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Дебютировал книгой стихов «Крыло на свету» в 1976 г. Издал в Молдове и Румынии около 60 книг разных жанров. Составитель и издатель ряда антологий, в том числе антологии «Русский авангард», отдельными книгами в своих переводах выпустил произведения Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Яна Сатуновского, Геннадия Айги, Веры Павловой, Евгения Степанова и других. Лауреат литературных премий союзов писателей Молдовы и Румынии, Национальной премии Республики Молдова. Является членом Консилиума Союза писателей Румынии. Член Союза писателей XXI века. Сегодня с ним беседует Валентина Новкович. (Интервью печатается в сокращенном, газетном варианте.)
— Арсений Тарковский, которого часто называют последним поэтом Серебряного века, написал, что «поэзия меньше всего литература. Это способ жить и умирать», а в одном стихотворении резюмировал, что «бессмертно все, бессмертно всё…» Что для Вас значит поэзия? Умирает ли поэт или становиться бессмертным в своих стихах? — Говорить о поэзии вообще, а особенно о твоих жизненных, судьбоносных связях с ней, очень сложно. Мне уже, конечно, не представить самого себя без поэзии. Если говорится об alter ego, то это второе мое я, безусловно, поэзия. Мы сотворили друг друга взаимно. Давайте я отвечу лаконичным своим стихотворением: человек настолько незнающий человек настолько забавный человек настолько безответственный что может сказать всякое, например: бессмертие… — Может ли поэтический голос остаться в стороне от того, что тревожит его носителя? — Давайте вспомним парадоксальную формулу: поэзия ради поэзии. То есть чистейшая поэзия — о себе, для себя, она как будто не касается ничего мирского, исторического, социального и т. д. Поэзия разрешает поэтам по-разному… не остаться в стороне от самих себя. — Может ли поэзия быть похожа на молитву? — Наверно, это возможно лишь в детском мире, детском менталитете. В мифологические времена поэзией иногда молились и некоторые взрослые, но в мире многое поменялось радикально. — Вы поэт, прозаик, эссеист, переводчик, лауреат множества престижных премий, консилиум Союза писателей Молдовы выдвинул Вас номинантом на Нобелевскую премию. Kакая награда наиболее значима для Вас, и что изменилось в Вашей жизни и в отношении к поэзии со времени, когда Вы дебютировали книгой стихов «Крыло на свету»? — Самая высшая, бесценная по значимости награда, без лишнего пафоса говоря, это, конечно, творческое существование, такая разнообразная, иногда фантастическая жизнь, которую дали мне Поэзия, Слово. Безусловно, иногда очень сложная, тяжелая жизнь, — значит, тем весомее… награда, и стоит ее получить и благодарить Бога, родителей (кстати, первую свою книгу я посвятил памяти моей мамы Анастасии, рано ушедшей из жизни), поэзию, библиотеки, тайную интуицию, своего ангела-хранителя и, конечно, Свободу, которая подсказала мне, как руководствоваться, рационально ею, Свободою. — Кому поэзия сейчас нужна, когда средний тираж поэтического сборника 300 экземпляров? — Вы знаете, что иногда на концертах симфонических оркестров покупается мизерное количество билетов. Но это не значит, что симфоническая музыка не нужна народу. Значит, поставим вместо симфонической музыки — поэзия (…симфоническая… поэзия!) и ответ, надеюсь, будет ясен, можно его выводить методом дедукции. И вот скажу риторически, высокопарно, но абсолютно… естественно: Поэзия нужна народу, нации, нужна Человечеству. Без нее никак не можно представить жизнь на Земле.
Беседу вела Валентина НОВКОВИЧ Белград — Кишинев, 2020
|  |